Коррекция деструктивного и аутодеструктивного поведения посредством МАК.
МАСТЕР - КЛАСС
Деструктивное поведение – это поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям. «Вызов среде»
ФОРМЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ :
- акты жестокости, агрессия,
- нежелание соблюдать социальные нормы,
- неспособность адекватно выражать свои чувства,
- неспособность преодолевать стресс,
- проблемы во взаимоотношениях с людьми, и т.д.
Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности. «Вызов себе»
ФОРМЫ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
- суицидальное поведение,
- расстройство пищевого поведения (анорексия или булимия),
- химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания),
- фанатическое поведение (вовлеченность в религиозные движения, культы, спорт, и т.д.)
- виктимное поведение (синдром жертвы),
- экстремальная деятельность, которая несет угрозу здоровью и жизни .
Техника работы с МАК «Два полюса агрессивности»
Наборы: «Кнуты и пряники», « «TEENAGERS», «COPE»
Работе с этой техникой может предшествовать дискуссия о роли агрессии в нашей жизни и различных вариантах ее проявления.
Предлагаем выбрать (ВО, ВС) 2 карты и расположить их перед собой в соответствии с темами:
- Проявление негативной (деструктивной) энергии агрессивности
- Проявление позитивной (конструктивной) энергии агрессивности.
Просим рассмотреть карты и ответить на вопросы:
По первой карте :
- Что или кто изображен на этой карте?
- В чем именно(как) выражается агрессивность?
- О чем думают персонажи, что они чувствуют?
- Что хотят передать своим поведением?
- В чем заключается негативная энергия агрессивности?
- К каким последствиям она может привести? Запретам? Ограничениям?
- Какие жизненные трудности и разочарования с ней связаны?
Техника работы с МАК «Два полюса агрессивности»
По второй карте:
- Что или кто изображен на этой карте?
- В чем именно(как) выражается агрессивность?
- О чем думают персонажи, что они чувствуют?
- Что хотят передать своим поведением?
- В чем заключается позитивная энергия агрессивности?
- Какие качества она развивает?
- Как еще в жизни можно испытывать эту позитивную энергию?
- Каким жизненным изменениям это может помочь (поспособствовать)?
- С какими словами может обратиться к друзьям и знакомым тот, кто умеет управлять позитивной энергией агрессивности?
По ситуации в целом:
- К каким выводам можно прийти, проанализировав эти ситуации?
- Какой выбор раскрывает большую свободу действий?
- Какой выбор связан с ответственностью за собственную жизнь?
- Изменилось ли отношение к агрессивности, если да, то как?
Техника работы с МАК «Выход из конфликтной ситуации»
Цель: разрешение конфликтной ситуации между людьми.
1к. ВС или ВО - конфликтная ситуация.
2к. Что делаю я, чтобы к. ситуация продолжалась.
3к. Что делает он (она) чтобы к. ситуация продолжалась.
4к. Что делаю я, чтобы к. ситуация прекратилась.
5к. Что делает он (она) чтобы к. ситуация прекратилась.
6к. Что мы должны сделать вместе, для прекращения к. ситуации.
7к. Что мы получим после выхода из к. ситуации, какие новые отношения.
Техника работы с МАК «Мои любимые грабли»
Цель: анализ повторяющейся ситуации.
1. Просим клиента в открытую выбрать карту, которая напоминает ситуацию. Описать ключевые моменты.
2. Просим клиента ВС выбрать 4 карты:
• 1 карта - что предшествует ситуации (настроение, мысли, встречи, темы разговоров, поведение и т.д.),
• 2 карта - какое действие происходит непосредственно в самой ситуации (какие эмоции и чувства Вы испытываете, что говорите, а что хотели бы сказать, как себя ведете, чего боитесь….),
• 3 карта - что будет происходить, если ничего не менять?
• 4 карта - что необходимо поменять? какие выводы необходимо сделать или как изменить свое поведение, чтобы ситуация разрешилась раз и навсегда? (возможно нужны какие-то действия, изменение поведенческой реакции, возможно необходимо поменять отношение к чему-либо или кому-либо, возможно ситуация уберегает от чего-то или предостерегает о чем-то).
3. Обсудить и записать выводы.
Техника работы с МАК "На распутье"
Рекомендуется в ситуации выбора и определения правильного пути решения какой-либо ситуации выбора, например, в межличностном взаимодействии.
1. Просим клиента представить какую-либо волнующую жизненную ситуацию.
2. Как в русской сказке, когда герой стоит на распутье у камня судьбы, клиенту предлагается ВО выбрать из предложенных карт ТРИ пути разрешения ситуации (если у клиента меньше трех, то либо предложить подумать и добавить, либо оставить как есть).
3. Карты раскладываются горизонтально, рядом друг с другом. Обсуждение выбора их разности исхода ситуации.
4. Далее из любой ситуативной колоды ВС выбираются 1-3 карты для каждой дороги, отвечающей на вопрос "Что меня ожидает при выборе данного пути?
5. Обсуждение получившихся результатов.
Техника работы с МАК "Потери и Дары травмы" »
Цель: выявление процесса «личностного роста, являющегося следствием травмы».
Материалы: метафорические карты «Преодоление», Соре.
Содержание. Стресс, так же как и кризисная или травматическая ситуации причиняют сильные физические и душевные страдания. Они разрушают устои нашего привычного мира, но, с другой стороны, они же могут способствовать процессам изменения и дальнейшего личностного роста. Ведущий предлагает участнику перетасовать колоду и, не открывая карты, разделить ее на четыре стопки. Затем он просит игрока вспомнить какой-нибудь пример стресса, кризиса или травмы из его жизни.
Ведущий предлагает участнику открывать верхнюю карту каждой из стопок, относясь к картам каждой стопки, как отвечающим на следующие вопросы: Первая стопка – Что Вы потеряли в этом кризисе? Вторая стопка – Чем Вы были готовы пожертвовать? Третья стопка – Что Вы приобрели в результате данного события? Четвертая стопка – Что бы Вы хотели приобрести в результате пережитого? Примечание: если одной карты из какой-либо стопки не достаточно для ответа на поставленный вопрос, или какая-нибудь карта не соответствует переживаниям участника, то он может по своему усмотрению открывать дополнительные карты из соответствующей стопки. Рефлексия упражнения: какие открытия вы сделали в ходе упражнения?
Техника работы с МАК «Рост после разрушения»
Цель: работа с состоянием, которое хочется изменить.
1. Описать то состояние, которое есть сейчас. Описываем достаточно подробно то, что не удовлетворяет. 2. Тянем 1 или несколько карт "в закрытую" с вопросом: «Какое состояние хочется?» Проясняем, чем желаемое состояние отличается от того, как есть сейчас. 3. Тянем 1-3 карты "в закрытую" с вопросом: «Какого ресурса не хватило для того, чтобы находиться в нужном состоянии?» В этом пункте важно почувствовать, как нехватка этого ресурса связана с тем состоянием, которое хочется изменить. 4. Тянем 3-5 карт "в закрытую" или "в открытую" с вопросом: «Какой ресурс может помочь достичь нужного состояния?» На этом этапе важно достаточно точно понять, как проявленные с помощью карт ресурсы можно конкретно использовать в насущной ситуации, на что обратить внимание, что сделать.
Техника работы с МАК «РАЗЛУКА» (утрата, развод)
Техника поможет посмотреть на того человека объективно, отпустить его, осознать и принять расставание с ним, как естественный ход жизни, сказать ему то, что вы не успели сказать ему в глаза.
Для выполнения техники вам понадобятся ассоциативные карты Persona и Saga. Итак. I. Образы Из карт Persona выбираете пять образов: 1. Образ человека — просто его образ; 2. Образ, каким вы его любили; 3. Образ, каким вы его не любили; 4. Образ, каким его знали другие люди; 5. Образ, каким его знали только вы.
Техника работы с МАК «РАЗЛУКА» (утрата, развод
II. Письма Берете чистый лист бумаги и пишите все, что хотите ему сказать. Важно вспомнить положительные и отрицательные стороны взаимодействия с этим человеком. Что в вас изменилось благодаря ему, какой урок вы извлекли, за что вы можете его поблагодарить. Затем берете другой лист бумаги и неведущей (если вы правша, то левой и наоборот) рукой пишите письмо вам от него.
Техника работы с МАК «РАЗЛУКА» (утрата, развод
III. Подарки Из карт Saga выбираете подарок, который хотели бы ему подарить. Расшифруйте этот подарок. Затем выбираете подарок, который он вам хочет подарить. И также расшифруйте этот символ.
Прислушайтесь к себе, что вы сейчас чувствуете? Обиду, благодарность, облегчение?
Чувства в этот момент и покажут результат работы с этой техникой.
Техника работы с МАК "Я И МОЯ ЛЮБОВЬ К СЕБЕ"
Данная техника рекомендуется для групповой и индивидуальной работы. С целью понимания и осознания клиентом своего отношения к себе и прояснения, что такое любовь к себе, проявляет ли ее человек в своей жизни. Предложите клиенту выбрать по 1 карте на каждый вопрос в закрытую. 1. Как я отношусь к себе? 2. Какой я вижу себя? 3. Какой меня видят другие? 4. Что для меня значит любить себя? 5. Как я проявляю любовь к себе в своей жизни? 6. Что помогает мне любить себя? 7. Каким будет мой первый шаг на пути любви к себе?