Раздел: Человек и Родина |
Тема: Сюжет и проблематика романа Ч.Айтматова«Буранный полустанок». |
Дата: | Школа: | ФИО учителя: |
Класс: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Цели обучения: |
10.1.3 определять основную мысль текста, выявляя детали, подтверждающие её; 10.2.2 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом; 10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение; 10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей,в раскрытии основной мысли; 10.4.3 представлятьинформацию в виде несплошного текста, используя информацию двух текстов. |
Цель урока: | Все учащиеся смогут: |
определять основную мысль текста, выявляя детали; пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики; |
Большинство учащихся смогут: |
владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение; анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей,в раскрытии основной мысли; |
Некоторые учащиеся смогут: представлятьинформацию в виде несплошного текста в форме буктрейлеров, презентаций. |
Языковая цель | Полиязычие:хронологическая таблица, лингвистический анализ текста Основные термины и словосочетания: тема, идея, сюжет, проблематика. |
Привитие ценностей | Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле Стратегии «Казахстан – 2030», государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к Родине, родному языку, русскому языку, литературе и культуре. |
Межпредметные связи | Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык. |
Навыки использования ИКТ | Использование интерактивной доски. буктрейлеры, презентации, интернет- ресурсы. |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока Актуализация | Организационный момент. Создание коллаборативной среды. Стратегия «Рукопожатие» Учащиеся ходят по кругу и здороваются , пожимая руку и желая друг другу того, что им необходимо в этот момент. Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока. Стратегия «Зигзаг». Работа в группах От каждой группы выступает лидер. Лингвистический анализ текста - отрывка из романа В. Закруткина «Сотворение мира». | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. |
Середина урока Открытие нового Закрепление темы | Стратегия «Мозговой штурм». Литературный хронограф. Учитель вводит в тему, рассказывает о судьбе и творчестве Ч.Т.Айтматова, показывает презентации, слайды, рассказывает о жизни и творчестве писателя. Аналитическая статья «Сюжет и проблематика романа». Комментированное чтение и анализ статьи учебника. Литературный справочник. Термины записываются и обсуждаются. Тема –предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности, составляющий основу сюжета произведения. Идея –главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественногопроизведения. Сюжет –система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи,раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненнымявлениям. Проблематика – совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной проблеме. Виды проблематики в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и другие. | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. |
Конец урока Информация о домашнем задании | Стратегия «Зигзаг». Перспективное задание выполняется в группах с использованиеминтерактивных технологий. Ознакомьтесь с материалами сайтов, посвященных жизни и творчеству Ч.Т.Айтматова. Разработайте буктрейлеры, презентации и слайды по материалам интернет-ресурсов. Обратитесь за консультацией к учителю информатики. Буктрейлеры распределите по темам: «Сары-Озеки – родная степь Едигея Жангельдина», «Легенда о манкуртах», «Земля и Космос в романе «Буранный полустанок». Структурно-смысловая хронологическая таблица. Прочитайте статью «Литературный хронограф». Обратите внимание на факты биографии и творчества писателя, связанные с Казахстаном.Составьте хронологическую таблицу. | Буктрейлеры презентации интернет-ресурсы |
Рефлексия. | Стратегия «Метод ассоциаций».Дневник вдумчивого читателя. Прочитайте в хрестоматии главы из романа «Буранный полустанок». Запишите ваши первые впечатления после прочтения произведения Ч.Айтматова. Записывайте ваши мысли о романе и его героях в процессе анализа текста. | Дневник вдумчивого читателя |