Просмотр содержимого документа
«Личная разработка. «Комплект адаптированных учебных материалов для обучающихся с ОВЗ»»
«Комплект адаптированных учебных материалов
для обучающихся с ОВЗ»
Выполнила: учитель начальных классов ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют» Чаева Елена Николаевна
Нозология возрастного аутизма – это область медицинской науки, которая изучает симптомы, причины, диагностику и лечение аутистических расстройств у различных возрастных групп. Аутизм является детерминальным неврологическим расстройством, которое влияет на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение.
В зависимости от возраста, аутизм может проявляться по-разному. У детей младшего возраста наиболее распространены ярко выраженные симптомы, такие как отсутствие эмоциональной реакции, повторяющиеся движения и устоявшиеся ритуалы.
Цель комплекта: "Комплект адаптированных учебных материалов для обучающихся с ОВЗ" - обеспечить эффективное обучение и развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В рамках данного комплекта представлена характеристика психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ. Это позволяет педагогам и специалистам в области специального образования более глубоко понять индивидуальные особенности каждого ученика и адаптировать образовательный процесс под его потребности. Характеристика включает в себя описание особенностей когнитивных способностей, эмоционально-волевой сферы, моторики и коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ.
Второй важной частью комплекта является картотека адаптированных материалов. Это комплект подвижных игр, разработанный специально для обучающихся с ОВЗ. Он адаптирован с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Характеристика психофизических особенностей обучающихся
с особыми воспитательными потребностями (ОВЗ)
Характеристика психофизических особенностей обучающихся с особыми воспитательными потребностями (ОВЗ) - это комплексная аналитическая оценка основных аспектов развития этих учащихся. Она включает в себя описание особенностей развития психических функций, как когнитивных, так и эмоционально-личностных. Кроме того, данная характеристика содержит информацию о предметных и метапредметных результатах обучения, в особенности для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, где акцент делается на освоении базовых учебных действий (БУД) в рамках образовательной программы. Также она включает характеристику личностного развития каждого обучающегося, обозначая его индивидуальные особенности развития и потенциал. И наконец, в рамках этой характеристики прослеживаются интересы и предпочтения обучающихся вне образовательного процесса, что позволяет учесть их индивидуальные интересы и потребности. При анализе данных психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ следует уделить особое внимание проблемам аутизма и расстройству аутистического спектра (РДА), в связи с их значительными последствиями для развития и обучения.
№ | 1 |
Название упражнения/игры | «Гамак» |
Цель | Проприоцептивное воздействие. Два тела взрослых обеспечивают глубокое проприоцептивное воздействие, успокаивающее ребенка, в той же степени, в которой пеленание младенца обеспечивает ему комфорт. Вестибулярное воздействие. Раскачивание взад-вперед обеспечивает контролируемое вестибулярное воздействие. Совместное внимание. Это простое занятие стимулирует ранний зрительный контакт, в процессе совместного действия с другим человеком. |
Задание к упражнению | В паре с еще одним взрослым сцепите руки, чтобы образовать гамак, и держите ребенка между ними в горизонтальном положении. Встаньте поближе друг к другу, чтобы своими телами слегка сдавливать ребенка. Раскачивайтесь взад-вперед: сначала так, чтобы голова ребенка была выше ног, потом — чтобы ноги были выше головы. Все время, пока раскачиваетесь, напевайте: «Мама, папа, Эмма… Мама, папа…» Главное при этом — продолжайте сжимать ребенка, не прерывая с ним зрительный контакт. |
Оборудование | Гамак, одеяло, собственные руки |
Примечание (при необходимости) | Зачем играть? Чувство родства, прежде чем стать сознательным, начинается с ощущений: с прикосновений, звуков, зрительных образов и движений, разделенных двумя людьми. Связывая вместе вестибулярное и проприоцептивное воздействие и добавляя к ним звуковое, вы используете две самые мощные сенсорные системы в виде раскачивания, которое увеличивает чувство родства между взрослыми и ребенком. |
№ | 2 |
Название упражнения/игры | «Кто дальше дунет?» |
Цель | Развитие воображения, раскованности в движениях. |
Задание к упражнению | Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, даёт название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое. |
Дидактический материал | |
Примечание (при необходимости) | Игру можно повторять несколько раз. |
№ | 3 |
Название упражнения/игры | «Верёвочка» |
Цель | Развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей. |
Задание к упражнению | Каждому игроку ведущий раздаёт по верёвке и даёт команде задание – «нарисовать» определённую фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, ёлочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное. |
Дидактический материал | |
Примечание (при необходимости) | Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования». |
№ | 4 |
Название упражнения/игры | «Шнуровки» |
Цель | развивать мелкую моторику пальцев рук, вызывать интерес к игре. |
Задание к упражнению | Вначале педагог может показывать детям, как надо продевать шнурок в отверстия, чтобы получить тот или иной рисунок, а затем дети вслед за педагогом повторяют его действия. После этого можно предложить детям просмотреть все от начала до конца, а потом точно также выполнить рисунок шнуровки. Потом можно предложить детям уже готовую Шнуровку и попросить подумать и сделать так самостоятельно (допускаются разные пробы). |
Дидактический материал | |
Примечание (при необходимости) | Можно предложить детям шнуровку по их собственному желанию: «Придумай». |
№ | 5 |
Название упражнения/игры | «Накинь кольцо» |
Цель | развитие общей и мелкой моторики. |
Задание к упражнению | Педагог предлагает детям поиграть: «Будем бросать кольца. Вот так. Встань тут. Бросай. Надо попасть на носик Буратино». Педагог демонстрирует бросок кольца, отмечает линией расстояние, необходимое для броска (сначала небольшое расстояние - 40 см, затем оно увеличивается до 1,5-2 м). Правила игры устанавливает педагог. Он может предложить допустимое количество бросков, можно устроить соревнование команд. |
Дидактический материал | Речевой материал: кольцо, бросай, попал, не попал, встань тут, молодец. |
Примечание (при необходимости) | Оборудование: кольцеброс. |
№ | 6 |
Название упражнения/игры | «Лучинки» или «Палочки» |
Цель | развитие мелкой моторики рук, совершенствование умений ориентироваться на плоскости. |
Задание к упражнению | Группе детей (три-четыре человека), сидящих за столом, педагог показывает, какие узоры можно выложить из лучинок. Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по образцу педагога. «Делайте так». Затем педагог предлагает детям самим придумать, что можно выложить из лучинок; напоминает, какого цвета лучинки лучше использовать. «Сложи, что сам хочешь. Что ты сложил?» После того как дети научатся выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляются лучинки разных размеров от 5 до 15 см, по несколько штук каждого размера. Педагог предлагает детям выкладывать несложные сюжеты, например дом с забором, дерево и т.п. В игре возможен элемент соревнования, дети делятся на команды, определяется, кто быстрее соберёт тот или иной узор. |
Дидактический материал | Речевой материал: сложи узор, делай так, сложи так, палочки, названия предметов. |
Примечание (при необходимости) | Оборудование: набор лучинок (30-40 штук длиной 10-15 см, окрашенных в три-четыре цвета).набор лучинок (30-40 штук длиной 10-15 см, окрашенных в три-четыре цвета). |
№ | 7 |
Название упражнения/игры | «Попробуй повторить» |
Цель | развитие слуховой памяти, чёткости речи. |
Задание к упражнению | Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается. |
Дидактический материал | - Дарья дарит Дине дыню. - Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще. - В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи. - Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон. - Шёл Саша по шоссе, нёс сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васеньке и Антоше. Есть две сушки – Нюшеньке и Петруше. |
Примечание (при необходимости) | |
№ | 8 |
Название упражнения/игры | «Узнай по голосу» |
Цель | развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве. |
Задание к упражнению | Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая текст. С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить. |
Дидактический материал | Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай. |
Примечание (при необходимости) | Во время игры следует соблюдать полную тишину. Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку. |
№ | 9 |
Название упражнения/игры | «Догоняй мяч» |
Цель | развитие внимания, точности и согласованности движений. |
Задание к упражнению | Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдаётся по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдёт, игра начинается снова. |
Дидактический материал | Два озвученных мяча. |
Примечание (при необходимости) | Мячи можно только передавать, но не бросать. Количество мячей можно увеличивать. Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди. |
№ | 10 |
Название упражнения/игры | «Догони колокольчик» |
Цель | развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве |
Задание к упражнению | Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих. Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается. |
Дидактический материал | Колокольчик. |
Примечание (при необходимости) | Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий. Играющим нельзя выходить за пределы площадки. Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.). |
№ | 11 |
Название упражнения/игры | «Лови шарик» |
Цель | развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого. |
Задание к упражнению | Педагог кладет шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог - поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку. |
Дидактический материал | Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец. |
Примечание (при необходимости) | |
№ | 12 |
Название упражнения/игры | «Поймай рыбку» |
Цель | развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание. |
Задание к упражнению | Педагог предлагает детям поиграть. «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме» - предлагает детям сачком перенести рыбку например из банки в аквариум. Вначале он показывает, как надо ловить и переносить рыбок сачком («Делайте так»), затем дети действуют сами. Другим вариантом игры может служить использование автоматической подставки, приводимой в движение поворотом ключика. На этой подставке установлены рыбки, имеющие магнит. Во время движения рыбки открывают и закрывают рот. У ребенка есть удочка с магнитом на конце лески (веревки). Когда рыбка открывает рот, ребенок должен успеть точно поднести к ней магнит и суметь вытащить ее до того, как она закроет рот. Пойманных рыбок складывают в баночку (коробку). Возможен вариант соревнования двух детей или двух команд, в которых по очереди дети ловят рыбок. Выигрывает та команда, которая быстрее выловит всех рыбок, соблюдая правила (нельзя помогать рукой, ловить надо только удочкой). |
Дидактический материал | |
Примечание (при необходимости) | Оборудование: игра «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум, сачки. Речевой материал: рыбы, аквариум, рыбы живут тут, делайте так (лови рыбу), сачок, поймал, помоги |
№ | 13 |
Название упражнения/игры | «Кто скорее свернет ленту» |
Цель | развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений. |
Задание к упражнению | Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту. Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное. Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать)». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. |
Дидактический материал | Речевой материал: лента, делай так, держи, раз, два, три, крути, кто быстрее? Кто первый? |
Примечание (при необходимости) | Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см), одинаковой ширины и одного цвета. |
№ | 14 |
Название упражнения/игры | «Нащупай в мешке» |
Цель | Соотнесение тактильной и зрительной информации. На первых этапах этой игры вы учите детей соединять зрительную и тактильную информацию. Позволяя им смотреть на предмет, одновременно трогая другой такой же, вы учите их соединять визуальные свойства с осязательными. Это помогает им понимать осязательные свойства предметов, когда они видят их в своем окружении. Тактильное распознавание. Распознавание предмета в пакете при помощи рук и пальцев, без зрительной поддержки, стимулирует осязательную систему и закладывает основы для навыков мелкой моторики. Речевое развитие. Эта игра способствует формированию навыка описания предметов и явлений и таким образом развивает речь. Снижение тактильной гиперчувствительности. Учитывая то, что эта игра предлагает безопасное и веселое знакомство с новыми фактурами, ее можно использовать для того, чтобы систематически снижать гиперчувствительность вашего ребенка. Сенсорное развитие |
Задание к упражнению | Как играть (первый уровень) Положите один предмет в наволочку. Другой такой же, положите на стол в качестве зрительной подсказки. Пусть ребенок сунет руку в наволочку, не заглядывая внутрь, и опишет предмет, который он трогает, глядя на предмет на столе. Как только он поймет, что тактильная информация соответствует зрительной, находящейся перед ним, можно усложнить игру. Увеличьте сложность, выставив на стол больше предметов, чтобы ребенок попытался идентифицировать тот, который находится в мешке, не заглядывая туда. Как только ребенок идентифицирует объект, используйте речь, чтобы описать действие и объект, например: «Ты выбрал монетку, она круглая, гладкая и плоская», стимулируя таким образом вербальную коммуникацию. Как только ребенок начнет связывать описательные термины с предметами, помогите ему, предлагая выбор слов для описания: «Твердое или мягкое?», «Пушистое или гладкое?». Как играть (второй уровень) Поместите меньшие по размеру объекты (по одному) в небольшой бумажный пакет. Пусть ребенок идентифицирует объекты, не глядя в пакет (и попытается это сделать без визуальных подсказок). По мере улучшения навыков пусть ребенок начнет описывать, а не просто называть предмет в пакете. |
Дидактический материал | |
Примечание (при необходимости) | Оборудование – наволочка, мешочек, пакет Две одинаковых маленьких мягких игрушки. Два одинаковых маленьких мячика Два одинаковых бытовых предмета (что-то из посуды, например). Предметы должны быть знакомы ребенку, чтобы было не слишком сложно определить их на ощупь. Маленькие предметы: монетки, скрепки, пуговицы и т. д. |
№ | 15 |
Название упражнения/игры | «Сосиска» в одеяле» |
Цель | Проприоцептивное воздействие. Заворачивание ребенка в одеяло и добавление «приправ» обеспечивают глубокое давление, которое стимулирует проприоцептивные рецепторы и оказывает успокаивающий эффект на нервную систему. Общение. Взаимодействуя с ребенком на физическом уровне, вы одновременно помогаете ему идентифицировать части тела. Осознание своего тела. Применяя глубокое давление и одновременно описывая ту часть тела, к которой вы добавляете «приправу», вы помогаете ребенку прочувствовать его тело. Развитие вестибулярной системы. Разворачивая ребенка в конце игры, вы вызываете вращательные движения головы и тела, стимулируя тем самым вестибулярную систему. Подготовка к обучению. Вращательные движения оказывают возбуждающее воздействие на нервную В этом занятии вращательные движения следуют за проприоцептивным воздействием, которое, наоборот, оказывает успокаивающее влияние на нервную систему. Стимулируя обе системы, вы помогаете нервной системе ребенка достичь оптимального состояния — «спокойной сосредоточенности»; таким образом, эта игра может быть отличной разминкой перед концентрированной умственной деятельностью. |
Задание к упражнению | Как играть Для начала положите на пол тяжелое одеяло и скажите своему ребенку, что собираетесь делать сосиску в тесте, причем он выступит в роли сосиски. Пусть он ляжет на край одеяла (на полу), но его голова обязательно должна остаться снаружи — убедитесь в этом, прежде чем начнете сворачивать одеяло (ни одна часть лица ни в коем случае не должна оказаться в одеяле!). Заверните одеяло так, чтобы оно оказалось обернуто вокруг ребенка. Говорите при этом: «Кто у нас сосиска в тесте?» Затем произнесите имя ребенка, допустим: «Саша — сосиска в тесте». Затем примените глубокое давление на спину ребенка (почти как при массаже), говоря при этом: «Теперь я кладу кетчуп на спину сосиски, а сейчас — немного горчицы на ее руку». Продолжайте применять глубокое давление на руки, спину и ноги, массируя их. Всегда проговаривайте вслух, какая часть тела в данный момент подвергается воздействию. Мягко потяните конец одеяла, чтобы ребенок выкатился наружу — это вызовет у него смех. Если у ребенка возникнет тревожное чувство от пребывания в одеяле, пусть вытащит наружу руки — это уменьшит неприятное ощущение, что его где-то удерживают. |
Дидактический материал | |
Примечание (при необходимости) | Занятия, которые включают в себя глубокое давление вместе с движениями, стимулирующими вестибулярную систему (выкатывание из одеяла), способствуют интеграции нервной системы. Также они снижают страхи ребенка перед новыми движениями, потому что им предшествует проприоцептивная стимуляция, успокаивающая нервную систему. Соединяя эти стимулы, вы эффективно повышаете терпимость ребенка к различным движениям. Это занятие — предшественник более сложных подвижных действий (таких, как занятия спортом) и умственной деятельности. |
Вывод.
В ходе создания проекта, направленного на разработку и проведение игр для детей с аутизмом, я достигла значительных результатов. Основной целью данного проекта было обеспечить эффективное обучение и развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Игры, разработанные специально для детей с аутизмом, оказались чрезвычайно полезными в их развитии и адаптации к окружающей среде. Одним из главных достижений проекта стало улучшение коммуникационных навыков у детей с аутизмом. Через применение игровой формы обучения удалось существенно повысить уровень речевой активности и взаимодействия детей с окружающими.
Кроме того, игры для детей с аутизмом помогли развить навыки самостоятельности, концентрации внимания и координации движений. Многие дети с аутистическим расстройством имеют проблемы с сенсорным восприятием, и игры были специально разработаны с учетом этой особенности. Постепенно, благодаря играм, дети стали лучше воспринимать и анализировать сенсорные сигналы, что положительно сказалось на их повседневной жизни и обучении.