Литература и театр эпохи Возрождения.
Литература и театр эпохи Возрождения.
- Символ эпохи Возрождения - расцвет искусства. Для человека Ренессанса искусство имело такое же всеобъемлющее значение, как для XVIII в. - философия, для XIX в. - наука, для XX в. - техника. Все социальные слои были охвачены художественными увлечениями. Образностью в искусстве окрашивались идейные искания и творчество, политика и социальная борьба, хозяйство и быт, война и дипломатия. Художественный вкус никогда еще не был уделом столь широких слоев общества и не поднимался до такой высоты, тяготея к реализму.
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri — «снова» или «заново» + nasci — «рождённый») — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм(то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.
Возрождение и этапы
- Возрождение делят на 4 этапа: 1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) 2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века) 3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века) 4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
- Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
- Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
- Высокое Возрождение, по сути, не было искусственно прервано по какими-то внешним причинам, а неизбежно себя исчерпало. Советское искусствоведение почему-то не желало с этим смириться, искало внешних обстоятельств - ухудшение исторической и политической обстановки в Италии, угроза иноземного гнета, итальянские войны. Но ведь оно и началось в эпоху ухудшения, войн и походов. Как раз сам феномен Высокого Возрождения подтверждает, насколько не совпадают периоды социального расцвета и расцвета культуры. Эпоха Высокого Возрождения – время исполнения надежд, время свершения тех обетований, тех обещаний, которые были даны в предыдущую эпоху. Разумеется, нельзя смотреть на Высокое Возрождение как на какой-то абсолютный пик ренессансных процессов, потому что, если смотреть так, то тогда приходится рассматривать весь XV в. только как некий подготовительный период, как черновик к тем явлениям, которые будут написаны начисто в это короткое время, занимающее всего лишь четверть столетия.
Последний период:
- Последний период — итог несколько векового стремления к совершенству, идентификации нового направления в культуре. Новые открытия в искусстве, шедевры литературы, изобретения и просвещение умов, которое не закончится вплоть до эпохи Просвещения. Кризис проявлялся, прежде всего, в искусстве. В полотнах позднего Возрождения — напряжённость, изломанность линий, неестественность поз, непринятые ранее перспективы, гаммы, композиции. Первыми работами, где стал ощущаться маньеризм (западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века — прим. ред.) стали «Аллегория с Венерой и Амуром» Аньоло Бронзино, «Три эскиза обнажённых женских фигур» Франческо Пармиджанино и другие.
Большинство работ того времени создавались для семейства Медичи. Усыпальница Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции стала первой в архитектуре маньеризма. Созданная основоположником Микеланджело в XVI веке, усыпальница задала стиль для всего позднего периода. Тем временем в литературе Мишель де Монтень создавал свои «Опыты», а Джордано Бруно, один из последних представителей Возрождения, разрабатывал собственную космологию.
«Три эскиза обнажённых женских фигур» Франческо Пармиджанино, 1530
К концу XV столетия уроки античного театра дают первые творческие результаты, «ученую комедию» и «ученую трагедию». Написанные по примеру античных пьес, новые драмы на темы современной жизни постепенно все более смело отходили от древних образцов. Крупнейшими творцами новых драм, в первую очередь комедий, были Лодовико Ариосто, Никколо Макиавелли (его комедия «Мандрагора» явилась лучшей пьесой своего времени), Пьетро Аретино, Джордано Бруно.
Каждый персонаж – это конк ретный социальный тип, заостренный до шаржа, с неизменными чертами характера и внешним обликом, то есть образ-маска. В комедии дель арте были маски слуг (веселый, разбитной Бригелла, добродушный глуповатый Арлекин и острая на язычок Сервета); маски господ (главный объект сатиры: жадный и спесивый венецианский купец Панталоне, трусливый и хвастли вый Капитан, лжеученый из Болоньи – Доктор); и наконец, пара молодых влюбленных. Старики, как водится, мешали их соединению, но молодежи с помощью бойких слуг неизменно удавалось оставить их „в дураках”. Таким образом, исходя из ренессансной традиции, комедия дель арте избрала главным своим конфликтом столкновение между старым укла дом жизни и здоровыми молодыми силами.
Литература и театр Возрождения стали выразителями гуманистических идей. Для них характерно жанровое и стилевое многообразие: новеллы, эпические произведения, рыцарский роман, комедия, трагедия, публицистика, поэзия. Ф. Петрарка заложил основы новой гуманистической этики. Ее главный принцип - достижение нравственного идеала через самопознание, активная добродетель, образование, смысл которого - в широком овладении культурным опытом человечества. Необычайную популярность завоевали новелла (особенно в Италии), эпические произведения и рыцарский роман (Л. Ариосто, Ф. Рабле, М. де Сервантес), комедия и трагедия (У. Шекспир, Лоле де Вега), богатая публицистика, лирическая поэзия. Нередко в художественной форме писали даже научные трактаты.
Музыкальное искусство Возрождения включало в себя музицирование как род культурной деятельности, объединение музыки и текста, нотопечатание, жанровое и инструментальное разнообразие. Наряду с церковной музыкой делает успехи и светская музыка. Совершенствовалось вокальное мастерство, в быт горожан (особенно в Италии и Нидерландах) проникает инструментальная музыка, распространяется полифония, возникает оркестровая музыка, а во Флоренции конца XVI в. зародилась опера. Качественный скачок в развитии музыкального театра связан с именем К. Монтеверди, которого считают первым композитором нового времени, создателем экспрессивного (взволнованного) стиля. Италия XVI в. знала большое разнообразие музыкальных инструментов: лиру, цитру, цимбалу, клавесин, виолу, скрипку, свирель и трубу. Изготовлением смычковых инструментов славились Амати, позже А. Страдивари.
Спасибо за внимание!!