СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение С. Есенин Стихотворение "Черёмуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "С. Есенин. Стихотворение "Черёмуха" 3 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение С. Есенин Стихотворение "Черёмуха"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Краснодонская основная общеобразовательная школа

Волгодонского района Ростовской области






Разработка урока по литературному чтению в 3 классе
на тему: "С. А. Есенин «Черёмуха»"
в рамках районного конкурса методических материалов
" Педагогическая идея".
УМК "Школа России"







Подготовила: Евсеева Светлана Ивановна
учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



п. Краснодонский
2020 г.






Тема урока

С. А. Есенин. Стихотворение «Черёмуха»


Педагогическая цель

На основе стихотворения С. А. Есенина «Черемуха» подвести учеников к осознанию воздействия великой силы лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека


Педагогические задачи

Способствовать ознакомлению с творчеством С. А. Есенина; создать условия для совершенствования выразительности чтения, формирования умений понимать изобразительно-выразительные средства языка, находить их; содействовать развитию литературной речи, языка, образного мышления; способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к природе.


Тип урока

Изучение нового материала


Планируемые результаты

Научатся анализировать стихотворение, прогнозировать содержание произведений, получат возможность научиться анализировать средства выразительности, подчёркивать существенные признаки изображаемых предметов и явлений, усиливать передаваемые чувства, поэтические образы.


Личностные результаты

Демонстрируют интерес к содержанию и форме произведения; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, охранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке; выражать свое собственное мнение; адекватно воспринимать оценку учителя.


Универсальные учебные действия

Метапредметные

Познавательные: владеют приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; выделяют существенную информацию из текста; осуществляют сравнение, обобщение, делают выводы. эмоционально и осознанно воспринимают лирическое стихотворение; осуществляют поиск нужной информации, использовать знаки, символы;

Регулятивные: выбирают способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: выражают свои мысли в устной речи; используют доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.


Основное содержание темы, понятия и термины

Тема и главная мысль произведения.. Средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение). Воспроизведение прочитанного текста..


Оборудование

ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климанова 2 часть 3 класс, словари: С.И. Ожегов Словарь русского языка; Словарь – синонимов русского языка.

Формы работы

Фронтальная работа, работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.

Используемые методы

Словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические.



Технологическая карта урока

Этапы и цели урока

Формы, методы, методические приёмы

Содержание взаимодействия с учащимися


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Фронтальная. Словесный.

1.Приветствие уч-ся.

2.Проверка готовности к уроку.

3.Эмоциональный настрой.

4. Правила посадки.

Психологический настрой.


Проверка готовности к уроку.

Приветствует детей, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать точку зрения.

II. Проверка
домашнего
задания

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Фронтальная. Словесный.

Беседа

1. Рассказ наизусть стихотворения

– Прочтите выразительно стихотворение, которое вы приготовили дома. (А. Блок «Ворона»)

Проверяет качество выполнения домашнего задания

Выполняют учебную задачу под руководством учителя, осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для разрешения различных задач.

III. . Введение в тему урока

Цель: создание направленности на учебную работу; принятие учебной задачи урока (предугадывание предстоящего чтения)


Фронтальная. Словесный.










Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного русского поэта. Его фамилию вы узнаете, выполнив задание.

Что нужно сделать, чтобы узнать фамилию автора? (вставить пропущенную букву)

Тютч.в Пау.товский Б.рестов Биа.ки Пришв.н Чаруши.

-Как фамилия автора? (Есенин)

-Как зовут этого поэта? (Ответы детей)

Сергей Александрович Есенин (портрет)

Приложение № 1 Слайд 1

- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы.

-Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть?

( "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая берёза».)

Подводит учащихся к определению цели, формулирует учебную задачу урока.



Планируют работу на уроке.

Читают стихи.

Осмысленно читают, соблюдая интонацию
и знаки препинания.

Правильно строят ответы на вопросы

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме;

высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других;

Познавательные: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез.

IV. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: восприятие информации на слух; развитие интереса к личности поэта, его творчеству; эмоциональное восприятие стихотворения; выразительное чтение; овладение навыками поискового чтения.

Фронтальная

Словесный

Наглядный


1.Подготовка к восприятию (Рассказ о С. Есенине)



- Посмотрите внимательно на портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? (Ответы детей)

- Говорят, глаза – зеркало души человека. А что вы можете увидеть в глазах поэта?

Мы предположили, каким был человек Сергей Есенин.

Предлагаю послушать факты из биографии, которые дадут нам более полное представление о Сергее Александровиче Есенине? Приложение № 1 Слайд 2

– Перенесёмся в далёкое прошлое, очутимся на берегу Оки, под Рязанью. Мы стоим на высоком берегу, представленная перед нами картина заставляет замереть от восторга: озеро с белыми лилиями, луга с ароматом мяты, село Константиново. Здесь 21 сентября 1895 года родился будущий поэт, Сергей Есенин. В последствии он сделал это село знаменитым на весь мир.

Приложение № 1 Слайд 3,4

Родители его были бедными, отдали сына на воспитание деду. Сергей окончил сельскую школу с похвальной грамотой. Приложение № 1 Слайд 5, 6

Писать стихи начал с 9-ти лет. В семье хотели, чтобы Сергей стал учителем. Но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, поступил в императорский университет.

Первая книга стихов Сергея Есенина была принята читателями доброжелательно.

Есенин специально «детских» стихов написал очень мало, он считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь»

Приложение № 1 Слайд 7

С раннего детства Сергей Есенин полюбил природу, он чувствовал себя её частью.

Поэт удивительно чутко воспринимал красоту русской природы и просто передавал свои чувства и земную красоту в стихах.

Есенин прожил короткую, но непростую жизнь.

Сейчас село Константиново в Рязанской области называется Есенино.

Задает вопросы по ранее изученному материалу



Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для разрешения различных задач;

Познавательные: извлекать информацию,

строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез.


Фронтальная

Словесный

Беседа

2. Первичное восприятие стихотворения



Приложение № 1 Слайд 8

- Найдите в содержании, как называется произведение С. Есенина, которое мы сегодня будем читать?

Приложение № 1 Слайд 9

«Черёмуха»

1915 год. Накануне стояла ужасная погода: хмурое небо, холодный ветер. А сегодня ослепительно светит солнце, щебечут птицы. На крыльцо выбегает голубоглазый мальчик, вдыхает весенние ароматы. И вдруг видит перед собой цветущую черёмуху.

- Как вы думаете, какие чувства могли возникнуть в этот момент у Есенина? (Восторг, восхищение, радость)

– И как у истинного поэта в душе его родились стихи. Находясь в восторженном состоянии, какое стихотворение мог написать поэт? (Светлое, радостное)
– На протяжении всего урока мы будем либо подтверждать, либо опровергать наши предположения.

Посмотрите на изображение цветущей черёмухи.

Приложение № 1 Слайд 9

Прослушивание звукозаписи стихотворения.

Приложение № 2

- Понравилось вам стихотворение? Что больше всего запомнилось? Что особенно поразило?

Читает стихотворение;

даёт целевую установку;

Проверка восприятия, задаёт вопросы по содержанию.

Понимают содержание прочитанного, высказывают своё отношение.

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения,

слушать и слышать других.



Фронтальная

Словесный

Беседа

3.Вторичное чтение и анализ стихотворения «Черёмуха»


Словарная работа



- Я предлагаю вам обратиться к стихотворению в учебнике, прочитать его.

Повторное чтение вслух.

- Какие непонятные слова вам встретились при чтении.

-Где мы можем посмотреть эти слова?

Работа со словарями.

- Прочитаем их толкование?

*роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;

*зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

*проталинка – место, где частично растаял снег, и оголилась земля;

*волна гремучая – издающая громкие звуки;

*обдаёт – обливает со всех сторон;

*вкрадчиво – осторожно; тихо, робко, несмело. 

*под кручею – под обрывом.

Задаёт наводящие вопросы для правильных ответов учащихся и понимания ими данной темы


Читают произведение про себя.


Работают со словарями.




Высказывают свое отношение и понимание прочитанного.


Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других;

Познавательные: строить рассуждения,

осуществлять анализ.

Физминутка.

Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Словесный


Элементы валеологии.

Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке

Обучающиеся повторяют движения за учителем.

Осуществляют профилактику утомления.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.


Фронтальная

Словесный

Беседа

Работа в группах

4. Работа над стихотворением.

Анализ произведения.

- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька? Прочитайте слова, передающие просыпающуюся весной природу.

- При  помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты? Найдите их в тексте.

- Как называется прием художественного изображения словом:  медвяная, пряная, серебряный?(эпитеты)

-Что такое эпитет? (Средство речевой выразительности, даёт образную характеристику предмету)

Кто является главными объектами описания в стихотворении? (черёмуха, ручей)

Поработаем в группах. Приложение №3

Каждая группа получит задание. Чтобы выполнить его, нужно поработать над произведением.

I группа.

Найдите описание черёмухи.

Найдите слова, которые создают впечатление праздника. (Душистая, кудри завила)

С кем можно сравнить черемуху, которая принарядилась к празднику, кудри завила?  (с девушкой, с невестой)

Как называется приём, который использует автор? (олицетворение)

Сравните, какая «причёска» у черёмухи в начале стихотворения и в продолжении стихотворения. (сначала «кудри завила», потом «развесившись стоит»)

Что произошло? (всё изменилось)

Почему Есенин дважды описывает черёмуху, но по - разному? (черёмуха набрала силу вместе с весной: «с весною расцвела» и с весною меняется)

Подберите свои эпитеты к слову черёмуха. (ароматная, пахучая, благоухающая)

Черёмуха изменилась, а отношение автора к ней изменилось? (нет, он ещё больше восхищается ею)


Изменилась черёмуха, изменился ручей, Есть ли что-либо общее в этих изменения? (весна набирает силу, вместе с ней больше пробуждается природа)

С какой интонацией надо читать эти стихотворение? (восхищённо, восторженно, радостно, спокойно, нежно)


II группа.

Найдите описание ручья.

Какие эпитеты использует автор для его описания? (маленький, серебряный, вкрадчивый)

Найдите слова, передающие действия ручья. (бежит, струится, обдаёт, поёт)

Подберите синонимы к этим словам. (течёт, льётся, катится, окатывает, обрызгивает)

Как вы думаете, какие звуки может издавать маленький ручеёк? (сначала тихие, спокойные, затем – громкие, шумные)

Сравните описания. Что произошло? (сначала он «бежал, струился, маленькой струйкой, а потом стал сильным, шумным «воной гремучею ей ветки обдаёт»)

С кем можно сравнить ручей, который поёт черёмухе песни? (с юношей)

Как называется приём, который использует автор? (олицетворение)

О чём может петь ручей? (о любви, о весне)

Изменилась черёмуха, изменился ручей, Есть ли что-либо общее в этих изменения? (весна набирает силу, вместе с ней больше пробуждается природа)

С какой интонацией надо читать эти стихотворение? (восхищённо, восторженно, радостно, спокойно, нежно)


III группа.

Какое слово в стихотворении помогает нам ощутить запах весны? (душистая)

Подберите к нему синонимы. (пахучая, ароматная, благоухающая)

Что делает черёмуха? (с весною расцвела)

Почему «с весною»? Что этим хотел сказать Есенин?

(«за ручку с весною» - весна набирает силу, и черёмуха больше распускается)

Как описывает Есенин росу? («медвяная»)

От какого слова произошло использованное слово? (от слова мёд)

Почему именно этот эпитет использует Есенин? (роса «сползает» по коре; медленно тянется, как мёд; липкая)

Подберите свои эпитеты. (сладкая, медовая)

Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов, найдите их. (расцвела, завила, сползает, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт)


Изменилась черёмуха, изменился ручей, Есть ли что-либо общее в этих изменения? (весна набирает силу, вместе с ней больше пробуждается природа)

- С какой интонацией надо читать эти стихотворение? (восхищённо, восторженно, радостно, спокойно, нежно)


Выступление групп.


- Как вы думаете, о чём хотел нам сообщить автор в своём произведении? (что расцвела черёмуха, передать свою радость, привлечь внимание к красоте природы, вызвать взаимное сопереживание)


Контролирует работу детей.

Исправляет ошибки.

Читают произведение вслух и про себя..

Находят средства художественной выразительности в тексте.


Коммуникативные: слушать и слышать других.

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

V. Применение знаний и способов действий

Цель: развитие творческих способностей. обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Фронтальная

Словесный

Беседа

1. Выразительное чтение стихотворения.

Игра Собери стихотворение”.

Сейчас поиграем. Прочитать стихотворение по строфам, подхватив заданную интонацию, как будто читает один человек.


Чтение произведения выразительно, передавая настроение автора и своё отношение.

Контролирует работу детей;

исправляет ошибки.


Читают произведение выразительно.


Коммуникативные: слушать и слышать других.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Фронтальная. Словесный. Беседа

- С жизнью и творчеством, какого поэта мы познакомились на уроке?

- Что нового узнали о С. Есенине и его творчестве?

- Как вы думаете, к чему хотел привлечь наше внимание С. Есенин в своём стихотворении? (любовь к родному краю, к природе)

- Что значит – любить природу? Достаточно ли только любоваться её красотой? (её надо беречь, охранять)


Наша задача беречь природу: каждую травинку, каждую бабочку, всё живое, что нас окружает. Без красоты живой природы всё вокруг станет мёртвым, бедным, невзрачным.


- Появилось у вас желание больше узнать о творчестве поэта и продолжить знакомство с его произведениями?

- Какие задания вам показались наиболее интересными?

- Что было особенно трудным в работе на уроке, над чем ещё предстоит потрудиться?

- За что вы себя можете похвалить?

Задает вопросы с целью выявления у детей понимания изученного материала

Анализируют работу на уроке: соотносят задачу, план и совершённые операции. Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

VII. Домашнее задание

Цель: выразительное чтение стихотворения наизусть.

Словесный.

Выучить стихотворение наизусть.

Нарисовать рисунок к стихотворению. (по желанию)

Черёмуха не только красивое дерево, она ещё и полезна. «Чем полезна черёмуха?» Информацию на эту тему приготовит группа учащихся. (информацию найти в справочной литературе, в сети Интернат)


Спасибо за работу.


Записывает домашнее задание на доске.

Записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.