СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер -класс "Ресоциализация воспитанников через формирование способности к социальному поступку и действию".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-психологический тренинг «Рука помощи» может стать отправной точкой для начала волонтёрской деятельности подростков.

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс "Ресоциализация воспитанников через формирование способности к социальному поступку и действию".»

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые коллеги!

6 добровольцев

Слайд 1

Тема моего мастер класса:

Ресоциализация воспитанников через формирование способности к социальному поступку и действию.

Ресоциализация воспитанников СУВУ предполагает переориентацию их социальных установок за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности. Привлечение подростков к социально-значимой деятельности, позволяющей формировать у них позитивный социальный опыт, готовность к активным социальным действиям, является одной из главных задач социального педагога. ФГОС определяет социальное творчество (добровольное, посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем социуме) одним из основных видов внеурочной деятельности детей. Первыми шагами на пути к социальному творчеству может стать формирование способности к социальному поступку и действию. Социальные акции и тренинги побуждают воспитанника к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала.

Слайд 2 (на экране видео акций)

В 2015 году в нашем учреждении было организовано детское добровольческое объединение ГИД, которое объединило в себе энергичных, инициативных и творческих ребят.

Мы инициируем и проводим различные социальные акции, позволяющие быстро, емко и ненавязчиво донести до большого количества людей нужную идею, привлечь внимание к существующей проблеме, заставить задуматься.

Нами проведены акции: «Наше условие – нет сквернословию!», «Встать, суд идет!», «Красная лента» «Письмо родителям», «Исповедь выпускника» «Аллея добра», акция «125»

Выделяем 3 этапа в подготовке и проведении каждой социальной акции.

1 этап: подготовительный.

Цель: организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.

2 этап: основной.

Цель этапа: реализация сценария социальной акции.

3 этап: аналитический.

Цель этапа: подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.

Важная особенность акций в том, что они не мешают существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в училище определенный настрой, приподнятое эмоциональное состояние. 

Указом президента РФ 2018 год объявлен годом добровольцев и волонтеров.

Основанными задачами волонтёрского движения является получение навыков, самореализации и самоорганизации молодежи для решения социальных задач, а также обеспечение занятости молодого поколения. Участие воспитанников СУВУ в этом движении позволяет сделать процесс ресоциализации более успешным.


Слайд 3 (тренинг: цель, задачи)


Социально-психологический тренинг «Рука помощи» может стать отправной точкой для начала волонтёрской деятельности подростков.

Тренинг позволит каждому оценить свои способности и готовность к занятию волонтёрской деятельностью.







Ход тренинга

Для начала давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!

Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – уже волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому я предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.



  • Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.

    • Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.

    • Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.

    • Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!

Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание.













А теперь сядьте поудобнее, и представьте…

Слайд 4 (фото)

(Играет спокойная, тихая музыка).

Жил-был один мальчик с кристально чистой душой (сосуд с чистой водой показываю). Но вот однажды, гуляя в парке, он сломал ветку с дерева, просто так (в колбу с водой налить раствор марганца),

… Затем он совершил ещё один злой поступок… (опять в колбу наливается вода грязная). Потом еще и еще …

Слайд 5 (фото)

И вот он стал грубый, жестокий, бесчувственный.

Что же делать, неужели, он таким и останется, с грязной душой? Чем можно исправить ситуацию?

(Ему необходимо совершать добрые дела)

Какие добрые дела может мальчик сделать? Давайте поможем ему… (проговаривают хорошие поступки, а в это время в колбу с грязной водой наливается чистая вода. Чистая вода наливается до тех пор, пока из колбы не выльется вся грязная вода.)


Обратите внимание, что происходит? Чистая вода вытесняет грязную…


Всего несколько злых, грубых поступков могут очернить человека, но совершая много хороших, полезных дел, у человека есть шанс снова стать светлым, добрым, чистым.

На самом деле список добрых дел, которые можно сделать для другого человека просто так огромен.

Я попрошу своих помощников напомнить вам об этом и здесь и сейчас запустить цепочку добра, которая называется «Сделай мир лучше!» или «Начни с себя!» (веселая музыка)

Мы запустили цепочку добра и пусть она не ограничивается только этим пространством, уже сегодня сделайте что-нибудь из этого списка и пусть добра в нашей жизни будет больше.


Слайд 6 (высказывание)

Если имеешь хоть небольшую частичку тепла в сердце, то им можно поделиться с окружающими, и может тогда мир станет добрее. – экран

Спасибо.

Слайд 7 (Волонтер - ........)

Итак, кто же такие волонтеры? Мы приблизительно уже поняли

Волонтеры – люди, которые добровольно тратят свое время и силы на пользу обществу или конкретному человеку ничего не получая взамен, вроде бы все так просто и понятно

Основная часть:

Однако для успешной волонтёрской деятельности есть ряд правил, которыми необходимо руководствоваться.


Правила деятельности волонтера:

Помощники зачитывают правила, в итоге получается эмблема волонтерского движения.

Я попрошу своих помощников озвучить эти правила…


Слайд 8 (щелкать на каждый – выделение)

1.        Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.    Будь генератором идей!

2.        Уважай мнение других!

3.        Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!

4.        Обещаешь – сделай!  Не умеешь – научись!

5.        Будь настойчив в достижении целей!

6.        Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания!


Обратите внимание, у нас получилась эмблема волонтерского движения. Множество тянущихся вверх разноцветных рук.... означают совместные старания всех неравнодушных граждан могучего государства.



Присаживайтесь)))


Кто знает, что такое профессиональные компетенции?

Слайд 9

Профессиональные компетенции - это способности сотрудника выполнять работу в соответствии с требованиями должности.

И у волонтёров есть ряд профессиональных компетенций, которые помогают им успешно заниматься волонтёрской деятельностью. Давайте рассмотрим некоторые из них.


Далее педагог, ведущий предлагает учащимся различные упражнения и игры, которые помогают раскрывать содержание компетенции, и позволяют поупражняться в некоторых умениях.


Слайд 10

Предлагаю выполнить Упражнение «Контакт».

Цель упражнения: отработка умения устанавливать контакт с людьми.


Инструкция: «Уважаемые коллеги ваша задача будет состоять в следующем: каждый из вас по очереди попытается предложить способ установления контакта с человеком любыми доступными ему средствами, но только не вербальными».

установить контакт с человеком невербальным способом!


На обдумывание несколько секунд, затем выходим в центр и озвучиваем свой вариант.


А сейчас вам необходимо, передвигаясь по залу, в течение двух минут наладить контакт и поприветствовать, как можно большее количество зрителей своим способом. Начинаем (музыка)

И так начинаем:

  • посмотрите в глаза друг другу;

  • улыбнитесь друг другу;

  • поздоровайтесь;

  • прикоснитесь друг другу руками.

Спасибо, попрошу помощников вернуться ….

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы чувствовали себя во время упражнения?

  • Трудности возникали во время налаживания контакта?

  • Контакт с кем из зрителей вам запомнился больше? Все таки был)))

  • Как вы думайте, какое отношение имеет данное упражнение к компетенциям волонтера?

Слайд 11

Вывод: Первая компетенция - это умение устанавливать контакт с людьми. 

Спасибо, присаживайтесь

Слайд 12

На экране: читаю

На этапе установления контакта решаются две задачи: настройка на партнера (кто он, в каком он эмоциональном состоянии, какова его мотивация, чего ждет от волонтёра) и настройка партнера на себя (умение представить себя, вызвать симпатию, заинтересовать, доходчиво изложить информацию, создать чувство общности).


Волонтёр должен наладить связь между людьми, к которым он приходит, чтобы они могли открыться ему и поверить, что он может помочь!


Рассмотрим следующую компетенцию волонтёра.

Слайд 13

Упражнение «Я хочу рассказать тебе о…»

Цель: отработка навыков активного слушания.

Предлагаю присоединиться залу

Давайте разобьемся на пары. Повернитесь друг к друг. Каждая пара состоит из волонтера и слушателя.

Слайд 14

В течение 2 минут волонтёру необходимо: дать информацию слушателю о путях передачи туберкулеза и методах профилактики, и аргументировано убедить партнёра в том, что необходимо регулярно проходить обследование.


Прошу встать: волонтеров

Вопросы для обсуждения (волонтёр):

  • Как вы чувствовали себя, когда говорили?

  • Как вы думаете, слушателю была интересна предлагаемая вами информация?

  • Как вы считаете, удалось ли вам убедить слушателя регулярно проходить обследование?

Вопросы для обсуждения (слушатель):

  • Доступна была информация (понятна)?

  • Что в прозвучавшем сообщении было интересным?

  • Удалось ли волонтёру убедить вас регулярно проходить обследование?



Слайд 15

Подросткам можно предложить для изучения памятку

« Отчего зависит Успех выступления!»


Вывод: Чтобы обеспечить успех выступления в любой ситуации, необходимо подготовиться (100% владение информацией, краткое изложение, привлечение специалистов, репетиция выступления), привлечь и удерживать внимание (займите наиболее подходящее место, начинайте говорить тогда, когда всё внимание обращено на вас), поддерживать интерес (говорить только по существу, вовлекая присутствующих, говорите убедительно) и позитивно завершать.



А мы плавно перешли ко 2 компетенции:

Слайд 16

Вторая компетенция: Волонтеру необходимо владеть знаниями, которые надо донести до человека, и уметь их правильно передать. 


Слайд 17


Предлагаю вам сыграть в игру: «Откажись по-разному».

Цель: проверить и оценить себя, как вы можете противостоять давлению со стороны (слайд)


- Я буду бросать некоторым из вас мяч и делать определенное предложение, поймавший должен сделать мне отказ в различной форме. (по очереди)


Слайд 18


а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять. Я подумаю..

Каждый ответ ребят можно дополнять примерами из жизни…

б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.

- Кто получил такой отказ? 

в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку». 

г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес». 

д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».

Вывод: о разных видах отказа.



Ситуации:

- у меня есть сигареты, давай покурим.

- давай, сегодня не пойдем ночевать домой

- у меня есть клей, посмотрим мультики

- давай спрыгнем со второго этажа в снег

- у меня есть бутылка вина, пойдем выпьем


Слайд 19


Третья компетенция волонтёра – иметь чёткую позицию по отношению к рискованным действиям, к вредным привычкам и уметь сказать «нет». Слайд


Волонтёр должен сам свято верить в то, что он пропагандирует.


Заключительная часть:

Мы рассмотрели три компетенции волонтёра. Но на самом деле их намного больше. Для более подробного ознакомления с деятельностью волонтеров, можно предложить подросткам буклеты.

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Большое спасибо вам за работу. Я надеюсь, что в дальнейшем те знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся.


Слайд 20

В дар от меня примите «руку помощи».

На обороте которой есть послание для вас, и пусть оно будет маяком для вас и вашей команды.

















Чем выше летает чайка, тем дальше она видит

Р.Бах


Всякий видит кем ты кажешься, не многие чувствуют, кто ты на самом деле

Н. Макиавелли



Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри

Э. Кюблер-Росс



Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом деле мы не бессильны, а безвольны

Ф. Ларошфуко



Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который сам никому не нравится.

Ф. Ларошфуко


Превозмогайте обстоятельства и завершайте начатые вами действия. Каждое завершенное дело – это победа, даже если и маленькая.

Сидоркова Л.Ф.



Жизнь - это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным – значит убить себя.

Ф. Геббель



Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Сократ



Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения.

А. Энштейн




Если хочешь иметь, чего никогда не имел, то должен делать то, чего никогда не делал.

Пезешкиан Н.