Просмотр содержимого документа
«Методическая проблема "Разработка народной куклы-оберег на уроках технологии, как средство формирования представления о традиционной культуре у младших школьников".»
Методическая проблема
Методическая проблема: Разработка народной куклы-оберег на уроках технологии, как средство формирования представления о традиционной культуре у младших школьников.
Актуальность методической проблемы: необходимостью формирования представлений о традиционной культуре у младших школьников посредством разработки народной куклы-оберег на уроках технологии, что соответствует требованиям ФГОС НОО и способствует духовно-нравственному развитию личности.
Структурные компоненты:
• Нормативные документы:
* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (особенно разделы, касающиеся предметной области "Технология" и духовно-нравственного воспитания).
* Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПООП НОО) (в части предметной области "Технология").
* Рабочая программа по технологии для начальных классов.
• Теоретические аспекты рассматриваемой проблемы:
* Понятие традиционной культуры, ее элементы и значение для духовно-нравственного развития личности.
* Народная кукла как элемент традиционной культуры: история, виды, функции (в т.ч. обережная).
* Педагогический потенциал использования народной куклы в образовательном процессе.
* Возрастные особенности младших школьников и учет их при работе с народной куклой.
* Технологии обучения изготовлению народной куклы (основные приемы и техники).
• Практические аспекты:
* Примеры конспектов уроков технологии, посвященных изготовлению народной куклы-оберега.
* Описание этапов работы по изготовлению куклы-оберега (подготовка материалов, выполнение основных операций, оформление).
* Фотографии, схемы, видеоматериалы, иллюстрирующие процесс изготовления куклы.
* Примеры творческих работ учащихся (фотографии готовых кукол, описания их истории и назначения).
* Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся, связанной с изготовлением народной куклы.
* Варианты использования куклы-оберега в качестве подарка, сувенира, элемента оформления интерьера.
• Методическая копилка:
* Сборник легенд, преданий, сказок, связанных с народной куклой.
* Стихи, песни, пословицы, поговорки о куклах и оберегах.
* Описание народных праздников и обрядов, в которых использовались куклы-обереги.
* Материалы для оформления выставки кукол-оберегов.
* Список рекомендуемой литературы (книги, статьи, интернет-ресурсы) по теме.
• Диагностический инструментарий:
* Критерии оценки знаний учащихся о традиционной культуре и народной кукле.
* Критерии оценки умений учащихся по изготовлению куклы-оберега.
* Примеры вопросов для беседы с учащимися о значении куклы-оберега.
* Анкеты для оценки отношения учащихся к традиционной культуре.
Содержание структурных компонентов:
• Соответствие проблеме: Материалы должны быть направлены на формирование представлений о традиционной культуре у младших школьников через изготовление народной куклы-оберега на уроках технологии.
• Насыщенность практическими материалами: Материалы должны содержать достаточное количество примеров, разработок, методических рекомендаций, которые можно использовать в практической деятельности.
• Грамотность речи: Материал должен быть написан грамотным, четким и понятным языком, с использованием терминологии, соответствующей возрасту учащихся.