Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Если вы удачно выберете труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само отыщет вас.
К.Д. Ушинский
В настоящее время проблема формирования культурно-гигиенических навыков занимает не последнее, а одно из первых мест в развитии детей дошкольного возраста. Именно в этот момент формируются знания и навыки, которые в дальнейшем проходят через всю жизнь ребёнка.
В прошлом над вопросами, связанными с культурно-гигиеническими навыками, работали как зарубежные, так и отечественные учёные. Например, педагог Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он говорил о том, что детям должны быть созданы условия для физического развития. По мнению известного физиолога Н.И. Щеголева, «Режим дня в первые годы жизни ребенка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность, удовлетворение основных физиологических потребностей ребёнка в сне, кормлении, а также в деятельности».
Как правило, закладка культурно-гигиенических навыков происходит ещё на стадии, когда ребёнок не посещает детское дошкольное учреждение, а получает все знания из семьи. После того как ребёнок начинает посещать детское дошкольное учреждение, формируется новое видение поставленной проблемы. Воспитатель объясняет и показывает, как правильно вести себя во время еды, пользоваться столовыми приборами, салфетками, не крошить хлеб, закрепляет знание детей о необходимости гигиенических процедур, воспитывает желание быть чистым, аккуратным и опрятным.
Для того чтобы воспитатель мог реализовать себя в поставленном вопросе и донести до детей знания и умения, ему необходимо быть подготовленным самому. Поэтому воспитателю необходимо собрать и проанализировать материал из литературы по данной теме, определить цели, исходя из потребностей детей. Также проводиться работа с родителями: индивидуальная беседа, стендовая информация, консультация.
Чтобы донести до ребёнка все свои знания и умения, воспитатель вводит детей в проблемную игровую ситуацию. В ней сам воспитатель должен играть ведущую роль. Для реализации поставленной задачи необходимо использовать различные виды деятельности.
У детей ясельной и второй младшей группы все виды деятельности проходят в игровой форме. В такой возрастной категории они очень отзывчивы к ярким, весёлым и увлекательным играм по формированию культурно-гигиенических навыков. Например, игра «Разложи по порядку» закрепит знание детей по выработке алгоритма мытья рук. Игра «Водичка, водичка» поможет воспитать стремление к самостоятельности самообслуживания.
В возрасте 3-4 лет у ребёнка формируется «Я»-концепция, которая побуждает его на самостоятельность. Именно эта самостоятельность может сыграть для воспитателя огромную пользу, поскольку только во время самостоятельной работы у ребёнка формируются знания, умения, закрепляются навыки исполняемой работы. Поэтому в реализации поставленной задачи необходимо давать ребёнку действовать самостоятельно.
У детей средней группы активно появляется стремление к общению со сверстниками. Воспитатель использует это стремление для реализации различных задач, объединяя детей в небольшие группы, вводя их в проблемную ситуацию, активизируя при этом желание искать пути решения проблемы (вместе с воспитателем).
В возрасте 4-5 лет художественная литература также позволяет лучше запомнить и усвоить изучаемый материал. Такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе» и др., помогут детям глубже понять окружающий мир. В этом возрасте дети действуют с помощью игры. Например, игра «Чистоплотные дети» поможет проверить свои знания о предметах гигиены и их назначение. Игра «Что нужно кукле?» позволит упражняться в культурно-гигиенических навыках.
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей. А помогут им в этом игры: «В гостях у Айболита», закрепляющая умение и навыки безопасного поведения во время болезни, «Правила чистюли», помогающая способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Также чтение художественной литературы принесёт свою пользу: Я. Яхнин «Почему надо чистить зубы?», Е. Благинина «Научу одеваться и братца».
Дети подготовительной группы в возрасте шести-семи лет все действия по самообслуживанию могут выполнять быстрее и точнее. Они должны умываться быстро, чисто, не замочив пол, одежду, одеваться тщательно и быстро, следить за своим внешним видом. Увеличивается круг обязанностей и умений по уборке игровых уголков, видам дежурств, усложняются обязанности дежурных. Закрепляют навыки общественного и культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережёвывать пищу, навыки поведения в общественных местах.
Продолжается воспитание гуманных чувств у детей. В помощь детям для закрепления пройденного материала приходит игра «Где найти витамины весной?», которая дает представление, из чего делают салаты: из какой зелени, чем они полезны весной. Игра «Чистый из чистых» формирует у детей стремление к самостоятельности при осуществлении процессов личной гигиены. И на этом этапе педагогического процесса в помощь воспитателю приходит книга. Детей этой возрастной категории можно познакомить с такими произведениями, как В. Степанов «Я сам », В. Зайцев «Я одеваться сам могу». Т. Кобзева «Польза витаминов».
Быть опрятным и аккуратным, знать строение своего тела и обладать знаниями о его уходе, о пользе и составе продуктов, полезных для человека – это залог твёрдого фундамента будущей жизни ребёнка даже за стенами детского дошкольного учреждения.
Воспитатель играет важную роль в становлении личности ребёнка. Упорный труд воспитателя, каждодневное повторение дадут свои результаты. И на выходе из детского дошкольного учреждения ребёнок будет подготовленным к дальнейшей школьной жизни. На следующем жизненном этапе школьные педагоги продолжат свою работу по формированию нового члена общества.
В заключении хочется сказать, что детское дошкольное учреждение – это начальный этап создания «маленького человека». С помощью воспитателя ребёнок получит знания о культуре гигиены, опрятности, аккуратности, самообслуживании и многим навыкам, которые пригодятся ему в жизни и принесут много пользы.