СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия. Преимущество «хорошего» слона над «плохим» слоном в эндшпиле.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия. Преимущество хорошего слона над плохим слоном.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия. Преимущество «хорошего» слона над «плохим» слоном в эндшпиле.»

Тема: «Преимущество «хорошего» слона над «плохим» слоном в эндшпиле ».

Тип занятия: бинарный урок, формирование новых знаний.

Цели и задачи урока:

1.Образовательные: углубление знаний в области тактики, формирование умений и навыков для решения учебных позиций и соревновательного процесса.

2. Воспитательные: воспитание любви к шахматам, эстетического восприятия игры, как области искусства; чувства ответственности за самостоятельно принятое решение; выработка настойчивости, уверенности в своих силах, способности к соперничеству.

3. Развивающие: развитие аналитической деятельности, умения обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Личностные действия: развитие логического, стратегического, тактического и творческого мышления учащихся.

Регулятивные действия: умение высказывать свое мнение, предположение на основе шахматных ситуаций.

Познавательные действия: умение анализировать свои действия во время партии, формирование понятий о тактике, приемах, нахождения правильных ходов.

Коммуникативные действия: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, разрешать конфликтные ситуации, планировать учебное сотрудничество.

Оборудование: проектор, экран, ПК, программа ChessBase, демонстрационная доска, комплект магнитных шахматных фигур, комплекты шахмат, шахматные часы.

Используемые учебники и учебные пособия: 

- Программа подготовки шахматистов IV и III разрядов/ авт.-сост. В.Е.Голенищев, М.: Сов.Россия, 1969.

- Калиниченко Н.М. Шахматная тактика. Начальный курс, М.: «Издательство ФАИР», 2008.

- Яковлев Н.Г. Уроки шахматной тактики. – СПБ., 2008.



















План-конспект урока по теме: «Преимущество «хорошего» слона над «плохим» слоном в эндшпиле ».

Ход урока:


Содержание

Основного

этапа

Методы, приемы действия


Дидактический материал

Результаты знаний, умений, навыков



педагог

дети



1

Организационная часть


(2-3 мин)





 Постановка цели урока. Создание условий для успешной совместной деятельности. Мотивация учения. Включает детей в работу. Напоминает об изученных тактических приемах (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый и двойной шах) и типах комбинаций.

 Слушают объяснение педагога, отвечают на вопросы.

Демонстрационная доска, комплект магнитных шахматных фигур.


Отслеживаются по наблюдениям педагога, устным ответам детей.


2


Объяснение нового

материала.

(8-10 мин)


- Отвлечение – тактический элемент, цель которого отвлечь фигуру или пешку соперника от защиты важного объекта (фигуры, поля). Часто для этого жертвуется менее ценная фигура, нарушается защита, что приводит к немедленной катастрофе или материальным потерям.


 Показывает детям видеоурок «Отвлечение, как тактический прием», комментируя некоторые моменты.

Метод демонстрации.















 Смотрят видеоурок.


Проектор, экран, ПК,демонстрационная доска, комплект магнитных шахматных фигур

Отслеживаются по наблюдениям педагога.

3

Закрепление материала

(25 мин)

Организует конкурс решения позиций на тему «Отвлечение»

Метод письменного контроля.

Пример №1

XABCDEFGHY
8-+-+-trk+(
7+-wq-+-zpp'
6-+-+p+-+&
5+-+-wQ-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+PzP"
1+-+-tR-+K!
xabcdefghy

Ход черных

Пример №2

XABCDEFGHY
8-+-+kvl-tr(
7+-zp-+pzpp'
6-+P+p+-+&
5+-+-+-+q%
4-zP-+-+-+$
3+-+-vL-+-#
2-+-wQ-zPPzP"
1+-+lmK-+R!
xabcdefghy

Ход черных

Пример №3

XABCDEFGHY
8-+-tr-trk+(
7+-+-+pzp-'
6-+-+-+-zp&
5+p+-wq-+-%
4-+l+-+-+$
3zP-wQ-+LzP-#
2-+-+PzP-zP"
1tR-tR-+-mK-!
xabcdefghy

Ход черных



Пример №4

XABCDEFGHY
8-+
r+-trk+(
7+
pwq-vlpzpp'
6
p+-zpp+-+&
5+-+-+
PzP-%
4-+-
vLP+-+$
3+-+-+-+-#
2
PzPPwQ-+-zP"
1+-
mKR+-+R!
xabcdefghy

Ход черных

Пример №5

XABCDEFGHY
8-+-+
r+k+(
7+-
zp-+p+-'
6-+-+-
snp+&
5
wQp+-+-wq-%
4-+
p+-+P+$
3
zP-vL-+P+-#
2
KzPP+-+-+"
1+-+-+-+
R!
xabcdefghy

Ход белых

Пример №6

XABCDEFGHY
8-+-+-+
rmk(
7+
q+-+psn-'
6-
zp-+-wQ-zp&
5+-+-+
N+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+
P#
2-
zP-+-zPP+"
1+-+-
tR-mK-!
xabcdefghy

Ход белых

6 позиций по 4 минуты размышления на каждую.

По истечении времени подводятся итоги, ставятся баллы за правильные ответы.


Участвуют в беседе, педагога, высказывают свои

предположения, участвуют в конкурсе, записывая решения в тетради.

Проектор, экран, ПК,демонстрационная доска, комплект магнитных шахматных фигур

Отслеживаются по наблюдениям педагога, устным ответам детей, работе детей на  индивидуальных  досках, правильности выполнения заданий для самостоятельной работы

4

Сообщение задания на дом

5 мин.





Решить два примера на тему отвлечения.


Задание №1

XABCDEFGHY
8-+-wqr+k+(
7+-+-vlp+p'
6-+-+-+-vL&
5+-+lzpN+-%
4-+-+n+-+$
3+-+-+Q+P#
2-+-+-zPP+"
1+-+R+-mK-!
xabcdefghy

Ход белых

Задание №2

XABCDEFGHY
8r+l+-tr-mk(
7+pwq-+-+p'
6p+-+-+-zP&
5+-+-zp-wQ-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2PzPP+L+P+"
1+-mKR+-+-!
xabcdefghy

Ход белых


Дети записывают (зарисовывают) домашнее задание в специальных тетрадях.

Проектор, экран, ПК,демонстрационная доска, комплект магнитных шахматных фигур


5

 Физкультминутка

5 минут





6

Практическая работа учащихся. Матчевая встреча

40 мин

Организует работу в парах на индивидуальных досках. Контролирует работу детей, исправляет ошибки.

Работают  в парах на индивидуальных досках с шахматными часами


комплекты шахмат, шахматные часы.

Отслеживаются по наблюдениям педагога, устным ответам детей, работе детей на  индивидуальных  досках, правильности выполнения заданий для самостоятельной работы.

7

Подведение итогов урока

4 мин

Подводит итоги урока

- Что нового узнали на уроке?

- Что значит преимущество «хорошего» слона над «плохим» слоном в эндшпиле?

Слушают объяснение педагога, отвечают на вопросы