СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если физическая культура просто важна для взрослого человека, то для детей она просто жизненно необходима. Уже давно стало аксиомой – каждому человеку необходимо хорошее здоровье и всестороннее физическое развитие. Реформа общеобразовательной школы призвана поднять работу преподавателя, в том числе и преподавателя по физическому воспитанию, на качественно новый уровень путем применения прогрессивных методик и технических средств обучения. Одним из действенных средств, способствующих достижению этой цели, можно считать проведение занятии по физвоспитанию с музыкальным сопровождением. Наши школы работают в рамках концепции “Рефлексивная самоорганизация учащихся как средство для реализации творческой личности”, поэтому основная цель учителя, работающего в системе развивающего обучения,– создать на каждом уроке условия для развития ребенка, становления его как субъекта учения. То есть учитель должен выполнить свою работу так, чтобы ребенок смог, захотел, а главное научился работать самостоятельно. Правильное формирование двигательных способностей ребенка является фундаментом для гармонического развития личности, для раскрытия его потенциальных возможностей и способностей, а также комфортного нахождения в социуме. Задачи физического воспитания младшего подростка направлены на воспитание ценностных ориентаций, на его физическое и духовное развитие, на формирование потребности и мотивов занятиями физическими упражнениями, формирование навыка здорового образа жизни, приобретение опыта общения, ориентация на самостоятельные занятия физическими упражнениями и использования их в целях отдыха, досуга и физического самосовершенствования. На уроках физического воспитания музыка имеет весьма большое значение и применяется для решения целого ряда задач. Эти задачи, на мой взгляд, она решает не изолированно, а в единстве, в комплексном воздействии: развитие и совершенствование чувство ритма и согласованности движений; воздействие музыки на эмоциональное состояние, в целях создания лучших условий для восприятия изучаемого материала и выработки выразительности движений; повышение физиологического воздействия упражнений на организм учащихся; повышение двигательной и музыкальной культуры, развитие слуха, воспитание музыкального вкуса у учащихся, эстетическое воспитание. Эти задачи наиболее успешно осуществляются при систематическом использовании музыки во время занятий по развитию координационных способностей, которые являются базой для формирования всех двигательных качеств. Координация движений является объективным показателем развития двигательных функций (Н. А. Фомин, Ю.Н.Вавилов, 1991), способностью к согласованию определенных двигательных действий и объединению их в единое целое. В.И Лях (1989) подразумевает под КС способность оптимально регулировать двигательные действия, точно, быстро, рационально разрешать различные двигательные задачи, осуществлять дозированные движения в условиях дефицита времени. Применительно к учащимся младшего подросткового возраста выделяются следующие способности к координации: способность к равновесию, ориентировка в пространстве, воспроизведение ритма. В период полового созревания у многих подростков отмечается ухудшение координации движений и проявляется снижение синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног, что подтверждается моими наблюдениями. Предлагая занимающимся из урока в урок различные по форме и характеру упражнения, органически увязанные с музыкой, с музыкальным темпом и ритмом, этим самым постепенно я развиваю у занимающихся чувство ритма, тонкое умение точно и правильно распределять движения и усилия во времени и пространстве . Как показывает практика у учащихся 5-6классов, не развито чувство ритма и нет согласованности музыки и движения. И начинаем мы с простейших упражнений, например, учимся ходить под музыку, что считаю самым трудным для учащихся в начале. Подсчет ноги, подаваемый мной в начале ходьбы или по мере необходимости, должен согласовываться с музыкой, а именно: счет "раз" и "три", произносимый в момент постановки на пол левой ноги, должен совпасть с первой и третьей долями маршевого такта. В этом случае постановка левой ноги будет всегда совпадать с сильными долями такта. Необходимо иметь в виду, что выработка чувства ритма имеет очень большое значение в быту и трудовой деятельности человека. Ритмичная работа сопровождается ощущением легкости, и человек, нашедший правильный ритм движений, меньше устает от работы. В этих случаях работа выполняется при правильном чередовании усилия, напряжения и отдыха. Упражнения типа задании на согласование движений рук и ног, определенное количество счетов /тактов/ музыки концентрирует внимание, обеспечивает собранность занимающихся, а четкий ритм марша с динамичностью звучания, с устремленностью вперед тона является мощным средством для создания приподнятого, жизнерадостного настроения, рабочей установки, обеспечивающих успешное выполнение стоящих перед уроком задач. При выполнении общеразвивающих упражнений музыка, помимо регулировки темпа и ритма, создает и тот эмоциональный фон, который стимулирует желание занимающихся выполнять движения как можно лучше, полнее. Воздействие музыки на эмоциональное состояние учащихся находится в определенной связи и с ее влиянием на физиологические процессы, происходящие у них в организме, музыка как показали исследования советских физиологов, затрагивает и функциональное состояние организма. На уроках физического воспитания мы не ставим основной задачей изучение музыки. Главным в уроке должно быть повышение двигательной культуры, с упором на развитие координационных способностей. С девочками проблем не было никогда, они от природы любят двигаться под музыку. Мы предполагаем, что появятся сложности с мальчиками, но и они очень быстро вошли в эту деятельность. Обучение упражнениям, развивающим координацию, под музыкальное сопровождение – это, прежде всего, педагогический процесс, он требует планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и учащихся. Учащиеся должны правильно понимать музыку, её темп, ритм и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности, а я, как преподаватель, должна организовать и вести обучение движениям.