Урок по обществознанию
«Нации и национальные отношения»
8 класс
Конспект урока
по обществознанию в 8 классе
Тема урока: Нации и национальные отношения.
Нации – это богатство человечества,
это обобщение личности его;
самая малая из них несет свои особые краски,
таит в себе особую грань Божьего замысла.
А. И. Солженицын
Цели урока:
Обучающие:
узнать о видах этнических общностей и познакомиться с их основными характеристиками;
выявить причины межнациональных конфликтов;
Развивающие:
увидеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;
уметь строить развернутый ответ на вопрос;
Воспитательная:
воспитывать понимание того, что: «Ни один народ в мире не одарен какой – либо способностью перед другими. (Г. Лессинг)»;
понять опасность национализма в межнациональных отношениях.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютр, проектор, мультимедийная презентация “Формирование наций”.
Ход урока
I. Повторение изученного материала.
Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.
Ответ: могут быть приведены следующие критерии выделения социальных групп и примеры социальных групп:
возраст (дети, молодежь, пенсионеры);
национальная принадлежность (русские, татары, чуваши);
доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс).
Что определяет статус человека в обществе? (дается развернутый ответ по пятому пункту § 21 учебника)
Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
3) предприниматель профкома
4) 25-летний человек
5) мать
Ответ: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-А
К маргиналам относятся группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. В принципе каждый человек может оказаться в таком положении. При каких обстоятельствах это может произойти? Приведите примеры. (Повышение на работе, уволнение, переселение и др.)
II. Изучение нового материала
План
Термин “нация”.
Формирование наций.
Межнациональные отношения в современном мире.
1. Нация – возникшая в процессе исторического развития солвокупность людей, для которых характерны единство территории, экономической жизни, языка, а также собственная культура.
Такое оределение понятия “нация” дается в комплексном словаре русского языка. Слово “нация” происходит от латинского слова “племя” или “народ”. Этим словом обозначают исторически сложившуюся общность людей. Они многие века жили на одной территории. У этих людей появилось характерное для них хозяйство. У них есть свой язык. У них особенная культура. У них даже особый национальный характер. Кроме нации свои языковыми, экономическми, культурными традициями отличатся род, племя, народность. Все эти понятия объединяют под общим название – этнос.
2. Формирование наций.
Показ презентации:
Слайд 1 (каждый кадр сопровождается речью учителя)
В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы, объединяющие людей по нацинальному признаку. На земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них многочисленные и малочисленные. Все они входят в состав почти 200 государств. Наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих немало таких, которые являются многонациональными.
Слайд 2
Академик Ю. В. Бромлей предложил различать две основные формы этноса:
этносоциальный организм и этникос.
Племя, народность, нация – это этносоциальные организмы. Они немыслимы вне определенной территории, вне необходимых для их функционирования социальных институтов.
Этникос же – это вся совокупность людей, осознающих свою причастность к данному этносу и проживающих не только на его территории, но и на территории других этносов.
Скажем, любой русский, где бы он ни жил, на каком бы языке ни говорил в быту, остается частицей русского этникоса до тех пор, пока он продолжает считать себя русским. Но лишь те русские, которые живут в России, составляют этносоциальный организм русской нации.
Слайд 3
В первобытном обществе людей объединяли род и племя.
Слайд 4
После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.
Слайд 5
Развитие экономических связей внутри народности и между народностями в период становления буржуазного общества, привело к их превращению в нации.
Слайд 6
Существуют две тенденции складывания наций:
1. Из одной народности складывается несколько наций. Например: из древнерусской народности сложились русская , украинская и белорусская нации.
Слайд 7
2. Из нескольких народностей складывается одна нация. Например: булгары, ордынцы, буртасы и др. Сформировали татарскую нацию.
Слайд 8
Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, культуры, говорят на одном языке.
Слайд 9
Но бывают исключения:
Слайд 10
Слайд 11
Нации развиваются по двум основным направлениям: дифференциация (нацинальная), интерграция (интернациональная).
Слайд 12
На протяжении формирования наций складавается национальное самосознание, которая определяется исторической памятью и сохранением обычаев и традиций своего народа.
Слайд 11
Нации характеризуются общностью территории, языка, экономики, культуры.
3. Межнациональные отношения в современном мире.
Некоторые люди верят в то, что будто бы есть “плохие” и “хорошие” национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают окорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Тогда эту искаженную психологию стараются использовать некоторые политики. Стремясь к власти, они объясняют своим избирателям два вопроса. Первый – кто их враг. Второй – что они сделают с этим врагом, когда придут к власти.
В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Нацизм – это самый страшный вид национализма. Немецкие фашисты считали, что все другие нации должны служить немцам.
Послушайте отрывок из замечаний и предложений по генеральному плану “Ост” рейхсфюрер СС Гиммлера.
“Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа... Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается... в руководстве.”
Вопрос к классу: Как отзываются гитлеровские идеологи о народах нашей страны и какую участь для них уготовили? (Ответ: масса расово неполноценных, тупых людей; нуждается в руководстве, т. е. эти люди не могут самостоятельно принимать решения и поэтому их необходимо держать в изоляции, это раса рабов и слуг, их задача только выполнять волю хозяев.)
В современном обществе часто случаются конфликты между народами на национальной почве.
Вопрос к классу: Какие межнацинальные конфликты происходили и до сих пор продолжаются в мире? (Ответ: обострение отношений между киргизами и узбеками в Киргизии летом 2010 г.; выступления бандфомирований на Северном Кавказе, продолжающиеся после Чеченских войн; более полувека идет война между арабами и израильтянами на Ближнем Востоке и др.)
Вопрос к классу: Как вы думаете каковы причины межнациональных конфликтов? (после ответов учащихся учитель делает обобщения)
Причины межнациональных конфликтов:
территориальные споры;
неравенство социально-экономических условий;
ограничения в использовании родного языка, запреты обучать детей на родном языке “нетитульных” наций;
запреты занимать более высооплачивамую должность;
отсутствие возможности исповедовать другую религию кроме государственной и др.
Закрепление.
В последнее время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройств в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага» - людей нерусской национальности, которые «мешают» «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны по пути демократии.
Проявляется ли в этих рассуждениях национализм?
(Ответ: это проявление национализма. Любой народ, живущий на данной территории издавна, заинтересован в процветании этого государства, т. к. от этого зависит благополучие его семьи, его народа.)
Вопрос к классу: Как предотвратить межнациональные конфликты? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. (Ответ: стр. 132. Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека.)
Итог урока.
Конституция РФ дает гарантию прав человека: права нацинального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.
Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.
Д/з § 22. Читать, ответить на воросы в конце § 22. Написать минисочинение на тему: “Нацинальный характер моего народа”