Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская деятельность студентов специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений, как средство развития профессионального мышления».»
Н.Ш. Агарева, преподаватель специальных дисциплин
ХФ ГБПОУ «БРТСиПТ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ».
Научно-исследовательская деятельность студентов - многогранный и сложный процесс формирования культуры мышления обучаемых, формирующий у них творческий, исследовательский стиль деятельности, открывающий широкие горизонты для индивидуальной работы преподавателей и студентов, активизирующий их общение, передачу опыта и в конечном итоге формирующий их исследовательскую культуру и профессиональное мышление. Исследовательский же навык, приобретенный в техникуме, поможет его выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
В процессе исследовательской работы студенты приобретают следующие умения: общаться с разными людьми во время проведения анкетирования и тестирования; выполнять измерения и представлять их в виде таблиц, графиков, диаграмм; выдвигать гипотезы; описывать и интерпретировать результаты наблюдений; делать выводы и обсуждать результаты; выступать на научных конференциях разного уровня.
Учебно–исследовательская деятельность начинается с ознакомлением студентов с различными методами выполнения исследовательских работ, способам сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат.
"Научно-исследовательская работа" – это внеурочная творческая работа, выполненная под руководством преподавателя. Работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, проверкой научных гипотез. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы студентов реалистичны, т.е. теоретическая проблема завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом.[1]с72.
Целью своей работы я ставлю подготовку техников строительного производства компетентными строителями;
объектом своего исследования: формы исследовательской работы;
предметом исследования: влияние научной исследовательской работы на развитие профессионального мышления.
Определение цели, объекта и предмета исследования позволило сформулировать задачи исследования:
Расширение общего и профессионального кругозора.
Формирование у студентов интереса к научному творчеству.
Развитие профессионального мышления, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний.
Применение полученных знаний в практической деятельности.
Организация научно - исследовательской работы со студентами предъявляет и особые требования к преподавателю:
Положительное отношение к студенту;
проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
признание права личности быть непохожей на других;
предъявление права на свободу выбора;
оценка не личности студента, а его деятельности, поступков;
учет индивидуально-психологических особенностей студента.
Формы представления научно – исследовательской работы в виде:
Научной статьи (описания хода работы);
плана;
исследования, тезисов, доклада (текст для устного выступления);
стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);
фото отчет по исследовательской работе;
элементы исследовательской работы на учебных занятиях;
компьютерная презентация.
Обобщение результатов научно – исследовательской деятельности при изучении профессиональных модулей по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», стали работы студентов, занимающихся сбором информации, исследованием и отчетом по проделанной работе:
Реферат на тему «Теплоизоляционные материалы, применяемые в условиях крайнего севера в условиях крайнего севера»:
решение конструктивных и проектных задач;
предметная неделя – доклад по теме: «история развития технологий строительного производства»;
конкурс газет – «День строителя»;
практическая работа исследовательского направления – «изучение свойств гипсокартона и гипсоволокна»;
домашняя практическая работа – «определение срока износа своего дома»;
проект модели – «экологически чистый дом»;
отчет по экскурсии – «исследование создания архитектурного стиля города Кяхта»;
отчет по экскурсии - «исследование природоресурсного потенциала Республики Бурятия»;
научно-исследовательские работы: «экология нашего села»; «физика в строительстве»; «влияние современных строительных материалов на здоровье человека»; «освоение строительных технологий, как фактор дизайнерского поиска оформление помещений»; «каркасное строительство в условиях крайнего севера»; «физика в строительстве»; «высокохудожественная отделка без лишних затрат».
Презентации к темам исследовательских работ.
А так же результатом работы стали победы на конференциях и конкурсах районного, регионального и межрегионального уровня.
В итоге своего исследования я делаю вывод:
Студенты, активно занимающиеся научно-исследовательской работой, чаще других оканчивают техникум с повышенным квалификационным разрядом.
Расширяется кругозор и формируется профессиональное мышление, что важно для всестороннего развития личности и успешной профессиональной деятельности, а так же для тех, кто планирует продолжить обучение.
Литература: 1. Мирсаетова Н. Условие формирования успешности в будущей профессиональной деятельности.: статья/ Н.Мирсаетова/ Среднее профессиональное образование-2014 №3-с61-160.