На этом уроке научимся распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом, использовать неполные предложения в диалоге. Неполными называются такие предложения, в которых пропущен один или несколько членов предложения. ― Куда ты ходил? ― В магазин. Неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего. ― Вы со мной согласны? ― Согласен. Неполные предложения встречаются в диалогах, в художественных описаниях. Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из контекста. У сестры волосы длинные, а у меня короткие. Вторая часть предложения неполная, но она легко восстанавливается из контекста. У сестры волосы длинные, а у меня волосы короткие. Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным. Во вторник утром иду на работу. Вечером — на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное предложение. В неполных предложениях могут быть пропущены как главные члены, так и второстепенные. В предложении Во льдах полное безмолвие. пропущено сказуемое. Двусоставное неполное предложение, так как в нём есть второстепенный член с обстоятельственным значением: где? — во льдах. В предложении Оля купила пальто в клетку, а Юля в полоску. пропущены два члена предложения (сказуемое купила и дополнение пальто). Разбор типового тренировочного задания Задание. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения. а) Восхищаешься чугунным узором оград. б) Литературу люблю до самозабвенья. в) Даже в пустяках надо быть правдивым. г) Над могилою героя ночная звезда. д) Перед нами небывалые пути. Сочинение-рассуждение В сочинении-рассуждении большую роль играют аргументы. Сложность рассуждения зависит также от той формы, в какой преподносится тема. Рассуждение на тему «Чем же мне дорог родной край?», сформулированное в виде конкретного вопроса, требует развёрнутого личностного ответа, в котором будут употребляться личные местоимения и глаголы в форме 1-го лица единственного числа (я люблю…, мне нравится..., мне дорог..., меня радует... и т. д.). Начинать рассуждения можно с вступления, которое подготовит введение тезиса. Например, вступление к сочинению «Чем же мне дорог родной край?» может быть таким: У каждого человека есть свой родной край. У мамы — село, где она родилась. Я спросила маму: «А чем тебе так дорог твой родной край? Ты так часто говоришь о нём...» После ответа мамы автор сочинения может написать примерно так: Родной край для меня, как и для мамы, — это место, где я родилась и живу сейчас. Наш край необыкновенный. Он славится своими озёрами, лесами, горами, а главное — людьми. Это, наверное, о нашем крае поётся: «У природы нет плохой погоды...» Да, необыкновенное сочетание леса, озёр, гор обеспечивает хорошую погоду, и никакой дождь не «смывает» красоту. Вступление подсказывает и заключительную часть рассуждения. Например: Я заканчиваю своё сочинение словами известной песни, но немного изменив их: в нашем родном крае нет ни плохой погоды, ни плохой природы. Наоборот — всё прекрасно, удивительно, восхитительно. Я люблю свой край родной! |