СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неполные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научиться распознавать неполные предложения, определять их тип, а также "расшифровать" картину Юона "Новая планета"- это предстоящие задачи на урок.

Просмотр содержимого документа
«Неполные предложения»



Конструктор урока по

Русскому языку


(предмет)


Дата

12.12.2022

Тема урока

Неполные предложения

Задания на урок

На этом уроке научимся распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом, использовать неполные предложения в диалоге.

Неполными называются такие предложения, в которых пропущен один или несколько членов предложения.

Куда ты ходил?

В магазин.

Неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего.

Вы со мной согласны?

Согласен.

Неполные предложения встречаются в диалогах, в художественных описаниях. Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из контекста. У сестры волосы длинные, а у меня короткие. Вторая часть предложения неполная, но она легко восстанавливается из контекста. У сестры волосы длинные, а у меня волосы короткие.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.

Во вторник утром иду на работу. Вечером — на концерт.

Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное предложение.

В неполных предложениях могут быть пропущены как главные члены, так и второстепенные. В предложении Во льдах полное безмолвие. пропущено сказуемое. Двусоставное неполное предложение, так как в нём есть второстепенный член с обстоятельственным значением: где? — во льдах. В предложении Оля купила пальто в клетку, а Юля в полоску. пропущены два члена предложения (сказуемое купила и дополнение пальто).

Разбор типового тренировочного задания

Задание. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

а) Восхищаешься чугунным узором оград.

б) Литературу люблю до самозабвенья.

в) Даже в пустяках надо быть правдивым.

г) Над могилою героя ночная звезда.

д) Перед нами небывалые пути.

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении большую роль играют аргументы. Сложность рассуждения зависит также от той формы, в какой преподносится тема.

Рассуждение на тему «Чем же мне дорог родной край?», сформулированное в виде конкретного вопроса, требует развёрнутого личностного ответа, в котором будут употребляться личные местоимения и глаголы в форме 1-го лица единственного числа (я люблю…, мне нравится..., мне дорог..., меня радует... и т. д.).

Начинать рассуждения можно с вступления, которое подготовит введение тезиса. Например, вступление к сочинению «Чем же мне дорог родной край?» может быть таким:

У каждого человека есть свой родной край. У мамы — село, где она родилась. Я спросила маму: «А чем тебе так дорог твой родной край? Ты так часто говоришь о нём...»

После ответа мамы автор сочинения может написать примерно так:

Родной край для меня, как и для мамы, — это место, где я родилась и живу сейчас. Наш край необыкновенный. Он славится своими озёрами, лесами, горами, а главное — людьми. Это, наверное, о нашем крае поётся: «У природы нет плохой погоды...» Да, необыкновенное сочетание леса, озёр, гор обеспечивает хорошую погоду, и никакой дождь не «смывает» красоту.

Вступление подсказывает и заключительную часть рассуждения. Например:

Я заканчиваю своё сочинение словами известной песни, но немного изменив их: в нашем родном крае нет ни плохой погоды, ни плохой природы. Наоборот — всё прекрасно, удивительно, восхитительно. Я люблю свой край родной!

Ссылка на внешний дистанционный ресурс


Домашнее задание

Домашнее сочинение. Рассмотрите необычную картину К. Юона «Новая планета». Эта картина в символической форме напоминает нам о тех потрясениях, которые переживает человечество. Объясните, как художник передаёт космический масштаб происходящих событий. Поразмышляйте над тем, какие потрясения могут ждать человечество, что нужно сделать для того, чтобы их избежать.