СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы МО начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы МО начальных классов.Обобщение опыта работы МО по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы МО начальных классов.»






Обобщение опыта работы МО учителей начальных классов

МКОУ-Казанская общеобразовательная средняя школа







2012 г



Методическое объединение начальных классов в Казанской общеобразовательной средней школе существует более 30 лет.

СЛАЙД 2

Задачи по осуществлению учебно-воспитательного процесса в нашей школе в начальном звене, решает педагогический коллектив в составе 5 учителей: Васильева З.А., Глекнер Т.Н., Сабчук Г.Н., Середа Н.А., Сидоренко Н.А.


СЛАЙД 3

Самый большой стаж – 34 года, самый маленький – 6 лет.

Все учителя имеют высшее педагогическое образование.

Необходимость совершенствования педагогических знаний, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, проходя курсы повышения квалификации и проходя аттестацию на квалификационную категорию. Первую квалификационную категорию имеют – 4 учителя.

Кроме этого учителя приняли участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», конкурсах «Лучшая разработка классного часа», «Марафон педагогических идей», «Шаг в профессию». За успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, за участие в конкурсах учителя отмечены грамотами и благодарственными письмами разных уровней.
Темы самообразования учителей начальных классов связаны с темой методического объединения учителей начальных классов, методической темой школы, и направлены на повышение педагогического мастерства учителей, на активизацию познавательной деятельности и формированию здорового образа жизни учащихся.


СЛАЙД 4

Учителя реализуют темы самообразования при проведении открытых уроков и в виде творческих отчетов на заседаниях МО и педсоветах. Выступления учителей сопровождались красочной и содержательной презентацией. С использованием компьютерных технологий и разнообразных форм проведения, заседания МО стали проходить более интересно.

СЛАЙД 5
Учителя начальной школы вместе со своими учениками ежегодно принимают участие в предметных играх-олимпиадах, конкурсах. Так:

1. В игре-олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок» приняли участие 12 учеников 3-4 классов

2.В игре-олимпиаде по математике «Кенгуру» приняли участие 13 учеников 3-4 классов.

3. В конкурсе « Инфознайка» 7 человек.

4. В конкурсе «Эрудит марафон учащихся» - 18 человек.

5. В конкурсе «Разговор о правильном питании» - 8 человек.


В целях привития интереса к предмету ежегодно проводятся предметные недели, которые позволяют раскрыть творческий потенциал учителя и учащихся.


Ежегодно даются учителями открытые уроки для педагогов школы и членов МО. Анализ посещенных уроков показал, что учителя начальных классов, добросовестно и с большой ответственностью относятся к подготовке уроков. Используют наглядность, включают в урок элементы игры и занимательности.

Многие учителя использовали педагогические технологии, обеспечивающие достаточно высокие результаты обучения; личностно-ориентировочный подход, индивидуализацию обучения, применялись разнообразные формы и методы организации образовательного процесса: элементы проектного метода, использование компьютерных технологий.


СЛАЙД 6

Проводятся праздники, где преподаватели проявляют свое творчество, фантазию, эстетический вкус. Разрабатываются оригинальные сценарии, в содружестве с родителями подготавливаются великолепные декорации, костюмы и организовано хорошее музыкальное сопровождение.


В январе проводится школьная олимпиада приняли среди учеников 4-х классов.

Победители принимают участие в районной олимпиаде, но, к сожалению, не стали призерами. Отсюда вывод: готовиться к городской олимпиаде следует более тщательно.

В соответствии с Законом "Об образовании" одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения.

Несколько лет педколлектив начальной школы работал над темой «Здоровьесберегающий подход в образовательном процессе школы».

СЛАЙД 7

Здоровье – это нормальное состояние организма, хорошие условия труда и отдыха, ежедневное духовное, психическое и физическое самосовершенствование.


СЛАЙД 8

Здоровье рассматривается как интегральное состояние физических, психических и духовных функций человека. Выделяют такие виды здоровья – физическое, психическое, социальное, духовное

Главный секрет, который лежит в основе идеального здоровья, заключается в том, что человек должен сам стремиться к нему. Человек может быть здоров лишь настолько, насколько сам считает это возможным.

Таким образом, здоровье в значительной степени зависит от характера обучения и воспитания.


СЛАЙД 9

Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Следовательно, состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети в школе (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Учителя нашей школы тщательно изучили факторы, влияющие на здоровье учащихся :

Это и режим функционирования учреждения

  • режим дня

  • расписание учебных занятий

  • питание

  • санитарно-гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.)

  • режим перемен


и организация занятий

  • вид учебной деятельности

  • технологии

  • стиль преподавания

  • отметка, оценка знаний

  • объем домашних заданий

Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным » для ученика, четко определив стратегию развития – здоровье через образование.




СЛАЙД 10

Педагогическим коллективом школы была разработана Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни по названием «Школа здоровья» в которой отразили основные направления деятельности педагогического коллектива по достижению оптимальных конечных результатов.


СЛАЙД 11

Цели.
- формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью,


- освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни,


- создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников.


СЛАЙД 12

Задачи:


- увеличение двигательной активности учащихся на уроке;

- предупреждение утомляемости (т. е. проведение оздоровительных пауз во время уроков);

- воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены;

- ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.


СЛАЙД 13

Были определены основные направления программы

Организация образовательного процесса.

Диагностическая работа.

Просветительско- воспитательная работа с учащимися.

Организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями.

Организация спортивно-оздоровительной работы.


СЛАЙД 14

Ожидаемые результаты

- уменьшение числа пропусков занятий по болезни;

- снижение утомляемости учащихся;

- снижение отрицательной динамики по группам здоровья ;

- увеличение количества учащихся, участвующих в спортивно- оздоровительных мероприятиях;

- 100% обеспечение горячим питанием;


СЛАЙД 15

Основные компоненты здорового образа жизни


1. Ежедневная двигательная активность учащихся

2. Ежеурочная физическая пауза

3. Рациональное питание.

4. Соблюдение правил личной гигиены.

5. Соблюдение рационального режима суток

6. Отказ от вредных привычек

7. Безопасное поведение на улице, в игре

8. Профилактические упражнения.


СЛАЙД 16

Здоровьесберегающие направления по которым работают учителя

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.

3. Работа по предупреждению утомляемости уроках.

4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

  5. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников


СЛАЙД 17

Работа по формированию здорового образа жизни реализуется через

- проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры;

- диагностическую работу

- внеклассную работу;

- работу с родителями.


СЛАЙД 18

Организация учебного труда

Для начальной школы в здании выделен отдельный этаж, и за каждым классом закреплено определённое помещение. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим. Школа работает в 1 смену. Занятия начинаются в 9 час. 00 мин.

Соблюдаются гигиенические условия в классе.

Грамотно составлено расписание.

Соблюдается объём и дозировка д/з.

У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности:

Число видов учебной деятельности,

используемых учителем: 4-7 видов за урок

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов

учебной деятельности: 7-10 минут.


СЛАЙД 19

День начинается с утренней гимнастики. Она длится около пяти минут. И проводится в коридоре который хорошо проветривается. Комплексы упражнений периодически меняются.


СЛАЙД 20

Учителя начальных классов, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, учителя не должны требовать от учащихся сохранения неподвижной позы в течение всего урока, и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:

– работа в группах (как статическая, так и подвижная);

– работа в парах сменного состава;

– фронтальный опрос с использованием предмета (например мяча);

– использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;

– хлопанье в ладоши;

– использование сигнальных карточек различного цвета;

– деятельность с элементами соревнований и т. д.

СЛАЙД 21

Используется также методика Владимира Филипповича Базарного.

Для снятия усталости и напряжения на каждом уроке проводятся физминутки. Физкультминутки проводятся с учётом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаются, кроме общеразвивающих:

·         упражнения для формирования правильной  осанки;

·         упражнения для укрепления зрения; работа по офтальмотренажёру.

·         упражнения для укрепления мышц кистей рук;

·         упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

·         упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

·         упражнения для развития межполушарного взаимодействия

В последние годы,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Требования:
- они должны быть разнообразны;
- проводятся на начальном этапе утомления;
- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

СЛАЙД 22

Для снижения утомления и повышения двигательной активности Силами школьной организации «Содружество» проводятся на переменах подвижные игры.

СЛАЙД 23

В 1 и 2 классе , которые учится по новым стандартам, оборудована зона отдыха. Дети могут отдохнуть, поиграть с игрушками.

СЛАЙД 24-29

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея об этом представления. Именно для этого учителя нашей школы, взялись за реализацию программы «Разговор о правильном питании». Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. Младшие школьники имеют возможность с 1 по 4 класс расширять свои знания о здоровом образе жизни.

1 класс - кружок «Моё здоровье»

2 класс - факультатив «Разговор о правильном питании»

3 класс - факультатив «Две недели в лагере здоровья»

4 класс - факультатив «Будем беречь здоровье»


СЛАЙД 30

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают внеурочные мероприятия.

Развитие мелкой моторики.

Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности, и это должно обязательно учитываться в работе с детьми.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.


СЛАЙД 31 - 36

Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер , который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры.

В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Используются оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.


СЛАЙД 37 -40

Работа с родителями ведется по следующим направлениям:

1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни.

2.    Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3.    Приучение школьников к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4.    Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

5.    Участие в конкурсах и выставках.

6.    Организация досуга учащихся.

7.    Проведение совместных праздников.


Работа по программе «Школа здоровья» предусматривает активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных, школьных мероприятиях. Это и участие в конкурсах , выставках, в проектной деятельности и    проведение совместных праздников.

Много проходит праздников, на которых  решаются задачи  формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия : «Мы– спортивная семья», «Поезд Здоровья» конкурс на лучший плакат, книжку-раскладушку, памятку по темам «Как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках», конкурс «Разговор о правильном питании»


СЛАЙД 41

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Только в сильном, здоровом теле

дух сохраняет равновесие,

и характер развивается

во всем своем могуществе.

Г.Спенсер



СЛАЙД 42

С 2010 года в связи с тем , что наша школа стала пилотной – 1 класс стал обучаться по ФГОС - методическое объединение работает по теме: "Организация учебного процесса в условиях внедрения федерального образовательного стандарта в начальной школе», продолжая осуществлять здоровьесберегающий подход в организации образовательного процесса

СЛАЙД 43

Коллектив начальных классов поставило перед собой следующие задачи:


1.Организовать учебно-воспитательный процесс с учётом требований ФГОС.


2.Освоение и внедрение современных педагогических технологий.

3. Совершенствовать систему взаимодействия учебной и внеучебной деятельности.

4. Вовлекать детей в проектную деятельность.

5.Формирование здоровьесберегающей среды, обеспечивающей оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования.

6.Совершенствование системы мониторинга, как инструмента отслеживания поставленных задач.



В связи с этим были разработаны и включены в планирование вопросы, отражающие методическую тему школы.

СЛАЙД 44

На каждом заседании уделялось внимание изучению материалов ФГОС, заседания носили не только теоретический характер , но и практический. Например, при рассматривании вопроса «Проектная деятельность» проводился конкурс проектов между классами, учителя учились оценивать представленные проекты.


Основные направления внеурочной деятельности:


При выборе кружков, было уделено особое внимание уделялось кружкам спортивно – оздоровительному направлению. Например:

1 класс

  • Спортивно-оздоровительное- 2ч.

Кружки «Чемпион», «Моё здоровье»

  • Художественно-эстетическое-1 ч.

Кружок «Теремок»

  • Интеллектуально-познавательное-1 ч.

Кружок «Смекалочка»

2 класс

  • Спортивно-оздоровительное- 1ч.

Кружок «Школа здоровья»

  • Художественно-эстетическое-1 ч.

Кружки «Акварелька», «Умелые ручки»

  • Интеллектуально-познавательное-1 ч.

Кружок «Грамотейки»

Следует заметить , что в каждом классе проводится кружок направленный на организацию спортивно-оздоровительной работы.

СЛАЙД 46-51

Методическое объединение будет продолжать работу по повышению профессиональной компетентности учителя, по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, поиску форм и методов работы по формированию культурного поведения учащихся, по организации учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников, и совершенствовании традиций, способствующих формированию коллектива начальной школы и делающих его жизнь яркой и насыщенной.