СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамоте-важный и увлекательный процесс, а если  обучение проводить в форме игры,то все будет еще интересней.

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте»

Консультация для родителей

« Звуковой анализ слова»

Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.

Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Звуки: гласные, согласные (твердые, мягкие)

Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:

Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -

ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных

звуков: А О И У Ы Э

Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный-

нужно сравнивать звуки по их произношению.

Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык.

(например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»-

мешают зубы)

ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем

пропеть: например, звуки: «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует

помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р»-язык, «м»-

губы, «з»-язык).Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими.

Чтобы определить твердость- мягкость предлагаем детям обратить внимание

на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются

(произнесите слова «кино», «пальто»), а при произнесении согласного звука

мы «как будто сердимся»(«кот», «палка»).

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО:

 ЗВУКИ «Ч», «Щ», «й» – ВСЕГДА МЯГКИЕ

 ЗВУКИ «Ж», «Ш», «Ц» – ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.

 Твердые и мягкие звуки могут быть звонкими и глухими. Чтобы это

проверить предлагаем ребенку ладонь положить на шею, и послушать- спит

ли наше горлышко, или громко песенки поет(чувствуем вибрацию голосовых

связок). (для сравнения приложите ладонь к горлышку и произнесите слова:

«СЕНО», «ЗОНТ» произнося звук «с»- ничего не чувствуем, произнося звук

«з»- горлышко вибрирует).

Для примера, рассмотрим звуковой анализ

слова КНИГА.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству

звуков в слове.

1. мы должны определить последовательность звуков в слове,

интонационно выделить их, и назвать изолированно.(«К» «НЬ»

«И» «Г» «А»), одновременно вести указкой под схемой.

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный- твердый или

мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик,

согласный твердый – синий квадратик, согласный мягкий –

зеленый.3. произнести слово с ударением (книиига) и обозначить ударный

гласный черной фишкой.

В работе это выглядит так:

Книга - .К» «НЬ» «И» «Г» «А»

1ый звук «К» - твердый согласный, обозначается синей фишкой.

2ой звук «НЬ» - мягкий согласный, обозначается зеленой фишкой

3ий звук «И» - гласный, обозначается красной фишкой

4ый звук «Г» - твердый согласный, обозначается синей фишкой

5ый звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой.

«Книиига» – ударный гласный звук «И»- ставим черную фишку.

Вопросы и задания:

1.Какие гласные в слове книга?(«и», «а»)

2.Какой ударный звук? («и»)

3.Произнеси слово с ударением («книиига»)

4.Какой мягкий согласный? («нь»)

5.Какой 2ой твердый согласный? («г»)

6.Какой первый согласный звук? («к»


С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.


Ребёнок чувствителен к звуковой ткани речи, но для того, чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки, одной речевой практики недостаточно. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССон, сОООн, соННН).

Также необходимо дать ребёнку почувствовать разницу между гласными и согласными звуками, обратить внимание на твёрдость и мягкость согласных звуков, выделять ударный гласный звук, определять первый и последний звук в слове. Затем можно переходить к определению полного звукового состава слов.

Все эти задачи легко решаются с помощью различных игр и игровых ситуаций. Главная задача любого, в том числе и добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной и интересной.

После того как ребёнок научится сливать любую согласную букву с любой гласной, можно считать, что он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начинаются основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения ещё настолько слаба, процесс чтения ещё так труден, что читать самостоятельно, тренироваться ребёнку не хочется. Следовательно, перед взрослыми теперь стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребёнка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить ему труд по овладению техникой чтения.

Итак, ребёнок уже прочитывает слоги, а вслед за ними – короткие слова. Не торопитесь усаживать ребёнка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. Здесь снова помогут игры: отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой – её заменит мотивация игровая.  

ИГРЫ СО СЛОВАМИ (с детьми дошкольного возраста)

Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребѐнок проявляет сообразительность и

внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.

Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот

примеры простых игр.

Игра «Кто больше назовѐт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).

Игра «Кто больше назовѐт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).

Игра «Подбери похожее слово, подходящее по рифме». Сначала нужно объяснить ребѐнку, что такое

рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу

«пышка – мышка», «Маша – Даша», «кошка – ложка» и т. д.

Игра «Создай слово, заменив одну букву». Например, «пол – кол – вол –вот – кот» и т. д.

Игра «Найди в слове новое слово». Например, в слове «парашют» есть слово «пар», «самолѐт» -

«сам», «собака» - «бак» и т. д.

На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребѐнку их вспомнить.

Через несколько занятий ребѐнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.