СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова»

Конспект урока по литературе

1.Тема урока: Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

2. УМК: Т.Ф. Курдюмова

3. Класс: 10

4. Тип урока:

5. Форма проведения урока:

6. Цели урока:

Деятельностная цель:

Содержательная цель:

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык, история России

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): доска, электронная доска, компьютер, проектор.

10. Оформление доски: число, тема урока


11. Ход урока.

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

1. Организационный момент (2 мин)


- Здравствуйте, ребята!

Слушают учителя.







2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(5 мин)


- Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова известно каждому в нашей стране. Прожив короткую жизнь, поэт оставил стихи, прорвавшиеся к нам сквозь века благодаря своей искренности, и таланту.

- Какие произведения Лермонтова вы знаете?



- Молодцы, ребята.

- Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят рядом с именем Пушкина, называя его учеником, продолжателем великого поэта. Но это не совсем так. О Блоке, Маяковском, Цветаевой, Ахматовой тоже можно сказать, что они ученики и продолжатели Пушкина, хотя бы потому, что жили и писали позже. Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин - весь гармония: сквозь следы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором каждый атом души становится поэзией. Он открыл в русской словесности множество новых возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.

Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром.





- «Бородино», «Мцыри», «Демон», «Тучи», «Прощай, немытая Россия», «Песня про купца Калашникова», «Беглец».


Внимательно слушают учителя.


3. Актуализация знаний. Постановка цели

(10 мин)

- А сейчас я попрошу вас открыть тетради и записать тему нашего урока: Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Сегодняшний урок мы построим следующим образом: предлагаю по ходу урока заполнять таблицу:

Название периода

Особенности периода

1.



2.




- Все готовы?

Детство

В ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у отставного пехотного капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны родился сын Михаил. Когда младенцу было полгода, родители переехали в родовое имение бабушки Миши - Тарханы. Здесь, на северо-западе Псковской губернии прошло детство поэта, здесь он открыл для себя мир природы. Здесь, когда Мише не было 3х лет, умерла его мать (в 21 год), отсюда навсегда уехал отец, оскорблённый бабушкой Лермонтова. (Решительный характер бабушки ,урожденной Столыпиной. Она не отдавала внука, пригрозив иначе лишить его наследства). Отец, будучи бедным человеком, вынужден был согласиться. Мальчик не понял всей горечи этой разлуки. Может быть, лишь среди ночи проснулся, вскрикнув, стал звать отца: «Папенька! Где мой папенька?» Нянька подхватила его на руки, стала успокаивать, не смея сказать то единственное, что могло бы утешить ребёнка, что отец его отлучился ненадолго, вернётся поутру, и всё станет в доме по-хорошему. В Тарханах Миша впервые стал задумываться, почему перед ним в низком поклоне стоят дворовые люди, почему они, такие же люди, его рабы, а он их господин?

В 15 лет он написал стихотворение «Жалобы турка». Давайте прочитаем это стихотворение?




















- Стихотворение называется «Жалобы турка». Но о чём идёт речь?


Здесь он слышал рассказы о Бородинской битве, о пугачёвском восстании, сюда приезжал отдохнуть душой, навестить любимую

бабушку. Сюда, в Тарханы, привезли и гроб с телом поэта. Здесь, в маленькой

часовне, в семейном склепе, освященный жёлтыми язычками пламени двадцати шести свечей, он покоится и сегодня.

Слушают учителя. Оформляют тетради. Начинают работать с предложенной таблицей.































Один из учеников читает стихотворение «Жалобы турка».


Ты знал ли дикий край, под знойными лучами,

Где рощи и луга поблекшие цветут?

Где хитрость и беспечность злобе дань несут?

Где сердце жителей волнуемо страстями?

И где являются порой

Умы и хладные и твердые как камень?

Но мощь их давится безвременной тоской,

И рано гаснет в них добра спокойный пламень.

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!

Друг! этот край… моя отчизна!


Р. S. Ах! если ты меня поймешь,

Прости свободные намеки;

Пусть истину скрывает ложь:

Что ж делать? — все мы человеки!


- Возможно юный поэт имеет в виду царскую Россию.


4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

(7 мин)

Учеба в Москве и Петербурге.

Когда мысленно оглядываешь короткую жизнь Лермонтова, удивляешься, как многое он сумел разглядеть и осмыслить в российской

действительности. Он хорошо знал крепостную деревню, учился в Московском университетском пансионе (с 1828 г. по 1830), где и начал писать («марать стихи»).

В Московском университете (вместе с Герценым) – в 1831-1832 гг.

1830 год- год «открытия» Байрона (родственные связи) – шотландская ветвь древнего рода Лермонтов.

Начало творчества

В 1832 г. Всё определилось: Лермонтов ощущает в себе силы необъятные и потребность действовать.

С 1832года - в Петербурге, но, не будучи принятым в Петербургский университет, поступает для продолжения образования в двухгодичную школу юнкеров.

Служба в гусарском полку в Царском Селе.

Любовь к Варваре Александровне Лопухиной (в замужестве Бахметовой).

1836 год - драма «Маскарад» (страсть к театру наследственная от матери).

Слушают учителя. Оформляют тетради.


5.

Первичное закрепление и контроль

(8 мин)


Внезапная слава

Но вот грянул январь 1837 г. И в городе на Неве, застывшем от горя, от сознания невосполнимой утраты, которой стала смерть Пушкина, прозвучали гневные строки Лермонтова.

Прочитаем стихотворение «Смерть поэта» (отрывок).
















Через 7 дней - дополнение (последние 16 строк).



















- Почему эти строки вызвали недовольство царя?








- Кто знает, что ожидало поэта за такие строки?


- Верно! В результате - ссылка на Кавказ, лето 1837г. - февраль 1838.


Кавказ в жизни поэта.

Лермонтов – воин, проявивший талант стратега и тактика во многих военных операциях, за что неоднократно представлялся к наградам, но всякий раз его фамилия вычеркивалась из наградных списков в Петербурге.

1838 г. – первые главы романа «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова», поэма «Демон».

Июнь 1838г. – последняя встреча с Варварой Лопухиной - Бахметовой в Царском Селе (под впечатлением от этой встречи поэт написал перевод Гейне «Они любили друг друга»).


1839 год - время триумфа.

Вообще 1839 год – год триумфа Лермонтова: « Дума», «Поэт», «Русалка», « Три пальмы», главы «Героя нашего времени». Он популярен, ему открыты двери всех салонов. В Москве приглашён к Гоголю на именины (читал по просьбе Гоголя «Мцыри»).

1840 год - «Тамань» (последняя из глав).

Дуэль с де Барантом (вступился за честь Марии Щербатовой), что послужило поводом для очередной ссылки на Кавказ.


Вторая ссылка

Ссылка на Кавказ - 1840 год. Прощание в доме Карамзиных (предчувствие смерти).

Участие в военных действиях (стихотворение «Валерик»).

Последний отпуск на 3 месяца – весна 1841 года. Поэт подает прошение об отставке, но получает отказ и вынужден возвращаться в полк.

13 июля 1841 года в Пятигорске происходит столкновение Лермонтова с Мартыновым, знакомым ему еще по юнкерской школе. (Мартынов служил в одном полку с Дантесом, убийцей А.Пушкина).

- Про окончание жизни великого поэта нам расскажет один из учеников.

«Смерть поэта»

Погиб поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один как прежде... и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор,

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... — он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.


А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!


- Эти роковые для Поэта строки прямо указывают на виновников гибели Поэта: «Вы, жадною толпой стоящие у трона» - т.е. указал на то, кто направлял руку Дантеса - приближенные к Царю. Более того, М.Ю. грозил им Божьей карой: «Есть Божий суд...»


- Конечно, поэт за такие стихи был сослан на Кавказ



























Дуэль и смерть

15 июля - дуэль в 4 км. от Пятигорска, у подножия горы Машук. Когда-то в юности Лермонтов писал:

Кровавая меня могила ждёт,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбылось (17.07 поэт был похоронен на пятигорском кладбище без песнопения). В апреле 1842 года Елизавета Алексеевна перевезла прах внука в Тарханы.

Да, мало было отпущено ему земной жизни, и всего 4 года- жизни поэтической! Но за это время он успел выполнить своё предназначение- отразить жизнь и проблемы всего поколения русского общества середины XIX века.


6. Домашнее задание

(4 мин)


- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

Ответить письменно на вопрос (8-10 предложений).

Какая черта Лермонтова, по-вашему, главная? Каким вы представляете себе поэта?

Прочитать роман «Герой нашего времени»


Записывают домашнее задание.


7. Рефлексия

(4 мин)


- Да, мало было отпущено ему земной жизни, и всего 4 года - жизни поэтической! Но за это время он успел выполнить своё предназначение - отразить жизнь и проблемы всего поколения русского общества середины XIX века.