СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по обществознанию 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по обществознанию за 10 класс с ответами

Просмотр содержимого документа
«10 класс Задания»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.


1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

1.1. Президентство, парламентаризм, армия, суд, полиция, прокуратура.

1.2. Муж, сын, отец, брат.

1.3. Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий.


2. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

2.1. а) Выплата пособий по безработице, субсидий фермерам. б) Повышение учетной ставки процента. в) регулирование правительственных расходов и доходов. г) Снижение налогов.

2.2. а) Предупреждение. б) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. в) Компенсация морального вреда. г) Дисквалификация.

2.3. а) Политические партии помещаются на правом фланге политического спектра. б) Партии находятся в оппозиции существующему правительству; в) Партии стремятся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований. г) Партии отличатся приверженностью к порядку, дисциплине, крепкой власти.


3.  Заполните пропуски в рядах:

3.1. а) Романо-германская правовая семья – нормативно-правовой акт; англо-саксонская правовая семья - _____; мусульманская правовая семья – шариат.

3.2. а) Аристотель – ______; Дж. Локк – договорная теория происхождения государства; К. Маркс – классовая теория происхождения государства. Г. Спенсер – органическая теория происхождения государства.

3.3. а) Гносеология – теория познания; онтология - _____; аксиология – теория ценностей.


4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

4.1 Художественный образ может носить как визуально определенный, так и визуально не определенный характер.

4.2 Согласно евразийской доктрине, Россия есть третий, срединный материк – особый исторический и этнографический мир.

4.3 Исследованием сущности человека занимается особая отрасль знания – социальная философия.

4.4 Отправляясь в туристическую поездку по странам Юго-Восточной Азии, М. много времени посвятил изучению синтоизма, в надежде на месте лучше познакомиться с многочисленными памятниками этой религии. Его надежды будут оправданы.

4.5 Проведя сравнительный анализ мифологии различных народов, учащиеся пришли к выводу, что образ первоправителя для мифов не характерен. Этот вывод является верным.

4.6 К скрытой безработице можно отнести наличие таких рабочих мест в экономике, труд на которых в течение полного рабочего дня не обеспечивает работнику даже прожиточного минимума.

4.7 Студент вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.


4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.









5. Перед вами таблица, в правом столбце которой представлены фрагменты, характеризующие одно из основных обществоведческих понятий. Озаглавьте таблицу, вписав это понятие в первой строке. Заполните левый столбец таблицы, вписав основные составляющие этого понятия в соответствие с представленными фрагментами.





«Вопросы интеллектуальной собственности и авторского права являются одними из самых сложных для рассмотрения и урегулирования судами, особенно когда они касаются споров, возникших по фактам правонарушений, совершенных с использованием сети Интернет. Судебная практика пока насчитывает единицы оконченных судебных дел. Это дело позволит не только защитить права автора, но и продолжить формирование на практике методов действенной правовой защиты авторов, произведения которых размещаются в сети Интернет», - прокомментировал процесс Антон Серго, президент компании «Интернет и Право»


Губернатор Георгий Боос предложил проработать вопрос о направлении в Калининградскую область средств, полученных за счет увеличения отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступающих из региона, и которые могли бы быть направлены на пенсионное обеспечение рыбаков. При этом правительство области взяло на себя обязательство значительно увеличить перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за счет роста производства, увеличение заработной платы.

Правда.Ру


Мэр столицы Юрий Лужков направил президенту Владимиру Путину письмо с просьбой принять на федеральном уровне срочные меры по ограничению и распространению через торговые сети продуктов, содержащих генно-измененные компоненты.

Российская газета.

Центральный выпуск №4391 от 19 июня 2007 г.


Вступают в силу новые ставки таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории РФ за пределы государств-участников соглашений о таможенном союзе.

В соответствии с постановлением правительства от 18 июля текущего года, с 20 августа экспортная пошлина на светлые нефтепродукты и сжиженные газы (ксилол, газойли, бензол, толуол, легкие и средние дистилляты, а также пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен, бутадиен и прочие сжиженные газы) составит теперь $158,1 за тонну против $146,9 за тонну ранее.

РИА Новости.


Госдума приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие установление уголовной ответственности за хранение и перевозку в целях сбыта поддельных денег и ценных бумаг. Речь идет о поддельных банковских билетах Центробанка РФ, металлических монетах, государственных ценных бумагах или других ценных бумагах в валюте РФ либо иностранной валюте или ценных бумаг в иностранной валюте.

GZT.ru


20 февраля 2008 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе признала ненадлежащей рекламу туристического агентства «Четыре сезона», распространявшуюся на странице 273 журнала «Я покупаю. Казань», поскольку в ней нарушены требования ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». Пресс-служба Управления ФАС по РТ


Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья 118. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы. Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.








Созданное центральным информагентством России ИТАР-ТАСС и информационно-издательским агентством ПРАЙМ Агентство экономической информации ПРАЙМ-ТАСС учреждено в июне 1996 года. ПРАЙМ-ТАСС сегодня – признанный профессионал в сфере поставки оперативной информации в области экономики и финансов.

ПРАЙМ-ТАСС


6. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

6.1. На земельном участке, принадлежащем гражданину Арсеньеву на праве собственности, стоит его гараж. Соседний участок занимает семья Борисовых. Они строят на своем участке новый дом, а все строительные материалы сгружают и складывают рядом с гаражом Арсеньева. В результате Арсеньев не может пользоваться своим гаражом, т.к. из-за груды материалов подъехать к нему невозможно.

С каким иском может обратиться в суд Арсеньев?

6.2. Гражданин М. разработал проект закона о мерах по повышению культурного уровня граждан России.

Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы?



7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.


Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Установление»

Религия


«Благодать»

Личность


«Связка»

Идеология


«Отданная назад»

Доход


«Неожиданный»

Мышление



8. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

Понятия могут быть

АВ

1. Равнозначными: квадрат (А) есть равносторонний прямоугольник (В).

В

А


2. Пересекающимися: спортсмены (А) и студенты (В).

А


3. Подчиненными: рыба (А) и щука (В).

С

В


4. Соподчиненными: сосна (А) и береза (В) – это деревья (С).

В

А




С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

Неработающий пенсионер (А), член клуба филателистов (В), министр (С), государственный служащий (D), член политической партии (Е).


9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Как для ____ нужна добродетель, а для монархии ____ так для ____ правительства нужен ____. В добродетели оно не нуждается, а ____ была бы для него опасна. Безграничная власть ____ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве ____, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство ____ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою ____. Но если в ____ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ____ – единственное движущее начало этого образа ____ – исчез, и у народа нет более защитника». (Ш. Монтескье, французский философ.)


1. Республика.

2. Демократия

3. Умеренный.

4. Прогрессивный.

5. Выбор.

6. Достоинство.

7. Страх.

8. Произвол.

9. Реакционный.

10. Преобразование.

11. Революция.

12. Честь.

13. Тирания.

14. Правление.

15. Деспотический.

16. Консервативный.

17. Государь.

18. Мораль.

19. Закон.

20. Судебный.


10. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Одна из подобных форм названа в приводимой ниже таблице. Внесите названия остальных ранних форм религии в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.


1. «Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуей, ноги срослись и стали длинным извивающимся змеиным хвостом. В ужасе простирает он к Гармонии руки и зовет ее. Но язык его раздваивается и уже колеблется во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение». (Мифы и легенды Древней Греции)


2. «Ей в приданое дано было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело;

Говорить оно умело;

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3. «Но странная из солнца ясь

струилась, - и степенность

забыв, сижу, разговорясь

с светилом постепенно.

Про то, про это говорю,

Что- де заела РОСТа,

а солнце:

«Ладно, не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

Светить легко?

- Поди, попробуй! –

А вот идешь –

Взялось идти,

Идешь – и светишь в оба!».

(В.В.Маяковский «Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)


4. « - Береги себя. Возьми. Не знаю в какого бога ты веришь, но это всем помогало…

На черном шнурке покачивалась каменная фигурка, вроде бы изображавшая человека, но настолько окатанная, словно бы оплавленная временем и прикосновениями бесчисленных рук, что не понять уже, кого она в незапамятные годы изображала.

- Повесь на шею.» (А. Бушков «Рыцарь из ниоткуда»)

5. «Царь-девица говорит:

«Коль себя не пожалеешь,

Ты опять помолодеешь.

Слушай: завтра на заре

На широком на дворе

Должен челядь ты заставить

Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краев водой студеной,

А второй – водой вареной,

А последний молоком,

Вскипятя его ключом.

Вот, коль хочешь ты жениться

и красавцем учиниться –

Ты без платья, налегке,

Искупайся в молоке…»

(П. Ершов «Конек-горбунок»)

6. «Василисе всегда помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою. Зато Василиса, сама бывало не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером как все улягутся, она запрется в чуланчике и потчевает ее приговаривая:

- На, куколка, покушай, моего горя послушай!» («Василиса Прекрасная», русская народная сказка)

7. « И к бобрам с улыбкой хитрой

Обратился По-Пок-Кивис:

«О друзья мои! Покойно,

Хорошо у вас в вигвамах!

Все вы опытны и мудры,

Все на выдумки искусны,

Превратите же скорее

И меня в бобра, Амика!» (Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»)

8. «На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице. Ударился об пол и явился перед девицей прекрасным царевичем. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают:

- С кем это ты сестрица разговариваешь? А ну отопрись!

Царевич ударился об пол – и сделался перышком». («Перышко Финиста ясна сокола», русская народная сказка)

9. «Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу». ( Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)


Магия








11. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какое обществоведческое понятие иллюстрируют слова У. Шекспира и какая философская позиция представлена в строках А.С. Пушкина.


11.1.

Весь мир - театр.

В нём женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет _______. ( У. Шекспир)

11.2.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним __________.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый. (А.С. Пушкин)



12. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил восемь. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

«Адам Смит был английским экономистом и философом семнадцатого века (1), одним из основателей классической политэкономии. В своем основополагающем труде «Опыт о народонаселении» (2) обобщил многолетнее развитие экономической мысли, рассмотрел экономическую историю Западной Европы, изложил свои взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. (3) Одно из ключевых положений теории Смитанеобходимость расширения государственной регламентации экономики (4) для ускорения развития хозяйства. При этом Смит считается автором теории о «невидимой рукой рынка» (5), согласно которой экономика саморегулируется на основе свободно складывающихся под воздействием спроса и предложения, цен. Полемизируя с меркантилистами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии (6), Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Он утверждал, что труд выступает и в качестве мерила стоимости товара. (7) В соответствии с этой теорией Смит разделял общество на классы буржуазии и пролетариата – наемных работников. (8)


13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

  1. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)

  2. Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)

  3. Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)

  4. Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич)






Просмотр содержимого документа
«10 класс Ответы»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.


1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

1.1. Президентство, парламентаризм, армия, суд, полиция, прокуратура (институты государства)

1.2. Муж, сын, отец, брат (брачно-семейные статусы)

1.3. Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий (протекционизм)

По 2 балла за правильно определенный принцип образования ряда. Всего 6 баллов.


2. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

2.1. а) Выплата пособий по безработице, субсидий фермерам. б) Повышение учетной ставки процента. в) регулирование правительственных расходов и доходов. г) Снижение налогов. (б), так как это элемент монетарной политики государства, а остальное – элементы фискальной политики).

2.2. а) Предупреждение. б) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. в) Компенсация морального вреда. г) Дисквалификация. (в), так как это элемент гражданской ответственности, а остальное – элементы административной ответственности)

2.3. а) Политические партии помещаются на правом фланге политического спектра. б) Партии находятся в оппозиции существующему правительству; в) Партии стремятся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований. г) Партии отличатся приверженностью к порядку, дисциплине, крепкой власти. (б), так как это характеристика партии по отношению к обладанию властью, а остальное – характеристики партии по идеологии).

По 1 баллу за указание лишнего высказывания и до 2 баллов за объяснение. Всего 9 баллов.



3.  Заполните пропуски в рядах:

3.1. а) Романо-германская правовая семья – нормативно-правовой акт; англо-саксонская правовая семья - _____; мусульманская правовая семья – шариат.

3.2. а) Аристотель – ______; Дж. Локк – договорная теория происхождения государства; К. Маркс – классовая теория происхождения государства. Г. Спенсер – органическая теория происхождения государства.

3.3. а) Гносеология – теория познания; онтология - _____; аксиология – теория ценностей.


3.1. Прецедент. 3.2. Патриархальная теория происхождения государства. 3.3. Теория бытия.

По 2 балла за каждый пропуск. Всего 6 баллов.


4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.


4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

По 1 баллу за каждую позицию. Всего 7 баллов.


5. Перед вами таблица, в правом столбце которой представлены фрагменты, характеризующие одно из основных обществоведческих понятий. Озаглавьте таблицу, вписав это понятие в первой строке. Заполните левый столбец таблицы, вписав основные составляющие этого понятия в соответствии с представленными фрагментами.

Понятие: функции государства в экономике


1.ЗАЩИТА СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН, ФИРМ

2.ПОМОЩЬ БЕДНЫМ, РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

3. КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ТОВАРОВ И УСЛУГ, ОХРАНА ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

4. КОНТРОЛЬ НАД ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЕ

6. ЗАЩИТА МЕХАНИЗМА КОНКУРЕНЦИИ

7. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЯМИ И НАЕМНЫМИ РАБОТНИКАМИ

8. СБОР И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

2 балла за верно определенное понятие. По 2 балла за верно определенные функции. Всего за задание 18 баллов.



6. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

6.1. С каким иском может обратиться в суд Арсеньев?___

6.2. Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы?___


6.1. «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8 ч.2 Конституции Российской Федерации). На основании этой статьи Конституции Арсеньев может обратиться в суд с иском об устранении препятствий в пользовании имуществом, не связанных с лишением владения имуществом. Ст. 304 ГК Российской Федерации.

6.2. А. Нет. Гражданин М. не может самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы. Так как правом законодательной инициативы на основании ст. 104 Конституции РФ, он не обладает.


До 3 баллов за каждую верно решенную задачу. Всего за задание до 6 баллов.


7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.


Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Установление»

Религия

Догмат - полученная в Откровении религиозная истина, признания которой церковь требует ото всех верующих

«Благодать»

Личность

Харизма - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.

«Связка»

Идеология

Фашизм - идеология, политическое движение и социальная практика, для которых характерны: отрицание демократии; создание режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности; подавление любых форм инакомыслия; создание военизированных формирований и взгляд на войну как на естественный двигатель развития и важную часть человеческой жизни.

«Отданная назад»

Доход

Рента - вид дохода, регулярно получаемого с капитала, земли, имущества и не связанного с предпринимательской деятельностью

«Неожиданный»

Мышление

Парадокс - неожиданное, непривычное суждение, резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу.

По 2 баллу за название термина, до 2 баллов за определение. Всего 20 баллов.


8. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

АВ

Понятия могут быть

1. Равнозначными: квадрат (А) есть равносторонний прямоугольник (В).

А

В

2. Пересекающимися: спортсмены (А) и студенты (В).

А


3. Подчиненными: рыба (А) и щука (В).

В

С


В

4. Соподчиненными: сосна (А) и береза (В) – это деревья (С).

А



С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

Неработающий пенсионер (А), член клуба филателистов (В), министр (С), государственный служащий (D), член политической партии (Е).

6 баллов за полностью выполненное задание.


9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Как для 1 нужна добродетель, а для монархии 12 так для 15 правительства нужен 7. В добродетели оно не нуждается, а 12 была бы для него опасна. Безграничная власть 17 переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве 11 , поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство 3 может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою 19. Но если в 15 государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как 7 – единственное движущее начало этого образа 14 – исчез, и у народа нет более защитника».

1. Республика.

2. Демократия

3. Умеренный.

4. Прогрессивный.

5. Выбор.

6. Достоинство.

7. Страх.

8. Произвол.

9. Реакционный.

10. Преобразование.

11. Революция.

12. Честь.

13. Тирания.

14. Правление.

15. Деспотический.

16. Консервативный.

17. Государь.

18. Мораль.

19. Закон.

20. Судебный.

По 1 баллу за каждое верно указанное слово, всего 12 баллов.


10. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Одна из подобных форм названа в приводимой ниже таблице. Внесите названия остальных ранних форм религии в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.


Магия

Анимизм

Тотемизм

Фетишизм

5, 2

3, 9

7,1, 8

4 ,6

По 2 балла за название религий, по 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего 15 баллов.


11. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какое обществоведческое понятие иллюстрируют слова У. Шекспира и какая философская позиция представлена в строках А.С. Пушкина

11.1. – «роль». Обществ. термин – социальная роль. 11.2. – «ходить». Филос. позиция: эмпиризм.

По 2 балла за каждое вставленное слово и по 4 балла за названную философскую позицию. Всего 12 баллов.



12. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил восемь. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

«Адам Смит был английским экономистом и философом семнадцатого века (1), одним из основателей классической политэкономии. В своем основополагающем труде «Опыт о народонаселении» (2) обобщил многолетнее развитие экономической мысли, рассмотрел экономическую историю Западной Европы, изложил свои взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. (3) Одно из ключевых положений теории Смитанеобходимость расширения государственной регламентации экономики (4) для ускорения развития хозяйства. При этом Смит считается автором теории о «невидимой рукой рынка» (5), согласно которой экономика саморегулируется на основе свободно складывающихся под воздействием спроса и предложения, цен. Полемизируя с меркантилистами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии (6), Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Он утверждал, что труд выступает и в качестве мерила стоимости товара. (7) В соответствии с этой теорией Смит разделял общество на классы буржуазии и пролетариата – наемных работников. (8)

1. Нет, XVIII в.

2. Нет, «Исследование о природе и причинах богатства народов».

3. Да.

4. Нет, необходимость освобождения экономики от государственного регулирования.

5. Да.

6. Нет, отождествляли богатство с накоплением драгоценных металлов.

7. Да.

8. Нет, на производительный и непроизводительный классы.


По 2 балла за каждый верный ответ. При ответе «нет» должно быть правильное исправление. Всего 16 баллов.


13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

  1. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)

  2. Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)

  3. Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)

  4. Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич)


Критерии для оценивания:

  1. Раскрытие обоснованности выбора темы (3 б.).

  2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы (2 б.).

  3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений (2 б.).

  4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса (3 б.).

  5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт (3 б.).

  6. Свободная композиция и непринужденность повествования (2 б.).

  7. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом (2 б.).

  8. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (3 б.).


Всего за работу баллов 153 балла.