Дополнительная образовательная программа кружка
с использованием проектно-исследовательской деятельности учащихся
«Основы проектной деятельности»
Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В связи с этим, организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время является одним из приоритетов современного образования. Научно-практические конференции, конкурсы поискового характера, учебные проекты, кружки различной направленности позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в обучении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный и поисковый методы не просто формируют умения, а компетенции, которые широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, поскольку она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Программа «Основы проектной деятельности» предназначена для учащихся 7 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных творческих качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности учащихся в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее основу положены теоретические и практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, составления отчетов, подготовка проектов, проведение исследований и экскурсий.
Цель программы:
развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в современном обществе.
Задачи:
- выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
- приобретение учащимися знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности;
- обучение способам поиска необходимой для исследования информации; способам обработки результатов и их презентации;
- разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства лицея; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
- разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
- создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы и режим занятий: программа реализуется в форме практических и теоретических занятий. Занятия проводятся 2 час в неделю, всего 68 часов в год.
Ожидаемый результат.
Овладение курсом позволит учащимся знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности,
- основные отличия цели и задач, объекта и предмета исследования,
- основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
- давать характеристику объекту исследования,
- разделять проектную деятельность на этапы,
- самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.),
- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный),
- пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Формы проведения итогов: защита проектов, круглый стол.
Календарно тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Введение. Структура проекта | 1 | 01-03.09.11 |
Ситуация и проблема |
2. | Структура исследовательской работы. Признаки и описание ситуации. Противоречие. Постановка проблемы. | 1 | 01-03.09.11 |
3. | Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ | 2 | 05-10.09.11 |
От проблемы к цели |
4. | Цель. Способы достижения цели | 1 | 12-17.09.11 |
Планирование деятельности |
5. | Задачи проекта. Определение задач | 1 | 12-17.09.11 |
Ресурсы |
6. | Виды ресурсов. Определение ресурсов. | 1 | 19-24.09.11 |
Поиск информации |
7. | Работа с каталогами | 3 | 19-24.09.11 26.09-01.10.11 |
8. | Работа со справочной литературой | 2 | 03-08.10.11 |
9. | Работа с интернет-источниками | 2 | 10-15.10.11 |
10. | Литературный обзор по теме проекта | 4 | 17-22.10.11 24-29.10.11 |
11. | Оформление текста проекта и библиографического списка | 4 | 11-13.11.11 14-19.11.11 |
Наблюдение и эксперимент |
12. | Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы | 2 | 21-26.11.11 |
13. | Опросы. Интервью. | 4 | 28.11-03.12.11 05-10.12.11 |
14. | Наблюдение | 4 | 12-17.12.11 19-24.12.11 |
15. | Эксперимент | 4 | 26-29.12.11 9.01-14.01.12 |
16. | Обработка полученных данных | 4 | 16.01-21.01.12 23-28.01.12 |
Как работать в команде |
17. | Что такое команда. | 1 | 30.01-04.02.12 |
18. | Командные роли. | 1 | 30.01-04.02.12 |
19. | Конфликтные ситуации | 2 | 06-11.02.12 |
20. | Групповое взаимодействие | 2 | 13-18.02.12 |
Публичное выступление и экспертиза |
21. | Работа над индивидуальным проектом | 4 | 20-25.02.12 27-04.03.12 |
22. | Анализ проектной деятельности. | 2 | 06-11.03.12 |
23. | Презентация проекта | 2 | 13-18.03.12 |
24. | Планирование выступления | 4 | 20-24.03.12 03-08.04.12 |
25. | Ведение дискуссии | 2 | 10-15.04.12 |
26. | Защита проектов | 4 | 17-22.04.12 24-29.04.12 |
27. | Экспертиза, обсуждение, оценки | 2 | 01.05-06.05.12 |
28. | Определение тем будущих проектов | 2 | 08-13.05.12 |
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема урока | Содержание тем учебного курса | Учебно-методическое обеспечение |
-
| Введение. Структура проекта | Понятие проекта. Основные этапы проектной деятельности. Инструктаж по технике безопасности. Дневник проекта | Презентация, образец дневника проекта |
-
| Структура исследовательской работы. Признаки и описание ситуации. Противоречие. Постановка проблемы | Понятие ситуации. Признаки ситуации. Описание ситуаций. Желаемая и реальная ситуация, их сравнение, выявление противоречий. Постановка проблемы. | Рабочая тетрадь |
-
| Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ | Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ. Актуальность темы исследования. | Рабочая тетрадь |
-
| Цель. Способы достижения цели | Постановка цели. Способы достижения цели. | Рабочая тетрадь |
-
| Задачи проекта. Определение задач | Понятие «задача». Разбивка задачи на шаги. | Рабочая тетрадь |
-
| Виды ресурсов. Определение ресурсов. | Понятие «ресурс». Виды ресурсов (информационные, материальные, трудовые). Определение ресурсов для выполнения каждой из поставленных задач. | Рабочая тетрадь |
-
| Работа с каталогами | Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Работа с карточками. | Карточки каталога библиотеки |
-
| Работа со справочной литературой | Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Составление справочника по теме своего проекта. Составление алгоритма работы со справочной литературой. | Словари, справочники, энциклопедии |
-
| Работа с интернет-источниками. | Работа с интернет-источниками. Правила оформления электронных ресурсов. | Интернет-источники |
-
| Литературный обзор по теме проекта. | Составление плана прочитанного материала. Отражение наиболее существенных мыслей и идей. Сравнение и сопоставление информации с информацией, полученной из других источников. Критическая оценка прочитанного. | Дополнительная литература |
-
| Оформление текста проекта и библиографического списка | Требования к оформлению текста: выбор шрифта, «красная строка», поля. Разработка макета проекта. Разработка структуры проекта. Правила оформления библиографического списка (основной и вспомогательной литературы, интернет-источников). Оформление ссылок в тексте работы. | Списки литературы для оформления |
-
| Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы. | Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы. Прогнозирование результата. | Рабочая тетрадь, презентация для анализа |
-
| Опросы. Интервью. | Анкетные опросы. Общие требования. Составление опросных листов. Основные принципы правильного проведения интервью. Обработка данных | Образцы опросных листов. Видеофрагмент интервью. |
-
| Наблюдение | Понятие «наблюдение». Проведение наблюдений по заданной теме. Экскурсия. Обработка данных. | Маршрут экскурсии |
-
| Эксперимент | Понятие «эксперимент». Приборы и оборудование для проведения экспериментов. Методика проведения экспериментов. План проведения экспериментальной деятельности. Анализ результатов. | Лупа, микроскоп, предметные и покровные стекла, готовые микропрепараты, штангенциркуль |
-
| Обработка полученных данных | Составление таблиц, схем, графиков. Выводы. | Таблицы, схемы, графики для анализа |
-
| Что такое команда. | Преимущества и недостатки индивидуальной и командной работы. | Рабочая тетрадь |
-
| Командные роли. | Игра «Строительство моста». Распределение ролей в команде | Рабочая тетрадь |
-
| Конфликтные ситуации | Причины возникновения конфликтов. Анализ конфликтных ситуаций. Способы разрешения конфликта | Тексты для анализа |
-
| Групповое взаимодействие | Способы группового взаимодействия («пирамида», «весы», «звезда»). | Рабочая тетрадь |
-
| Работа над индивидуальным проектом | Индивидуальные консультации | Дополнительная литература |
-
| Анализ проектной деятельности. | Сильные и слабые стороны в работе над проектом. Трудности при работе над проектом. Способы преодоления трудностей | Презентации проектов для анализа |
-
| Презентация проекта | Работа над презентацией, требования к презентации проекта, консультации | Презентации проектов для анализа |
-
| Планирование выступления | Определение цели выступления. Определение целевой аудитории. Текст выступления. Речь докладчика. Внешний вид докладчика. Советы по преодолению волнения. | Рабочая тетрадь |
-
| Ведение дискуссии | Понятие «дискуссия». Вопросы докладчику. | Темы дискуссии |
-
| Защита проектов | Фестиваль проектов | Презентации |
-
| Экспертиза, обсуждение, оценки | Круглый стол по результатам проектной деятельности | Дневники проектов |
-
| Определение тем будущих проектов | Обсуждение выбранных учащимися тем будущих проектов, их актуальности, практического значения, новизны | Темы проектов |
Методическое обеспечение:
1. Мультимедийные комплекты кабинета биологии.
2. Лупа, микроскоп, предметные и покровные стекла, готовые микропрепараты, штангенциркуль.
3. Использование возможностей internet.
4. Организация проблемных дискуссий, обсуждений.
5. Проведение экскурсий.
6. Проведение конкурса идей.
7. Презентации созданных проектов.
8. Тексты для анализа.
9. Презентации реализованных проектов для анализа.
10. Видеофрагменты интервью.
11. Выступления с результатами работы.
Список использованной литературы
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006. – 48 с.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности: Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006. – 64 с.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 80 с.
6. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2000. - №4.
7. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита Пресс, 1999.
8. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии. М.: Сентябрь, 2006.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003
10. Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. – 2002. - №1.
11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
12. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.