МКОУ «Карамахинская средняя общеобразовательная школа»
Отчёт по реализации программы «Чтение»
за 2017-2018 учебный год.
В целях реализации программы «Чтение» в школе проводили проверку техники чтения в 5-11 классах в течение учебного года в месяц один раз.
Цель проверки: 1. Проверить правильность, беглость, осознанность и выразительность чтения учащимися текстов различных стилей.
Проверку осуществляли учителя русского языка и литературы Джаватова К.А. и Насрулаева Н.Г.
Задачи:
Проверить темп (скорость) чтения обучающихся;
Выяснить способ чтения: как читают, по слогам или целым словом;
Определить уровень ошибочности при чтении (искажения слов, неправильные ударения, “проглатывание” окончаний прочитанных слов, смысловые ошибки);
Определить выразительность чтения;
Выяснить уровень восприятия учащимися слов (зрительный, мыслительный);
Проверить уровень понимания учащимися прочитанного материала.
Для проверки были использованы тексты:
5 класс –К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
6 класс – И.С.Тургенев «Лес и степь»,
7 класс - И.С.Тургенев «Бирюк»,
8 класс - М. Бубеннов «Могила героя»
9 класс – В.Г.Короленко «Парадокс»
10 класс – «Справочник школьника по географии»
11 класс - «Справочник школьника по географии»
Умения и навыки чтения формируют не только речевую и умственную деятельность школьников, но и общеучебные умения, используемые при изучении всех учебных предметов. Поэтому большое внимание уделялось работе над техникой чтения.
Результаты техники чтения представленные в таблице: в начале 2018 года
| Класс | Колич. уч-ся | Норма Чтения | Читают слогами | Читают без ошибок | Выше нормы | Ниже нормы | Норма | «5» | «4» | «3» | «2» | % успева емости | % кач. | Средний балл |
1 | 5а | 20 | 90-120 | 4 | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 | 3 | 2 | 10 | 50% | 40% | 3,15 |
2 | 5б | 21 | 90-120 | 5 | 5 | 5 | 9 | 7 | 4 | 3 | 5 | 9 | 57% | 33,33% | 3,10 |
3 | 5в | 20 | 90-120 | 5 | 5 | 5 | 10 | 5 | 4 | 2 | 4 | 10 | 50% | 30% | 3 |
4 | 5г | 21 | 90-120 | 5 | 5 | 5 | 9 | 7 | 5 | 1 | 6 | 9 | 57% | 28,57% | 3.10 |
5 | 5д | 21 | 90-120 | 5 | 5 | 4 | 9 | 8 | 4 | 1 | 7 | 9 | 57.14% | 23,81% | 3 |
6 | 6а | 21 | 100-125 | 5 | 3 | 4 | 9 | 8 | 4 | 3 | 5 | 9 | 57% | 33,33% | 3,10 |
7 | 6б | 20 | 100-125 | 7 | 3 | 4 | 11 | 5 | 5 | 2 | 3 | 11 | 45% | 30% | 2,95 |
8 | 7а | 20 | 110-130 | 2 | 6 | 5 | 9 | 6 | 5 | 1 | 5 | 9 | 55% | 30% | 3,10 |
9 | 7б | 20 | 110-130 | 2 | 6 | 8 | 10 | 2 | 5 | 2 | 3 | 10 | 50% | 35% | 3,15 |
10 | 8а | 18 | 115-135 | 0 | 5 | 3 | 5 | 10 | 3 | 3 | 7 | 5 | 72,22% | 33,33% | 3,22 |
11 | 8б | 18 | 115-135 | 0 | 5 | 3 | 5 | 10 | 3 | 3 | 7 | 5 | 72,22% | 33,33% | 3,22 |
12 | 8в | 18 | 115-135 | 0 | 4 | 5 | 5 | 8 | 3 | 2 | 8 | 5 | 72.22% | 27,78% | 3,17 |
13 | 9а | 19 | 120-140 | 0 | 5 | 5 | 5 | 9 | 5 | 3 | 5 | 6 | 68,42% | 42,11% | 3,37 |
14 | 9б | 16 | 120-140 | 0 | 4 | 3 | 3 | 10 | 3 | 3 | 5 | 5 | 68,75% | 37,50% | 3,25 |
15 | 9в | 18 | 120-140 | 0 | 4 | 3 | 4 | 11 | 3 | 2 | 8 | 5 | 72,22% | 27,78% | 3,17 |
16 | 10 | 9 | 125-145 | 0 | 5 | 4 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 77,78% | 44,44% | 3,56 |
17 | 11 | 16 | 130-150 | 0 | 5 | 5 | 3 | 8 | 5 | 2 | 6 | 3 | 81,25% | 43,75% | 3,56 |
В конце года
| Класс | Колич. уч-ся | Норма Чтения | Читают слогами | Читают без ошибок | Выше нормы | Ниже нормы | Норма | «5» | «4» | «3» | «2» | % успева емости | % кач. | Средний балл |
1 | 5а | 20 | 100-125 | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 4 | 4 | 6 | 70% | 50% | 3,50 |
2 | 5б | 21 | 100-125 | 5 | 5 | 5 | 7 | 9 | 6 | 5 | 4 | 6 | 71,43% | 52,38% | 3,52 |
3 | 5в | 20 | 100-125 | 5 | 7 | 5 | 7 | 8 | 6 | 4 | 4 | 6 | 70% | 50% | 3,50 |
4 | 5г | 21 | 100-125 | 4 | 6 | 6 | 6 | 9 | 5 | 5 | 5 | 6 | 71,43% | 52,19% | 3.43 |
5 | 5д | 21 | 100-125 | 4 | 6 | 7 | 6 | 7 | 6 | 5 | 4 | 6 | 71,43% | 52,38% | 3,52 |
6 | 6а | 21 | 110-130 | 4 | 4 | 7 | 6 | 8 | 6 | 3 | 6 | 7 | 66,67% | 42,86% | 3,38 |
7 | 6б | 20 | 110-130 | 5 | 4 | 5 | 9 | 6 | 5 | 4 | 3 | 8 | 60% | 45% | 3,30 |
8 | 7а | 20 | 120-135 | 3 | 6 | 8 | 6 | 6 | 6 | 3 | 6 | 5 | 75% | 45% | 3,50 |
9 | 7б | 20 | 120-135 | 4 | 7 | 8 | 5 | 7 | 6 | 3 | 6 | 5 | 75% | 45% | 3,50 |
10 | 8а | 18 | 125-140 | 0 | 5 | 6 | 4 | 8 | 4 | 5 | 5 | 4 | 77,78% | 50% | 3,50 |
11 | 8б | 18 | 125-140 | 0 | 5 | 5 | 4 | 9 | 5 | 4 | 5 | 4 | 77,78% | 50% | 3,56 |
12 | 8в | 18 | 125-140 | 0 | 4 | 5 | 4 | 9 | 4 | 4 | 6 | 4 | 77,78% | 44,44% | 3,44 |
13 | 9а | 19 | 140-145 | 0 | 5 | 7 | 4 | 8 | 5 | 4 | 7 | 3 | 84,21% | 47,37 | 3,58 |
14 | 9б | 16 | 140-145 | 0 | 4 | 6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 81,25% | 56,25% | 3,69 |
15 | 9в | 18 | 140-145 | 0 | 4 | 5 | 4 | 9 | 4 | 5 | 5 | 4 | 77,78% | 50% | 3,50 |
16 | 10 | 9 | 145-150 | 0 | 5 | 6 | 0 | 3 | 4 | 2 | 3 | 0 | 100% | 66,67% | 4,11 |
17 | 11 | 16 | 155-160 | 0 | 5 | 6 | 0 | 10 | 5 | 4 | 7 | 0 | 100% | 56,25% | 3,88 |
Техника чтения
| Класс | Норма чтения в начале года | Норма чтения в конце года |
1 | 5а | 90-120 | 100-125 |
2 | 6а | 100-125 | 110-130 |
3 | 7а | 110-130 | 120-135 |
4 | 8а | 115-135 | 125-140 |
5 | 9а | 120-140 | 140-145 |
6 | 10 | 125-145 | 145-150 |
7 | 11 | 130-150 | 155-160 |
Класс | Норма слов в минуту | Учитель | Читали | Выше нормы | Норма | Не читают норму | % качества | Примечание |
5А | 100-125 | Джаватова К.А. | 20 | 6 | 7 | 7 | 50% | Допустимый уровень качества |
5Б | 100-125 | Ибноапасова З.И. | 21 | 5 | 9 | 7 | 52,38% | Допустимый уровень качества |
5в | 100-125 | Геламатова С.А. | 20 | 5 | 8 | 7 | 50% | Допустимый уровень качества |
5г | 100-125 | Насрулаева Н.Г. | 21 | 6 | 9 | 6 | 52,19% | Допустимый уровень качества |
5д | 100-125 | Геламатова С.А. | 21 | 7 | 7 | 6 | 52,38% | Допустимый уровень качества |
6А | 110-130 | Насрулаева Н.Г. | 21 | 7 | 8 | 6 | 42,86% | Допустимый уровень качества |
6Б | 110-130 | Джаватова К.А. | 20 | 5 | 6 | 9 | 45% | Допустимый уровень качества |
7А | 120-135 | Джаватова К.А. | 20 | 8 | 6 | 6 | 45% | Допустимый уровень качества |
7Б | 120-135 | Джаватова К.А. | 20 | 8 | 7 | 5 | 45% | Допустимый уровень качества |
8А | 125-140 | Насрулаева Н.Г. | 18 | 6 | 8 | 4 | 50% | Допустимый уровень качества |
8Б | 125-140 | Ибноапасова З.И. | 18 | 5 | 9 | 4 | 50% | Допустимый уровень качества |
8в | 125-140 | Ибноапасова З.И. | 18 | 5 | 9 | 4 | 44,44% | Допустимый уровень качества |
9а | 140-145 | Муртазалиева З.М. | 19 | 7 | 8 | 4 | 47,37 | Допустимый уровень качества |
9б | 140-145 | Ибноапасова З.И. | 16 | 6 | 5 | 5 | 56,25% | Допустимый уровень качества |
9в | 140-145 | Насрулаева Н.Г. | 18 | 5 | 9 | 4 | 50% | Допустимый уровень качества |
10 | 145-150 | Муртазалиева З.М. | 9 | 6 | 3 | 0 | 66,67% | Допустимый уровень качества |
11 | 155-160 | Ибноапасова З.И. | 16 | 6 | 10 | 0 | 56,25% | Допустимый уровень качества |
Для проверки техники чтения учащимся были предложены разноуровневые тексты с маркировкой на полях.
При проверке техники чтения вслух обращалось внимание на недочёты:
-искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух.
В результате проверки выяснилось следующее:
Всего проверено: 17 классов, 316 учащихся.
- Из них ниже нормы к концу 3-четверти прочитали – 84 учащихся.
- Норму сумели вычитать – 128 учащихся, выше нормы – 104учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что 84 учащихся не обладают достаточно сформированным уровнем навыка темпа чтения.
Тексты прочитаны с выразительностью и осознанностью, допуская не более 1-2-х ошибок. Большинство учащихся допустило ошибки в орфоэпических нормах, это связано с тем, что им встречались незнакомые слова, также неправильно ставят ударение в некоторых словах, меняют окончания.
Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников.
Чтобы добиться больших результатов, всем учителям-предметникам на своих уроках нужно работать над развитием техники чтения. На уроках больше внимания уделять правильному выразительному чтению.
Нужно включить в план воспитательной работы классные часы о пользе чтения, посещение библиотек с целью привития интереса к чтению.
Учителям включать в уроки чтения упражнения с установкой на безошибочное чтение, отрабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом.
Выводы и рекомендации:
В целом, проверка техники чтения учащихся 5-11 классах показала, что дети читают на допустимом уровне.
- Необходимо держать на особом контроле учащихся, не вычитывающих норму техники чтения. Учителям литературы следует держать таких детей во внимании, систематически работать с ними, с целью повышения у них техники чтения.
- Учителям следует контролировать технику чтения слабоуспевающих в течение всего учебного года, поддерживать связь с родителями, ставить их в известность об успехах и неудачах детей, совместно решать вопрос о преодолении отставания в технике чтения.
- Необходимо прививать в дальнейшей работе интерес школьников к чтению художественной литературы, организовывать самостоятельное домашнее чтение, приучать детей вести читательские дневники, стремиться, чтобы все учащиеся посещали школьную библиотеку и больше читали.
- Уделять работе с родителями по развитию у учащихся интереса к книге, к чтению, учить детей больше читать вслух.
Участие в диалогах по прочитанным произведениям.
Цель : развитие способностей к самореализации, к самостоятельному мышлению.
Задачи:
Творческое участие школьников в процессе освоения новых знаний;
Формирование познавательного интереса к историческому прошлому;
Творческое мышление через постановку и решение проблемных задач.
Как организовать преподавание литературы, чтобы оно отвечало естественному интересу растущего человека к себе и к тому миру, в котором он живет?
Наши учителя постарались найти свои пути литературного образования школьников.
Общеизвестно, что ключевой особенностью всех гуманитарных технологий является диалог. Проблема диалога в обучении не нова, она представлена во многих современных технологиях.
Основным направлением своей работы мы определили следующее: развитие диалогического сознания и формирования ценностных ориентаций учащихся средствами художественной литературы.
Цель диалога – не разрешить проблему, а углубить ее, осознать неисчерпаемость. А значит, моменты импровизации дают возможность проявления в диалоге интуитивных прозрений и движений мысли.
Дети принимали участие в диалогах по прочитанным произведениям, обменивались суждениями, поясняли неясное в позиции другого, обсуждали проблемы. Так мы постепенно расширяем информационное и деятельное поле учащихся, что ведет к осознанию собственной потребности узнать себя, потому что ему уже интересно самому разобраться в тех эмоциях, чувствах, которые рождаются в процессе чтения, чтобы соотнести свою точку зрения с авторской, с точки зрения окружающих и здесь уже обнаруживаются собственные ошибки, заблуждения, вносятся коррективы в оценку собственной личности.
Выводы
Вначале преобладала речь учителя, а ученики отвечали односложно или только заученный текст, не высказывая своего мнения, своей позиции. Было заметно, что в детях слабо развиты коммуникативные способности, дети замкнуты и зажаты. Дети слабо выражали свое мнение и боялись сделать ошибку, робко высказывали свою точку зрения. Очень сложно им давался диалог между собой (по теме урока).
Анализируя уровень диалогической речи, отражающихся в ответах учащихся можно сказать, что в течение года, типология вопросов и ответы учащихся заметно изменились. Уровень опроса до проведения уроков соответствовал уровням «знание-понимание-применение». Постепенно, вводились вопросы уровня «анализ – синтез – оценивание».