СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по развитию чтения за 2017-2018 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отчет по развитию чтения за 2017-2018 учебный год»


МКОУ «Карамахинская средняя общеобразовательная школа»

Отчёт по реализации программы «Чтение»

за 2017-2018 учебный год.


В целях реализации программы «Чтение» в школе проводили проверку техники чтения в 5-11 классах в течение учебного года в месяц один раз.


Цель проверки: 1. Проверить правильность, беглость, осознанность и выразительность чтения учащимися текстов различных стилей.

Проверку осуществляли учителя русского языка и литературы Джаватова К.А. и Насрулаева Н.Г.

Задачи:

  1. Проверить темп (скорость) чтения обучающихся;

  2. Выяснить способ чтения: как читают, по слогам или целым словом; 

  3. Определить уровень ошибочности при чтении (искажения слов, неправильные ударения, “проглатывание” окончаний прочитанных слов, смысловые ошибки);

  4. Определить выразительность чтения;

  5. Выяснить уровень восприятия учащимися слов (зрительный, мыслительный); 

  6. Проверить уровень понимания учащимися прочитанного материала. 


Для проверки были использованы тексты:

5 класс –К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

6 класс – И.С.Тургенев «Лес и степь»,

7 класс - И.С.Тургенев «Бирюк»,

8 класс - М. Бубеннов «Могила героя»

9 класс – В.Г.Короленко «Парадокс»

10 класс – «Справочник школьника по географии»

11 класс - «Справочник школьника по географии»



         Умения и навыки чтения формируют не только речевую и умственную деятельность школьников, но и общеучебные умения, используемые при изучении всех учебных предметов. Поэтому большое внимание уделялось работе над техникой чтения.



Результаты техники чтения представленные в таблице: в начале 2018 года



Класс

Колич.

уч-ся

Норма

Чтения


Читают

слогами

Читают

без

ошибок

Выше

нормы

Ниже

нормы

Норма


«5»

«4»

«3»

«2»

% успева

емости


%

кач.


Средний балл


1

20

90-120

4

5

5

10

5

5

3

2

10

50%

40%

3,15

2

21

90-120


5

5

5

9

7

4

3

5

9

57%

33,33%

3,10

3

20

90-120


5

5

5

10

5

4

2

4

10

50%

30%

3

4

21

90-120


5

5

5

9

7

5

1

6

9

57%

28,57%

3.10

5

21

90-120


5

5

4

9

8

4

1

7

9

57.14%

23,81%

3

6

21

100-125


5

3

4

9

8

4

3

5

9

57%

33,33%

3,10

7

20

100-125


7

3

4

11

5

5

2

3

11

45%

30%

2,95

8

20

110-130


2

6

5

9

6

5

1

5

9

55%

30%

3,10

9

20

110-130


2

6

8

10

2

5

2

3

10

50%

35%

3,15

10

18

115-135

0

5

3

5

10

3

3

7

5

72,22%

33,33%

3,22

11

18

115-135

0

5

3

5

10

3

3

7

5

72,22%

33,33%

3,22

12

18

115-135

0

4

5

5

8

3

2

8

5

72.22%

27,78%

3,17

13

19

120-140

0

5

5

5

9

5

3

5

6

68,42%

42,11%

3,37

14

16

120-140

0

4

3

3

10

3

3

5

5

68,75%

37,50%

3,25

15

18

120-140

0

4

3

4

11

3

2

8

5

72,22%

27,78%

3,17

16

10

9

125-145

0

5

4

2

3

3

1

3

2

77,78%

44,44%

3,56

17

11

16

130-150

0

5

5

3

8

5

2

6

3

81,25%

43,75%

3,56



































В конце года


Класс

Колич.

уч-ся

Норма

Чтения


Читают

слогами

Читают

без

ошибок

Выше

нормы

Ниже

нормы

Норма

«5»

«4»

«3»

«2»

% успева

емости


%

кач.


Средний балл



1

20

100-125


5

6

6

7

7

6

4

4

6

70%

50%

3,50

2

21

100-125


5

5

5

7

9

6

5

4

6

71,43%

52,38%

3,52

3

20

100-125


5

7

5

7

8

6

4

4

6

70%

50%

3,50

4

21

100-125


4

6

6

6

9

5

5

5

6

71,43%

52,19%

3.43

5

21

100-125


4

6

7

6

7

6

5

4

6

71,43%

52,38%

3,52

6

21

110-130


4

4

7

6

8

6

3

6

7

66,67%

42,86%

3,38

7

20

110-130


5

4

5

9

6

5

4

3

8

60%

45%

3,30

8

20

120-135


3

6

8

6

6

6

3

6

5

75%

45%

3,50

9

20

120-135


4

7

8

5

7

6

3

6

5

75%

45%

3,50

10

18

125-140

0

5

6

4

8

4

5

5

4

77,78%

50%

3,50

11

18

125-140

0

5

5

4

9

5

4

5

4

77,78%

50%

3,56

12

18

125-140

0

4

5

4

9

4

4

6

4

77,78%

44,44%

3,44

13

19

140-145

0

5

7

4

8

5

4

7

3

84,21%

47,37

3,58

14

16

140-145

0

4

6

5

5

5

4

4

3

81,25%

56,25%

3,69

15

18

140-145

0

4

5

4

9

4

5

5

4

77,78%

50%

3,50

16

10

9

145-150

0

5

6

0

3

4

2

3

0

100%

66,67%

4,11

17

11

16

155-160

0

5

6

0

10

5

4

7

0

100%

56,25%

3,88






Техника чтения



Класс

Норма

чтения

в начале года


Норма

чтения

в конце

года


1

90-120

100-125


2

100-125


110-130


3

110-130


120-135


4

115-135

125-140

5

120-140

140-145

6

10

125-145

145-150

7

11

130-150

155-160





Класс

Норма слов в минуту

Учитель

Читали

Выше нормы



Норма

Не читают норму

% качества






Примечание

100-125


Джаватова К.А.

20

6

7

7

50%

Допустимый уровень качества

100-125


Ибноапасова З.И.

21

5

9

7

52,38%

Допустимый уровень качества

100-125


Геламатова С.А.

20

5

8

7

50%

Допустимый уровень качества

100-125


Насрулаева Н.Г.

21

6

9

6

52,19%

Допустимый уровень качества

100-125


Геламатова С.А.

21

7

7

6

52,38%

Допустимый уровень качества

110-130


Насрулаева Н.Г.

21

7

8

6

42,86%

Допустимый уровень качества

110-130


Джаватова К.А.

20

5

6

9

45%

Допустимый уровень качества

120-135


Джаватова К.А.

20

8

6

6

45%

Допустимый уровень качества

120-135


Джаватова К.А.

20

8

7

5

45%

Допустимый уровень качества

125-140

Насрулаева Н.Г.

18

6

8

4

50%

Допустимый уровень качества

125-140

Ибноапасова З.И.

18

5

9

4

50%

Допустимый уровень качества

125-140

Ибноапасова З.И.

18

5

9

4

44,44%

Допустимый уровень качества

140-145

Муртазалиева З.М.

19

7

8

4

47,37

Допустимый уровень качества

140-145

Ибноапасова З.И.

16

6

5

5

56,25%

Допустимый уровень качества

140-145

Насрулаева Н.Г.

18

5

9

4

50%

Допустимый уровень качества

10

145-150

Муртазалиева З.М.

9

6

3

0

66,67%

Допустимый уровень качества

11

155-160

Ибноапасова З.И.

16

6

10

0

56,25%

Допустимый уровень качества




Для проверки техники чтения учащимся были предложены разноуровневые тексты с маркировкой на полях.

При проверке техники чтения вслух обращалось внимание на недочёты: 

-искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); 

- неправильная постановка ударений (более двух); 

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух.

В результате проверки выяснилось следующее: 

Всего проверено: 17 классов, 316 учащихся.


- Из них ниже нормы к концу 3-четверти прочитали – 84 учащихся.

- Норму сумели вычитать – 128 учащихся, выше нормы – 104учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что 84 учащихся  не обладают достаточно сформированным уровнем навыка темпа чтения.

Тексты прочитаны с выразительностью и осознанностью, допуская не более 1-2-х ошибок. Большинство учащихся допустило ошибки в орфоэпических нормах, это связано с тем, что им встречались незнакомые слова, также неправильно ставят ударение в некоторых словах, меняют окончания.

Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников.

Чтобы добиться больших результатов, всем учителям-предметникам на своих уроках нужно работать над развитием техники чтения. На уроках больше внимания уделять правильному выразительному чтению.

Нужно включить в план воспитательной работы классные часы о пользе чтения, посещение библиотек с целью привития интереса к чтению.

Учителям включать в уроки чтения упражнения с установкой на безошибочное чтение, отрабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом.






Выводы и рекомендации:

В целом, проверка техники чтения учащихся 5-11 классах показала, что дети читают на допустимом уровне.

- Необходимо держать на особом контроле учащихся, не вычитывающих норму техники чтения. Учителям литературы следует держать таких детей во внимании, систематически работать с ними, с целью повышения у них техники чтения.

- Учителям следует контролировать технику чтения слабоуспевающих в течение всего учебного года, поддерживать связь с родителями, ставить их в известность об успехах и неудачах детей, совместно решать вопрос о преодолении отставания в технике чтения.

- Необходимо прививать в дальнейшей работе интерес школьников к чтению художественной литературы, организовывать самостоятельное домашнее чтение, приучать детей вести читательские дневники, стремиться, чтобы все учащиеся посещали школьную библиотеку и больше читали.

- Уделять работе с родителями по развитию у учащихся интереса к книге, к чтению, учить детей больше читать вслух.

Участие в диалогах по прочитанным произведениям.

Цель : развитие способностей к самореализации, к самостоятельному мышлению.

Задачи:

Творческое участие школьников в процессе освоения новых знаний;

Формирование познавательного интереса к историческому прошлому;

Творческое мышление через постановку и решение проблемных задач.


Как организовать преподавание литературы, чтобы оно отвечало естественному интересу растущего человека к себе и к тому миру, в котором он живет?

Наши учителя постарались найти свои пути литературного образования школьников.

Общеизвестно, что ключевой особенностью всех гуманитарных технологий является диалог. Проблема диалога в обучении не нова, она представлена во многих современных технологиях.

Основным направлением своей работы мы определили следующее: развитие диалогического сознания и формирования ценностных ориентаций учащихся средствами художественной литературы.

Цель диалога – не разрешить проблему, а углубить ее, осознать неисчерпаемость. А значит, моменты импровизации дают возможность проявления в диалоге интуитивных прозрений и движений мысли.

Дети принимали участие в диалогах по прочитанным произведениям, обменивались суждениями, поясняли неясное в позиции другого, обсуждали проблемы. Так мы постепенно расширяем информационное и деятельное поле учащихся, что ведет к осознанию собственной потребности узнать себя, потому что ему уже интересно самому разобраться в тех эмоциях, чувствах, которые рождаются в процессе чтения, чтобы соотнести свою точку зрения с авторской, с точки зрения окружающих и здесь уже обнаруживаются собственные ошибки, заблуждения, вносятся коррективы в оценку собственной личности.



Выводы

Вначале преобладала речь учителя, а ученики отвечали односложно или только заученный текст, не высказывая своего мнения, своей позиции. Было заметно, что в детях слабо развиты коммуникативные способности, дети замкнуты и зажаты. Дети слабо выражали свое мнение и боялись сделать ошибку, робко высказывали свою точку зрения. Очень сложно им давался диалог между собой (по теме урока).

Анализируя уровень диалогической речи, отражающихся в ответах учащихся можно сказать, что в течение года, типология вопросов и ответы учащихся заметно изменились. Уровень опроса до проведения уроков соответствовал уровням «знание-понимание-применение». Постепенно, вводились вопросы уровня «анализ – синтез – оценивание».