Тема. Воды суши Африки.
Цель: сформировать представление об особенностях вод суши; систематизировать знания о гидрологических особенностях; развивать навыки выявления причинно-следственных связей; развивать умение сопоставлять природу и явления, делать выводы на основе анализа географических знаний; воспитывать устойчивый интерес учащихся через примеры из жизни, чувство ответственности за экологическое состояние вод Учебная деятельность: индивидуальная и групповая работа, анализ дополнительной литературы, работа с текстом учебника, контурными картами и атласами, беседа.
Оборудование: учебники, атласы, тетради, компьютер, мультимедийный проектор, дорожная карта, карта Африки, контурная карта Африки.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический)
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, комбинированный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Приемы критического мышления: рефлексия, размышление.
Географические объекты
Реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези.
Озера: Виктория, Чад, Таганьика, Ньяса.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, праздничный. Мы откроем ещё одну страничку географии материков. Надеюсь, что общение наше будет приятным, урок интересным.
За активную работу вы будете получать фишки, они сегодня тоже праздничные. В конце урока мы подведем итоги и, по количеству заработанных фишек, вы получите оценки или заработаете дополнительные баллы.
Для экономии времени мы воспользуемся дорожными картами, которые помогут нам в работе. Возьмите их и подпишите.
Выбираю один из вариантов психологического настроя на урок
На уроке мы будем работать под девизом: Слушать – внимательно, Думать – быстро, Отвечать – чётко. А для этого улыбнёмся друг другу… | Сейчас я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет нам сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе и в одном и том же направлении. Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете. |
- Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
Проверка д/з
- Ребята, кто хочет поработать с географической номенклатурой?
(Задание: подпишите географические объекты на контурной карте, покажите их на настенной карте у доски.)
1.Какой континент мы изучаем?
2.Какой самый большой остров принадлежит Африке?
3.Какой самый большой залив врезается в берега Африки?
4.Какая самая большая пустыня находится на материке?
5.Какой пролив отделяет Европу от Африки?
6.Почему Африка считается самым жарким материком на Земле?
7.Назовите климатические пояса Африки.
8.Какой климатический пояс отличается постоянством в погоде?
9.В каком климатическом поясе выделяются два сезона и какие?
10. В каком климатическом поясе выпадает больше всего осадков?
Сейчас я вам буду говорить правильные и неправильные утверждения. Вы будете находить неправильные утверждения, опровергать их и объяснять, почему эти утверждения неправильные.
1. Климатический пояс находится между 2∙ю.ш. и 5∙ с.ш. (Тропический)
2. Жарко и сухо в течение всего года. (Экваториальный)
3. Тепло и сухо зимой. Тепло и дождливо летом. (Субэкваториальный)
4. Тепло и дождливо в течении всего года. (Экваториальный)
5. Весь год преобладают сухие воздушные массы, дуют пассаты. (Субэкваториальный) –
6. Весь год преобладают влажные воздушные массы. (Экваториальный)
7. Летом влажные воздушные массы, зимой сухие. (Экваториальный)
8. Зима жаркая, рост трав и деревьев почти прекращается или
замедляется (Субэкваториальный)
9. Осадков выпадает очень мало, летом и зимой менее 100мм (Экваториальный)
10. Одно время года (Экваториальный)
Подводим итоги проверки д/з
Постановка темы и цели урока
- С какими пунктами плана характеристики материка вы уже знакомы?
- Прослушайте стихотворение-загадку и определите, с каким компонентом мы будем знакомиться сегодня?
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что она –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Запишите, пожалуйста, в дорожных картах тему урока «Воды суши Африки»
- Цель нашего урока «Изучить особенности внутренних вод материка».
Мотивация учебно-познавательной деятельности.
- Прослушайте отрывок из стихотворения советской и белорусской поэтессы Эди Семёновны Огнецвет и ответьте на вопрос: «Почему автор обращается к рекам с таким пожеланием?»
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
- Какое значение вода имеет для отдельных регионов Африки?
- Перед тем как преступить к изучению нового материала, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем о внутренних водах.
Актуализация опорных знаний.
Учащиеся работают со схемой в дорожной карте.
Учитель переносит информацию на доску.
VI. Изучение нового материала.
- Мы вспомнили нужные географические понятия. Что мы имеем в виду, когда говорим «внутренние воды или воды суши»?
- Это реки, болота, ледники, озёра, подземные воды.
- Частью внутренних вод Африки являются все эти компоненты.
- В ДК выполните задание 2, заполните схему «Внутренние воды Африки».
- Продолжаем работу с дорожными картами и выполним задание 3 – повторим понятия, связанные с рекой:
1.Что такое река?
2.Как называется начало реки?
3.Место впадения реки в другую реку, море, океан?
4.Русло реки?
5.Бассейн реки?
6.Режим реки?
- Теперь мы смело можем изучать реки Африки…
В Африке много рек. Их распределение по материку зависит от климата и рельефа. Поэтому размещены реки по материку неравномерно. Густая речная сеть в экваториальном и субэкваториальном поясах, где выпадает наибольшее количество осадков. В тропических широтах почти нет рек с постоянным течением, так как выпадает очень мало осадков. Сухие русла рек, которые заполняются водой после нечастых дождей, в Африке имеют особенное название.
- В дорожной карте выполните задание 4 (учебник, стр. 93, второй абзац). Запишите определение «вади» (1 минута)
- О таких же руслах мы будем говорить при изучении Австралии, только называться они будут иначе.
- Какие крупные реки протекают на территории материка?
- Посмотрите на карту и скажите, в какие океаны впадают реки Африки
- К бассейнам каких океанов относятся реки Африки?
- Но, есть и такие реки, которые имеют сток во внутреннюю часть материка, это реки внутреннего стока.
Выполняем задание 5 в дорожных картах (используя карты атласа)(3 минуты)
- Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
- Как рельеф влияет на направление и характер течения рек?
Географический практикум
Дорожная карта, задание 6. Нам необходимо составить характеристику рек материка, используя план, материал учебника и карт атласа.
Работа в таблице (ведется синхронно с проверкой)
Название | Исток | Устье | Осн. напр-е течения | Питание | Режим |
Конго (Заир) | | | | | |
Нил | | | | | |
Сообщение ученика (по времени)
- Мы рассмотрели реки Африки, давайте сделаем остановку и в дорожных листах выполним задание 7 – на контурной карте подпишем реки Африки (2 минуты)
Вывод: Реки Африки относятся к бассейнам Атлантического океана, Индийского океана и бассейну внутреннего стока. Большинство рек относится к бассейну Атлантического океана.
- В дорожных картах задание 8. Вспомните типы питания рек. Какой тип питания характерен для рек Африки? Обведите его карандашом.
- Рассмотрим зависимость рек от климата.
- Сравните физическую и климатическую карту и установите: в каких климатических поясах Африки наибольшая густота речной сети, а в каких наименьшая? Как вы думаете почему?
- В дорожных картах задание 9. Подчеркните климатический пояс, где наибольшая густота речной сети сплошной чертой, а наименьшая пунктиром.
Экваториальный, тропический, субэкваториальный, субтропический.
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Глаза открыли, вокруг посмотрели,
Сели за парты, и снова за дело!
- Кроме рек к внутренним водам относятся озёра, познакомимся с ними.
Работаем с дорожными картами задание 10.
1.Что называется озером?
2.Вспомните типы озёр по происхождению озёрных котловин.
- Африканские озёра находятся главным образом в средней части, на месте великих Восточно-Африканских разломов, поэтому имеют… происхождение?
- Виктория – наибольшее озеро Африки. Находится южнее экватора. Для своих размеров оно мелководное – его глубина достигает 80 метров.
- Танганьика – второе по размеру озеро Африки, второе по глубине озеро в мире после Байкала и самое длинное озеро в мире. На юго-восток от Танганьики разместилось озеро Ньяса.
- А в южной части Сахары находится озеро Чад – сердце Африки. Количество воды в нём постоянно изменяется. В сезон дождей оно наполняется водой, а в период засухи его площадь уменьшается в два раза. Поэтому на картах озеро не имеет одинаковых очертаний.
- В дорожных картах выполните задание 11. На контурной карте подпишите озёра Африки (2 минуты)
- Значительная часть экваториальной Африки занята болотами. Их образование связано с большим количеством осадков и равнинным рельефом. На высоких горных вершинах лежит многолетний снег и ледники. А в северной Африке, под Сахарой, имеются большие запасы подземных вод. Они находятся на большой глубине, поэтому их использование пока невозможно.
Посмотрите в дорожную карту, задание 12 . Объясните африканскую пословицу «Вода дороже муки».
- Как вы думаете, внутренние воды Африки имеют большое значение в жизни и деятельности населения материка? (ответы детей).
Давайте запишем в дорожной карте значение внутренних вод Африки:
1.Орошение, водоснабжение.
2.Водный путь.
3.Рыболовство.
4.Выработка электроэнергии.
– Проверим как усвоили материал урока.
VII. Повторение и закрепление изученного материала.
- Почему реки Африки размещены неравномерно?
- Почему Конго является самой полноводной рекой Африки?
- Какие два главных фактора влияют на расположение африканских рек?
Дорожная карта, задание 13
1.Самая длинная река Африки и мира (Нил).
2.Нил, Нигер, Конго относятся к бассейну (Атлантического) океана.
3.Замбези, Лимпопо относятся к бассейну (Индийского) океана.
4.Наиболее густую речную сеть имеет (экваториальный) пояс.
5.Наименее густую речную сеть имеет (тропический/субтропический) пояс.
6.Реки Африки имеют в основном (дождевое) питание.
7.Самое большое озеро Африки (Виктория).
8.Самое глубокое озеро Африки (Танганьика).
9.Его называют «сердцем Африки» (озеро Чад).
10.Их называют «вади» (сухие русла рек в Африке).
Взаимопроверка.
VIII. Итог и выставление оценок
- Вот мы и познакомились с внутренними водами Африки.
- Какой была цель нашего урока?
- В чем же особенности внутренних вод Африки?
IX. Домашнее задание
Выберите домашнее задание:
§15 изучить – для всех
Составьте рассказ о малом «кругосветном» путешествии по рекам, озерам Африки
Сообщения о животных, которые обитают в Центральной Африке.
X. Рефлексия
У каждого из вас есть анкета, для меня важно ваше мнение (1 минута)
Тест-анкета
На уроке я работал
А) активно
Б) пассивно
2. Своей работой на уроке я
А) доволен
Б) недоволен
3. Материал урока мне был
А) понятен
Б) не понятен
В) интересен
Г) скучен
4. Домашнее задание мне кажется
А) лёгким
Б) трудным
В) интересным
Г) не интересным
5. Я ставлю себе отметку
А) 5 Б) 4 В) 3 Г) 2