Конспект открытого урока по обществознанию в группе №13
1 курса ГБПОУ ПУ №5
«Правоотношения и правонарушения. Информационные правоотношения».
Ф.И.О. учителя: Гадзиева Рима Хазбиевна
Курс : первый
Предмет: обществознание
Тема: «Право как особая система норм»
Тема урока : «Правоотношения и правонарушения»
Тип урока - комбинированный
Оборудование:
Справочная литература, раздаточный материал, проектор, колонки, микрофон.
Презентация -«Информационные правоотношения», учебник под ред. Л.Н. Боголюбова Обществознание, 10 класс, 2008 г.
Исходная компетенция учителя: (владение ИКТ и материалами урока): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по теме изучаемого урока.
Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера.
Роль учителя: организовать работу учеников. Проверить результативность этой работы.
Роль компьютера и ИД: обучающая, информационная, контролирующая.
Роль ученика: принимать активное участие в работе, выполнять задачи, поставленные учителем.
Пояснительная записка:
При выборе темы урока я руководствовалась рабочей программой учебной дисциплины Обществознание, которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 15.01.05 Сварщик.
Цели и задачи урока:
Образовательные цели:
- обеспечить в ходе урока закрепление знаний связанных с правом, правоотношениями и правонарушениями;
- обобщить и систематизировать знания обучающихся о правоотношениях и правонарушениях ;
- познакомить обучающихся с видами правоотношений, признаками правоотношений;
- способствовать формированию понимания необходимости и важности соблюдения правовых норм.
Воспитательная цель:
- воспитывать сознательное отношение к учению;
- способствовать формированию правовой культуры ;
- воспитывать активную гражданскую позицию;
Развивающие цели:
-развивать интерес к предмету и правовым нормам;
-содействовать развитию у учащихся логического мышления (самостоятельно сравнивать и анализировать события и факты);
-расширять общий кругозор;
Личностных:
-помочь обучающимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала.
Коммуникативных:
-содействовать развитию у обучающихся умений общаться;
-обеспечить развитие у обучающихся диалогической речи.
Познавательных
-умение сформулировать проблему, выдвинуть предположение, задавать вопросы.
Регулятивных (рефлексивных)
-умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических норм;
-умение сделать свое высказывание ясным и понятным;
-умение выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
Исследовательских
- умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Организаторских
-умение работать во времени;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной и практической деятельности.
Методы обучения.
По источникам знаний: наглядный,
объяснительно-иллюстративный,
проблемный.
По характеру познавательной деятельности : частично- поисковый,
репродуктивный,
продуктивный.
По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,
применение умений и способов деятельности.
Ход урока:
1.Организационный этап , Сообщение темы урока. Постановка целей занятия (3 минуты)
2. Опрос, актуализация опорных знаний (5 минуты)
3. Повторение пройденного материала(5-7 минут)
4. Изложение нового материала (20 мин)
5.Первичное закрепление изученного материала (5-7 мин)
6. Рефлексия (2 мин)
7. Домашнее задание(1 мин)
1.Организационный этап
Деятельность учителя: Приветствие учащихся, создание ситуации мотивация к обучению. Сообщение темы урока. Постановка целей занятия.
Деятельность учащихся: Готовятся к работе, настраиваются психологически на урок
2. Выполнение задания, актуализация опорных знаний (5 минуты)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Перед изучением нового материала даем задание прочитать определение правоотношений и выделить ключевые слова: Правоотношение это специфическая форма социального взаимодействия субъектов права с целью реализации интересов и достижения результата, предусмотренного законом или не противоречащего закону, а также иным источникам права. ( слайд – 1) Виды правоотношений : Регулятивные - возникают из фактов правомерного поведения субъекта ( гражданские, трудовые, семейные и др. правоотношения). Охранительные - возникают из фактов неправомерного поведения субъекта ( уголовные, административные правоотношения). Виды правоотношений по отраслям права - конституционно-правовые ( гражданство) - административно – правовые (уплата налогов) - гражданско-правовые ( купля- продажа) - трудовые отношения (трудовой договор) В наше время на особое место выходят Информационные отношения. Виды правоотношений по субъектам: - между субъектами федерации - между гражданами государства - между гражданином и государством - между юридическим лицом и государственным органом; - между государственными органами и др . | Выполняют предложенное задание, дополняют друг друга, высказывают свое мнение. Приводят примеры гражданских, трудовых, семейных и др. отношений. Примеры охранительных правоотношений. Примеры по отраслям права Примеры правоотношений по субъекту |
| Перед началом рассмотрения вопроса о признаках правоотношений предлагаем обучающимся самостоятельно предположить каким признаками могут обладать правоотношения ( на примере купли- продажи) | Обучающиеся предполагают: 1. Правоотношения – это общественные отношения, складывающиеся на основе правовых норм. 2. Участники правоотношений наделяются взаимными правами и обязанностями. 3. Правоотношения носят сознательно-волевой характер. 4. Правоотношения гарантируются государством и охраняются его принудительной силой. |
| Структура правового отношения : субъекты, объект, право и обязанность. | Обучающиеся на примере договора купли-продажи определяют структуру правоотношения. |
| Признаки правонарушений: - правонарушение – акт поведения, выражающееся в действии или бездействии. - правонарушение – противоправное деяние, запрещенное законом. -правонарушение – действие совершенное дееспособным и по вине лица. :- совокупность установленных законом признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как правонарушение. В составе правонарушения выделяют: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. | Обучающие отвечают на вопрос: Почему только виновное действие может быть правонарушением? Приведите примеры состава правонарушения. Ответить на вопрос: Может ли проступок стать преступление? |
| На этапе закрепления пройденного материала предлагается обучающимся самостоятельно ознакомится с презентацией по теме «Информационные отношения». | |
| На примере информационных отношение проводим закрепление пройденного материала | | |
| | | |
|  | | Выделяю из общественных отношения – информационные отношения. |
|  | | Выделяют : -право на поиск , получение и передачу информации; - право на защиту информации при работе в интернет ( создание сайтов) |
|  | | Выделяют признаки информационных правоотношений: - первичность информа-ционных правовых норм; - идеологический характер; - волевой характер; -двусторонний или многосторонний. |
|  | | Определить особенности информационных отношений |
|  | | Дать понятие: Повеление – возложение юрид. от-ти Запрет – возложение юрид. от-ти за действия; Дозволение – разрешение совершать действия ( гражд. право) |
|  | | Выделить принципы информационного права |
|  | | Каждый имеет право на поиск, пользование и получение информации согл ст.29 Конституции РФ. |
| Домашнее задание: | Параграф 27 уч-ка Л.Н.Боголюбова | Перечислить правоотношения в которые вы вступает в течение одного дня. |