СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Польза плавания для детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плавание можно назвать одним из самых эффективных способов закаливания и профилактики различных заболеваний. Систематические занятия в бассейне не только оздоравливают детей и способствуют развитию внутренних органов, мышечного аппарата и позвоночника. Упражнения также имеют и воспитательное значение: они помогают развивать личность воспитанников и приобщают их к спорту. Дети обретают уверенность в своих силах, становятся самостоятельными и выносливыми. Важно правильно выстроить коррекционную, двигательную деятельность в обучении плаванию, учитывая его индивидуальные особенности, возраст, состояние здоровья, чтобы это помогло не только оздоровить организм детей, но и скорректировать нарушенные функции, быстрее адаптироваться к социальной среде и самореализации.

 

Просмотр содержимого документа
«Польза плавания для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Польза плавания для детей с ограниченными возможностями здоровья

Возникновение плавания относится к древнейшим временам и связано с необходимостью освоения человеком водной среды, чтобы не погибнуть в борьбе за существование. Древние греки высоко ценили этот жизненно необходимый навык, плавание доставляет людям много радости, удовольствия, служит прекрасным средством отдыха, укрепляет здоровье, способствует закаливаю. Оно помогает стать человеку сильным, ловким, выносливым, смелым, чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях. Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры.

Регулярные занятия плаванием разносторонне влияют на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной систем, формируют правильную осанку и сопротивляемость к различным простудным заболеваниям. Кожа человека промывается и очищается от пота и грязи, что облегчает кожное дыхание. Помимо этого, при плавании кожа ребёнка испытывает благотворное массирующее воздействие воды, в связи с чем, улучшается кровообращение и укрепляется нервная система.

Среди различных видов спорта, применяемых с инвалидами, самым популярным является плавание. Это объясняется тем, что, в во- первых, плавание является жизненно необходимым навыком, во-вторых, водная среда, явление гидроневесомости уравнивает инвалидов со здоровыми людьми и в-третьих плавание - эффективное средство физического развития и закаливания.

При этом занятия плаванием для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют два основных направления:

1) обучение жизненно необходимому навыку с рекреационно-оздоровительной направленностью реализуется в процессе выполнения образовательных программ, внеклассных занятий в секциях по обучению плаванию;

2) отбор и подготовка перспективных пловцов для выступления на соревнованиях среди разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Главным преимуществом от владения бассейном является возможность обучать плаванию ребенка. А это приводит к их дополнительному умственному развитию.

Плавание, помимо тренировки координации движения и дыхания в воде, облегчает процесс обучения в различной сфере. Во время плавания в бассейне стимулируется моторика и включается в работу каждая часть тела. Ребенок в воде вступает в другую среду, и изменение ощущений стимулирует весь организм, в том числе головной мозг. Это отличный способ тренировки для детей, которые имеют неврологические проблемы. А также первостепенный выбор развития ребенка при заболеваниях, таких как аутизм, и физические проблемы развития. Во время плавания ребенок учится дышать более глубоко и, таким образом, увеличивает объем легких. Но это только начало.

Инструктор по плаванию и автор научных статей Дуглас Доман утверждает, что когда ребенок учится плавать, он интенсивно двигается и глубоко дышит, и вследствие этого улучшается его речь! Вместе с совершенствованием двигательных навыков, укрепляется здоровье ребенка, свобода движений в воде позволяет ребенку начать обучение этих двигательных навыков в более раннем возрасте, чем на суше, а также ускоряет умственное развитие ребенка.

Исследования показывают, что существует связь разума и тела через плавание. Дети не только развивают свои мышцы, двигательные навыки и координацию, но и улучшают речь, развитие мозга и общий интеллект.

Плавание - отличный способ, чтобы увеличить приток крови к мозгу. И по мнению экспертов, увеличение кровотока в любом возрасте способствует функционированию мозговых клеток на более высоком уровне. Другие исследования доказали, что положительный эффект плавания на умственное развитие детей справедливо не только для здоровых детей, но и для тех, у кого есть неврологические проблемы или травмы головного мозга. Здоровье таких детей значительно улучшается во время обучения плаванию.

Дети с аутизмом и синдромом СДВГ часто испытывают сенсорную перегрузку и, как правило, их поведение отвлеченное. Физические упражнения могут помочь им, преодолеть эти проблемы, и даже позволят им участвовать в групповых мероприятиях. Ритмичное, повторяющееся плавание достаточно похоже на поведение, которое часто встречаются у детей с аутизмом, поэтому плавание позволяет удовлетворить их потребности.

Для детей с заболеваниями спинного позвоночника и синдромом Дауна плавание также является очень полезным. Умственное развитие и речь заметно улучшаются после занятий плаванием. В то время как дети, плавая улучшают свою физическую подготовку, приобретают терпение и целеустремленность, обучение плаванию также способствует повышению когнитивных способностей у абсолютно всех детей.

Слабовидящие дети, которые занимаются плаванием, у них спортивные занятия вызывают положительные сдвиги на физическом уровне: развитие моторики, сенсорной чувствительности, осанки, устойчивости, подвижности и выносливости. Улучшение координации достигается с помощью повторяющихся упражнений целенаправленного движения (оттачивание стилей плавания).

Детский церебральный паралич— это заболевание, объединяющий группу хронических (не развивающих комплексов) двигательных нарушений, по отношению к поражениям или заболеванием головного мозга, возникающим в около родовом (перинатальном) периоде.

Актуальность исследования: обусловлена и тем, что для детей с заболеванием ДЦП плавание является не только средством укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций. Цель исследования: повышение эффективности обучения плаванию детей с заболеванием ДЦП, для достижения высокого уровня жизненного самообеспечения и социального развития.

Плавание все больше входит в режим оздоровительной работы с детьми с заболеванием ДЦП. Этому способствуют уникальные свойства воды:

1. За счет подъемной силы воды разгружается опорно-двигательный аппарат (свойства невесомости).

2. Вода – прекрасное средство снижения возбудимости центральной нервной системы.

3. Вода – прекрасное гигиеническое средство для кожи.

4. Вода способствует закаливанию.

5. Вода способствует устранению у детей с ограниченными возможностями здоровья признаков гиподинамии.

6. Занятия плаванием развивают у занимающихся детей чувство прекрасного, смелости, уверенности в своих действиях и достижениях.

Из сознательного посыла направленного в кору головного мозга возникает бессознательный процесс, который охватывает соответствующий отдел мозга и приводит к вырабатыванию навыка оптимального типа движения, которое можно назвать двигательный автоматизм, или моторно-двигательный стереотип. Упражнения для плавания способствуют укреплению мышц ног. Происходит увеличение амплитуды движений в нижних конечностях ребёнка.

В теплой воде уменьшаются болевые ощущения. Поэтому наблюдающееся при ограничении подвижности в суставах снижение силы, сопровождающееся болевыми ощущениями, лечебная гимнастика в воде имеет преимущества над гимнастикой на суше.

Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности воды при поднятой голове требуется усилие каждой руки 300—400 г, а при плавании это усилие возрастает несколько десятков раз, увеличивая силу мышц, действуя на все кожные покровы вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, напряжения, заставляя все нервные клетки работать в полную силу. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата. При этом возникают так называемые антигравитационные рефлексы, помогающие в ориентации, сохранении равновесия. Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Занятия плаванием детей с нарушением ОДА способствуют: преодолению слабости отдельных мышечных групп; улучшение подвижности в суставах; профилактика или разработка контрактур; нормализация тонуса мышц; улучшение мышечно-суставного чувства; формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп; улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма; развитие предметно-манипуляционной деятельности рук; развитие зрительно-моторной координации; формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости и ориентировки в пространстве; формирование различных опорных реакций рук и ног; общая релаксация тела и отдельных конечностей.

Занятия плаванием для детей с нарушением речи: Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары обеспечивают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует беспроблемному производству речи. Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки способствует тренировки вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы, основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода способна создавать нагрузку на грудную клетку, поддерживать шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и способствует более понятной артикуляции. Логопедические упражнения, выполняемые в воде, способствуют развитию громкого и четкого голоса, тренируют ребенка произносить более длинные фразы. Серьезным препятствием для достижения успеха является естественная психологическая защита ребенка. Многие упражнения, которые ребенок не позволяет выполнить на суше, становится возможно выполнить благодаря тому, что в теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается. Теплая вода в бассейне имеет тенденцию уменьшать тактильную защищенность ребенка. Это помогает детям переключить внимание на такие вещи, как вокальная и словесная имитация и речевое производство. Бассейн воспринимается детьми как пространство игры, а не лечения. Вода комфортна, приятна, обеспечивает естественную среду для проведения игр. Это дает прекрасную возможность развивать социальные навыки в обстановке комфорта и веселья.

Древнеиндийские философы выделили 10 преимуществ плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Таким образом, широкий диапазон воздействия плавания делает его эффективным средством разностороннего физического развития и совершенствования организма человека, а также средством оздоровления детей с ограниченными возможностями и даже лечения. 

В процессе обучения плаванию детей с ОВЗ решаются общие и коррекционные задачи:

  • укрепление здоровья и закаливание;

  • развитие плавательных способностей;

  • совершенствование двигательных навыков;

  • компенсация нарушенных функций.

Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия в бассейне направлены на выведение организма детей из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов. 

Плавание является эффективным средством для коррекции развития детей с ОВЗ.
Занятия плаванием способствуют значительному улучшению физического состояния детей с ОВЗ, развитие моторики, адаптация к обучению становится более успешной. Ребенку, у которого есть проблемы со здоровьем, необходимо дополнительно стимулировать двигательную активность, потому что через движение он развивает свой мозг.

Использование в процессе занятий плаванием комплекса упражнений, включающего подвижные игры на воде, задания на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, интеллектуальной деятельности позитивно влияет на психическую сферу детей с ОВЗ. Плавание благотворно влияет на развитие не только физических качеств у детей.

Дети с ОВЗ, занимающиеся плаванием, более успешно осваивают общеобразовательную и коррекционную программу и у других специалистов.

С помощью звуковых сигналов (хлопки, голос, звук погремушки, бубна, свистка), ребёнок сможет самостоятельно ориентироваться в пространстве. Короткий сигнал свистка – начало выполнения упражнения длинный сигнал прекратить выполнение, по сигналу присесть и выдох под водой, услышав стук под водой встать и выдох, многократные сигналы выход из воды. Используются осязательные и мышечно-суставные ощущения и восприятия.

Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребёнку определить направление движения (лестница, бортик, поручень, дорожка, яркие флажки или игрушки, установленные в местах для поворота, различные подошвенные ощущения дна бассейна).

Если у ребёнка нарушение слуха поможет в обучении в условиях водной среды специальная система жестов, которая отрабатывается заранее. На занятиях использовать упражнения для развития пространственной ориентации.

Для детей с нарушением интеллекта должен строго соблюдаться принцип от простого к сложному, для них упражнение лучше осваивать по частям и повторять упражнения, которые разучивались в течение недели. Необходима поддержка тренера на протяжении всего занятия, особенно детям с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Плавание – это одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств адаптивной физической культуры. Дети с ограниченными возможностями здоровья, занимающиеся плаванием, лучше адаптируются к самостоятельной жизни, у них быстрее происходит коррекция психофизического развития. Физические упражнения являются важным средством для успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.

Плавание является одним из оптимальных видов спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено физическими свойствами воды: снижением нагрузки на тело и уменьшением силы тяжести. Водная среда помогает детям закаляться, укреплять здоровье, а педагог получает возможность работать над компенсацией нарушенных функций их организма. Систематическое плавание помогает снять мышечный тонус при гиперактивности, а при задержке развития способствует улучшению координации. Благодаря особенным свойствам воды при расслаблении уменьшается напряжение тела, вследствие чего позвоночник получает отдых и формируется правильная осанка. Кроме того, плавание в воде без опоры способствует активному движению стоп ребёнка и профилактике плоскостопия. Ныряние и задержка дыхания под водой помогут тренировать органы дыхания и вестибулярный аппарат.

В воде детям приходится удерживать тело в правильном положении и преодолевать сопротивление воды, а это помогает тренировать опорно-двигательный аппарат. Чередование расслабления и кратковременного напряжения в мышцах, как это происходит при плавании, позволяет выдерживать значительные для таких детей нагрузки. Вне бассейна выполнять подобные упражнения было бы довольно сложно.



Физическая польза от плавания хорошо видна на спортсменах, таких как 23-кратный олимпийский чемпион Майкл Фелпс (синдром дефицита внимания и гиперактивность): мускулистое и хорошо вылепленное тело, что мы называем «телом пловца». Денис Тарасов – заслуженный мастер спорта, многократный призер и чемпион Паралимпийских игр (ДЦП), Оксана Савченко (зрение 60%), Дмитрий Кокарев (ДЦП), Игорь Бокий (нарушение зрения), Максим Веракса (нарушение зрения). Есть одна особенность, которая проявляется у большинства пловцов и не видна на первый взгляд – это здоровый мозг.

  1. Плавание приносит дополнительную пользу мозгу, аэробные упражнения полезны не только для сердца, но и для мозга, улучшают работу мозга и помогают восстанавливать поврежденные нейроны. Плавание может обеспечить мозг дополнительными преимуществами на поведенческом молекулярном уровне, затрагивая нейромедиаторы, которые влияют на настроение и уменьшают количество стресса.

  2. Плавание улучшает когнитивные навыки, увеличивает приток крови, может помочь улучшить память, настроение, ясность ума и сосредоточенность.

  3. Плавание помогает стимулировать выработку химических веществ мозга, которые поднимают настроение.

  4. Плавание улучшает память. Плавание способствует появлению новых нейроновв гиппокампе и повреждение головного мозга в результате стресса может быть нейтрализовано плаванием.

  5. Плавание улучшает моторные навыки и приводит к улучшению обучения. Связано с тем, что двусторонние накрест, используемые движения в плавании помогают развивать нервные волокна в мозолистом теле, которые соединяет правое и левое полушария головного мозга и улучшают связи между ними.

Плавание одновременно активирует два полушария, четыре доли головного мозга, что может привести к улучшенным познавательным и обучающим навыкам. Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что дети, которые занимаются плаванием достигают успехов в своем развитии: координация и зрительно-моторные навыки, проявляемые при резке бумаги, раскрашивании и рисовании линий и форм, а также при решении множества задач, связанных с математикой.

Плавание можно назвать одним из самых эффективных способов закаливания и профилактики различных заболеваний. Систематические занятия в бассейне не только оздоравливают детей и способствуют развитию внутренних органов, мышечного аппарата и позвоночника. Упражнения также имеют и воспитательное значение: они помогают развивать личность воспитанников и приобщают их к спорту. Дети обретают уверенность в своих силах, становятся самостоятельными и выносливыми. Важно правильно выстроить коррекционную, двигательную деятельность в обучении плаванию, учитывая его индивидуальные особенности, возраст, состояние здоровья, чтобы это помогло не только оздоровить организм детей, но и скорректировать нарушенные функции, быстрее адаптироваться к социальной среде и самореализации.