Большинство взрослых людей - родители: молодые или не очень, имеющие достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – это ответственная роль и позиция, в которой взрослый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное, профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации ребенка.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».»
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему
- Школа – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, и жизнедеятельность ребёнка подчинена социальным нормам школьного общежития
- Через отношение «любовь к далёким» решает проблемы конкретных отношений ребёнка с близкими (в том числе родителями)
- Семья – любовь: супружеская, родительская, детская, родственная.
- Через отношение «любовь к близким» ребёнок обретает потенциальную способность выходить на «любовь к далёким»: через любовь к маме, папе, бабушке, братьям и сёстрам он учится вообще чувству любви, готовясь полюбить человечество.
Семья
Довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоящие внешним воздействиям
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему . Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь или читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение.
А.С Макаренко
Школа
- Вводит ребёнка в контекст культуры и социальных отношений, ни в коем случае не игнорируя глубокое влияние семьи
- Лучший способ помочь семье в воспитании детей – проявлять заботу о счастье ребёнка, беспокоясь о степени его развития.
Условия взаимодействия семьи и школы:
Задачи взаимодействия: :
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- • активное участие родителей в воспитании детей
Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?
- Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;
- Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);
- Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
- Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;
- Информация об успехах детей;
- Заинтересованность учителей в успехах детей;
- Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать работу с родителями;
- Первое собрание – знакомство.
- Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
- Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).
- Телефонные звонки - в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).
- Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент ... )
- Сохранение конфиденциальности
Работа с родителями в классном коллективе:
- Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
- Изучение воспитательных возможностей семьи;
- Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
- Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
- Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;
- Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.
- Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Традиционные
● Родительские собрания
● Общеклассные и общешкольные конференции
● Индивидуальные консультации педагога
● Посещения на дому
Нетрадиционные
● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
● Круглые столы
● Устные журналы
● Практикумы
● Родительские вечера
● Родительские чтения
● Родительские ринги
- В рамках родительских собраний
- В рамках общешкольных родительских собраний
- В рамках заседаний родительского комитета
- Через дистанционное информирование (стенд для родителей, памятки, буклеты)
- Через индивидуальное консультирование педагогом и психологом
- Через переписку с родителями по электронной почте
- Совместные выезды на экскурсии
- Субботник
- Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.
Потребности современных родителей. Использование Интернет-технологий
- Оперативная связь со школой, в том числе с классным руководителем(успеваемость, пропуски, текущие вопросы, информация, проблемы, успехи, расписание, услуги школы, домашние задания)
- Получение полезных материалов по воспитанию, обучению, развитию ребенка
- Общение с другими родителями, обсуждение вопросов воспитания и обучения
- Оперативные Консультации разных специалистов
- Участие в сетевой жизни своего ребенка
- Оперативное получение информации и консультационной поддержки
- Повышение родительской грамотности
- Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы
- Возможность быстро реагировать на школьные ситуации
- Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы
- Восприятие школы как открытого института, реагирующего на потребности родителей
Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса семьи и школы 1. Принцип согласия
- Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение
- Семья – выражает мнение о продуктивности функций
- Семья – соглашается создавать необходимые условия
- Семья – учится искусству любить детей
- Школа - раскрывает цель воспитания
- Школа – сообщает о функции школы
- Школа – наделяет семью обязанностями
- Школа – открывает психологию любви
- Школа - оповещает о педагогических требованиях
- Школа – информирует о ходе развития детей
- Семья – поддерживает требования школы
- Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания
- Семья – соглашается содействовать замыслам
- Семья – вносит коррективы в семейное воспитание
- Школа – знакомит с воспитательными замыслами
- Школа – предъявляет работу школы
- Школа оказывает знаки внимания родителям
- Школа формирует у детей любовь к семье
- Школа знакомит с событиями школы
- Семья благодарит и выражает ответное внимание
- Семья утверждает безусловное уважение к школе
- Семья проявляет интерес к жизни всех детей
- Школа информирует о нуждах школы
- Семья оказывает материальную помощь
- Семья участвует в обсуждении проблемы
- Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами
- Школа приглашает обсудить проблемы
- Школа просит об обеспечении ребёнка
5. Принцип содеянности
- Школа информирует семью о планах работы
- Школа приглашает принять участие
- Семья оценивает влияние школы на детей
- Семья откликается на приглашение, участвует
- Семья участвует в общих делах
- Школа организует общее дело
6. Принцип меры.
- Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей
- Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»
- Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)
- Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу
- Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах
- Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам
- Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь
- Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы