СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых приемов в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха и речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых приемов в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха и речи.»

Применение игровых приемов

в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха и речи.


Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».

Дидактические игры как форма обучения, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие детей (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.

Преимущество игровых приемов состоит в том, что они позволяют скрыть свою педагогическую позицию и более активно воздействовать на ребенка. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях [14].

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Так как дети-логопаты во многих случаях интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они могут отличаться от своих сверстников. Это отличие может проявляться со стороны физического развития в нарушениях моторики, а также в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности [14].

В работе с логопатами учитель должен учитывать две основные задачи:

 широко использовать игры, помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;

 при проведении игры учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами [17].

Также при использовании в работе игровых приемов необходимо иметь в виду:

 возраст детей;

 психофизические особенности детей: развитие моторики, степень общительности, отношение к коллективу играющих сверстников, активность, самостоятельность, а также возбудимость, заторможенность, замкнутость, негативизм, нервность, истощаемость;

 микросоциальное окружение (учитывается фактор речевого окружения и наилучшие возможности организации игр в детском саду и дома);

 дидактические принципы (доступность речевого материала, последовательность в подаче игр, ведущая роль логопеда и др.).

При нарушении речи у детей игровые приемы помогут:

 отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и побудить его к общению;

 разнообразить виды деятельности ребенка на коррекционном занятии;

 развить общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве;

 провести работу над развитием просодических компонентов речи;

 развить и нормализовать эмоционально-волевую сферу.

Все это будет способствовать хорошему функционированию речевых органов и оказывать положительное влияние на выработку у детей правильных речевых укладов [17].

Важно заинтересовать ребенка, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Для этого занятие должны стать интересной игрой. На логопедических занятиях используются дидактические игры, игры с движениями, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации. Их применение зависит от задач и этапов коррекционной работы, а также от характера и структуры дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Игры, используемые в работе логопеда или сурдопедагога, выполняют следующие функции:

 обучающую – помогают усвоить какой-либо материал и достичь поставленных задач;

 диагностическую – дают возможность проведения диагностики ребенка;

 терапевтическую – преодоление имеющихся трудностей;

 коррекционную – вносят позитивные изменения, дополняют личностные показатели ребенка;

 развлекательную – эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делают процесс познания увлекательным [14].

Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания. Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок этим обучением увлечен, а настольные игры для детей создают это увлечение из ничего. Это делает их лучшим учителем, проводником в мир нового опыта, новых знаний, способностей и открытий.

Таким образом, можно сделать вывод, что в работе логопеда важно использовать игровые приемы, так как благодаря им у детей совершенствуется произносительная сторона речи, грамматический строй, мелкая и общая моторика, эмоционально-волевая сфера и т. д. Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. В заключение отметим, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.