УДК 174
Зорина Ю.К.
Студент
Муромский институт
(филиал) ВЛГУ
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Россия, г. Муром
Ермакова М.А.
Студент
Муромский институт
(филиал) ВЛГУ
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Россия, г. Муром
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Аннотация: Целью является изучение закономерностей развития личности педагога, путей преодоления педагогических деформаций и путей предупреждения данного процесса.
Новизна данной темы состоит в том, что проблема профилактики профессиональной деформации педагогов еще недостаточно изучена и освещена в работах современных ученых, поэтому остается открытой для теоретического обсуждения и осмысления.
Профессиональные деструкции - изменения сложившейся структуры деятельности личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействия с другими участниками процесса.
Данная статья кратко, но полноценно раскрывает значимость изучения данной проблемы, причины и способы ее решения.
Ключевые слова: профессиональная деформация, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение
Zorina Yu.K.
Student
Murom Institute
(branch) VLGU
"Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs"
Russia, Murom
Ermakova M.A.
Student
Murom Institute
(branch) VLGU
"Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs"
Russia, Murom
PROBLEM OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF A PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST
Annotation: The purpose of this article is to study the development patterns of the teacher's personality, ways to overcome pedagogical deformations and ways of preventing this process.
The novelty of this topic is that the problem of prevention of professional deformation of teachers has not yet been sufficiently studied and covered in the works of modern scientists, so it remains open for theoretical discussion and understanding.
Professional destructions are the changes in the established structure of the individual's activity, which negatively affect the productivity of work and interaction with other participants of the process.
This article succinctly, but fully reveals the importance of studying this problem, the reasons behind and ways of solving it.
Key words: professional deformation, specificity of professional activity, transformation, personality, behavior
В процессе социализации человек подвержен различным преобразованиям характера, как со стороны других людей, так и под воздействием своих мыслей, профессиональная сфера жизни человека, так же является одним из факторов изменения личности. Это особенно характерно для профессий, связанных с социальной жизнью общества и другими людьми таких как, к примеру, педагоги-психологи.
Это происходит по нескольким причинам, например, во время общения с клиентами педагог-психолог зачастую может временно войти в положение другого человека, занять его роль, чтобы лучше понять его проблемы, прочувствовать их на себе. Постоянное использование этого метода может сказаться на личности самого специалиста.
Преодоление, профилактика и предотвращение деформации
Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Они проявляются в ухудшении работоспособности, взаимоотношений с другими людьми, здоровья, а также в формировании отрицательных личностных качеств и даже в распаде целостной личности работника.
Опасность формирования деструкции в профессиональной сфере значительно опасна, так как она происходит довольно медленно, её трудно заметить и отследить, а, следовательно, и принять тот факт, что человек меняется не в лучшую сторону.
Существует множество причин появления деструкций. Есть как специфические, присущие преимущественно молодым специалистам (неуверенность, боязнь ошибки, коллектив, состоящий преимущественно из более взрослых педагогов), так и применимые ко всем. Вот некоторые из них:
Деградация в профессиональном развитии, она связана с рутинной работой, постоянным повторением одних и тех же действий.
Несформированность в профессиональной деятельности, может быть связана с «застреванием» в личностном развитии, неуверенностью в своих действиях как специалиста.
Прекращение профессионального развития, связанное с профессиональными заболеваниями и потерей работоспособности (нервное истощение, чрезмерная самоотдача).
Появление личностной деформации (эмоциональное истощение, выгорание)
Рассогласованность отдельных звеньев профессиональных знаний, умений и навыков психолога, когда одна сфера забегает вперед, а другая отстает (студенты-психологи изучают только интересные им курсы, игнорируя скучные, но не менее важные).
Трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (нервная напряженность из-за клиента, помощь в нерабочее время)
Сужение области профессиональных интересов до узкой специализации
Неспособность к релаксации, постоянная работа.
Важное условие предотвращения и профилактики профессиональной деструкции состоит в саморазвитии личности педагога-психолога, постоянное самосовершенствование и поиск смысла жизни. Без этих процессов развитие личности и преодоление деформации в сфере профессиональной деятельности невозможно.
Профессиональное развитие складывается из двух направлений:
горизонтального (психодиагностика, консультирование, коррекционно-развивающая деятельность, психологическое просвещение и др.)
вертикального (прохождение этапов-статусов, повышения уровня квалификации и др.).
Чтобы избежать профессиональной деформации, необходимо проводить целенаправленную работу, направленную на повышение компетентности (социальной, психологической, образовательной). Переход к инновационным технологиям и методам, самообучение, посещение курсов - все это может помочь в предотвращении профессиональной деформации.
Таким образом, профессиональные деформации педагога-психолога имеют за собой множество причин, но способ воспрепятствования этому лишь один – саморазвитие себя как личности и как профессионала. Система профессионального становления понимается как процесс самореализации и саморазвития психолога-педагога в ходе овладения им профессиональных педагогических компетенций.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что, выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог-психолог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Положительные оценки стимулируют педагогов, давая им мотивацию для личностного и профессионального развития, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Исходя из этого - один из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело.
Использованные источники
Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб, пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997.
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. ЭФ. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 148 с.