Орфография
на фантиках конфет
Автор проекта : ученик 5Г класса
МБОУ СШ №37 г. Липецка
Долгов Артём
Руководитель проекта : учитель русского
языка и литературы
Ёркина Светлана Владимировна
2024 г.
Введение
Не секрет, что все, без исключения, обожают конфеты.
Они дарят нам удовольствие с самого раннего детства.
У конфет есть своя визитная карточка- фантик.
Часто сладость мы съедаем, а обертка оказывается в урне.
Конечно, фантики применяют в декоративно-прикладном
творчестве, коллекционируют.
Я тоже раньше выбрасывал все фантики, не обращая особого внимания на то, что на них написано.
На уроках русского языка мы часто пишем словарные диктанты.
И вот на одном из таких диктантов я услышал сразу несколько слов, которые есть в названиях конфет.
Тогда у меня и появилась идея связать фантики с русским языком и доказать, что эти красивые цветные бумажки можно использовать при изучении орфограмм.
Актуальность исследования
Актуальность моей темы заключается в следующем: все дети любят конфеты.
Так почему бы не совместить приятное с полезным?
Можно развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам конфет для того, чтобы предотвратить проблему грамотного письма в последнее время.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: упаковка кондитерских изделий (фантик).
Предмет исследования: орфограммы русского языка на фантиках конфет.
Цель
Цель моей исследовательской работы: изучение и выявление орфограмм русского языка в названиях конфет.
Задачи
Задачи исследования:
- узнать историю возникновения фантика;
- изучить различные наименования конфет с точки зрения русского языка;
- повторить изученные орфограммы;
- классифицировать наименования конфет;
- провести анкетирование;
- повысить грамотность письма.
Методы исследования:
- изучение научной литературы и материалов сети Интернет;
- анализ данных и классификация;
- наблюдение;
- фотографирование;
- анкетирование;
- описание.
Гипотеза
Если обращать внимание на написание названий конфет, то можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, и таким образом развить у школьников орфографическую зоркость, творческое воображение и познавательный интерес.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость моей работы состоит в том, что теперь, употребляя конфеты, школьники будут обращать внимание на их название. Также обёртку конфеты или фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса, а на уроках технологии – для изготовления различных изделий.
Теоретическая часть исследования
Что такое орфограмма?
Орфограмма (от греч orthos – «правильный» и gramma – «письмо») - правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Одной из основных единиц орфографии является орфограмма.
Различают буквенную и небуквенную орфограммы по признаку выбора из нескольких вариантов одной буквы или выбора из нескольких вариантов правильного написания слова — вместе, отдельно, через дефис или выяснения места переноса слова из строки в строку.
В распознавании орфограммы говорящий должен ориентироваться на орфографическое правило, которым она объясняется (правила произношения и написания безударных е , и и т. п.).
Количество орфограмм определяется количеством орфографических правил.
Многие ученые по-разному дают определение слову «орфограмма».
Например, М.Р. Львов : «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки».
Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил».
М.Т. Баранов : «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный».
В нашем учебнике русского языка Т. А. Ладыженской понятие «орфограмма» – это написание, которое определяется орфографическим правилом.
История возникновения фантика
Конфетные фантики не просто яркие и цветные бумажки для оформления конфет.
Если внимательно проследить, как менялась упаковка, можно заметить отголоски времени и знаковые события в жизни страны и народа.
Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году.
Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон, а в 1872 году он придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.
Почему обертка для конфет называется фантиком и когда она вошла в употребление? Польское слово fant (немецкий вариант Pfand) означает «залог».
Фантик — разновидность этикетки, народное название конфетной обертки из бумаги, фольги или фольгированного полимера.
Простенькие этикетки в России появились еще при Петре I. Но до середины XIX в. конфеты в обертки не заворачивались. Их раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюда, а брали специальными щипчиками.
Зато шоколадные конфеты удостаивались разноцветной фольги: различным начинкам соответствовали свои цвета. На протяжении 100 лет конфетные фантики были предметом интереса детей – их собирали, обменивали. Хотя существовали и «настоящие» коллекционеры этих бумажек. Лет 80 тому назад существовала шуточная игра в фанты, в нее играли и взрослые, и дети. И все же фантик преимущественно остается частью детских игр, выполняя познавательную, просветительскую задачу.
В первые годы Советской Власти убирались все приметы старого времени, символы, связанные с императорской Россией. Исчезли фантики, например, посвященные 300-летию Романовых. Обёртка для конфет и шоколадной плитки – это и часть повседневной жизни, и особый знак эпохи, вызывающий в памяти запах и вкус даже спустя много лет.
Практическая часть исследования
Исследование 1
Практическую часть своей исследовательской работы я начал с исследования учебников русского языка:
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1-4 классы.
2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В двух частях.
Целью этого исследования являлось изучение материалов
учебников и составление перечня орфограмм, изучаемых в школе.
Вывод: изучив учебники, у меня получился вот такой перечень орфограмм:
1.Буквосочетания ЧН,ЧК, ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
2.Правописание словарных слов.
3.Правописание проверяемых безударных гласных.
4.Буквы И, У, А после шипящих.
5.Орфограммы с Ь.
6.Правописание суффиксов.
7.Гласные в суффиксах имён существительных -ЕК,-ИК, (-ЧИК).
8. Непроизносимые согласные в корне слова.
9. Буквы Ё, О после шипящих в корне слова.
10. Удвоенная согласная в корне слова и др.
После составления перечня орфограмм мне необходимо было выяснить, в названиях каких конфет «спрятались» орфограммы.
Исследование 2
Целью второго исследования стал анализ собранных фантиков по видам орфограмм.
В результате мною было исследовано около 35 фантиков от конфет.
Проанализировав названия конфет на обертках, я обнаружил в них орфограммы.
Все фото с названиями конфет предоставлены в приложении.
Название орфограмм
Название конфет
Буквосочетания с -ЧК, -ЧН
Восто чн ый грильяж, Черноморо чк а, Ласто чк а, Шипу чк а, Москви чк а.
Буквосочетания с -ЧА, -ЩА
Буквосочетания с -ЖИ, -ШИ
Ореховая ро ща , Беловежская Пу ща .
Жи винка, Ши пучка.
Орфограммы с -Ь
Испанская ноч ь , Адел ь , Птич ь е молоко, Грил ь яж, Прем ь ера.
Удвоенная согласная в корне слова
Сладкая кла сс ика, Космическая оди сс ея, Ро сс ия, А сс орти, Руза нн а.
Название орфограмм
Название конфет
Непроверяемые безударные гласные
К о р о вка, Птичье м о л о ко, Б а рб а рис, А н а н а совые.
Буквы Ч, Щ в суффиксе –ЧИК, -ЩИК
Батон чик .
Проверяемая безударная гласная в корне слова
З о л о тая лилия, М е дунок, М о рские, К и слинка.
Орфограммы на суффикс - СК
Княже ск ие сладости, Париж ск ие тайны, Испан ск ая ночь, Воронеж ск ие.
Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова
Ц и трон, Вариац и я, Ц и рк.
Исследование 3
Продолжая свою исследовательскую работу, я решил провести опрос среди своих соседей и друзей, участие в котором приняли 20 человек.
Опрашиваемым нужно было ответить на несколько вопросов.
Цель опроса : выявить, какое количество людей любит конфеты; узнать, обращают ли они внимание на оформление и название конфет, когда едят их, а самое главное, обращают ли внимание на правописание названий конфет.
Результаты опроса среди соседей и друзей
Вопросы
Любите ли Вы конфеты?
Да
Нет
15
Обращаете ли Вы внимание на оформление фантика?
5
9
Обращаете ли Вы внимание на название конфет?
Обращаете ли Вы внимание на правописание названий конфет?
11
11
9
3
17
Вывод: из таблицы видно, что любят конфеты 15 человек из 20 (это 75%), обращают внимание на оформление фантика 9 человек (45%), обращают внимание на название конфет 11 человек (55%), обращают внимание на правописание названий конфет всего 3 человека (15%).
Исследование 4
Продолжая работу с проектом, я провёл анкетирование среди своих одноклассников, участие в котором приняли 12 человек.
Цель анкетирования : выяснить, какое количество учеников из моего 5 Г класса любит конфеты; узнать, интересуются ли они названием конфеты перед тем, как ее съесть, можно ли, по их мнению, на фантиках от конфет встретить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, и обращают ли мои одноклассники внимание на правописание названий конфет.
Результаты анкетирования среди одноклассников
Вопросы
Да
Любите ли Вы конфеты?
Нет
11
Интересуетесь ли Вы названием конфеты перед тем, как её съесть?
1
Как Вы считаете, можно ли на фантиках от конфет найти орфограммы, изучаемые на уроках русского языка?
Обращаете ли Вы внимание на правописание названий конфет?
5
7
10
2
4
8
Вывод: из таблицы видно, что любят конфеты 11 учеников из 12 (это 92%), интересуются названием конфеты перед тем, как ее съесть, 5 учеников (42%), считают, что можно встретить орфограммы на фантиках от конфет, 10 учеников (83%), и обращают внимание на правописание названий конфет всего 4 ученика (33%).
Заключение
Проведя все запланированные исследования, изучив различную литературу, я узнал много интересного из истории фантиков.
Выяснил, что фантики с начала своего существования были средством обучения, воспитания, привития чувства вкуса и красоты.
В ходе своей работы я пришёл к следующим выводам:
1.Названия на фантиках конфет являются источником информации.
2.В них можно найти различные орфограммы русского языка.
3.С фантиками можно играть в игры, чтобы привлечь внимание к правописанию.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Данная работа дала мне возможность углубить знания по русскому языку, проявить свои творческие способности.
Список используемой литературы
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1-4 классы.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык.
5 класс. В двух частях.
Интернет-ресурсы:
https :// www . ababilova . com / istoriya - konfetnogo - fantika
https :// school - science . ru /16/10/51280
Приложение 1
-ЧК, -ЧН
-ЧА, -ЩА
-ЖИ, -ШИ
Орфограммы с -Ь
Удвоенная согласная
в корне слова
Непроверяемые безударные
гласные
Буквы Ч, Щ в суффиксе
-ЧИК, -ЩИК
Проверяемая безударная
гласная в корне слова
Орфограммы на суффикс -СК
Буквы И, Ы после Ц
Приложение 2
Опрос среди соседей и друзей
Вопросы
Да
Любите ли Вы конфеты?
Нет
Обращаете ли Вы внимание на оформление фантика?
Обращаете ли Вы внимание на название конфет?
Обращаете ли Вы внимание на правописание названий конфет?
Приложение 3
Анкетирование учащихся 5 Г класса
Вопросы
Да
Любите ли Вы конфеты?
Нет
Интересуетесь ли Вы названием конфеты перед тем, как её съесть?
Как Вы считаете, можно ли на фантиках от конфет найти орфограммы, изучаемые на уроках русского языка?
Обращаете ли Вы внимание на правописание названий конфет?
Спасибо за внимание!