СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса «Комплексный анализ текста» для учащихся 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный анализ текста - удобная и экономная форма проверки знаний и умений учащихся.  Выпускники 9-х классов сдают государственный экзамен в новой форме, вторая часть которого представляет работу с текстом. Задания этой части составлены таким образом, что с их помощью проверяется подготовка учащихся по разным разделам русского языка: фонетике, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии и синтаксису. Кроме того, есть и задания, которые проверяют умения по текстоведению: способность сопоставлять содержание прочитанного и прослушанного текстов, вдумчиво вчитываться в предложенный текст, определять и доказывать его стилевую принадлежность и тип речи, устанавливать средства связи в прочитанном тексте.

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса «Комплексный анализ текста» для учащихся 6 класса»


Рассмотрено Утверждаю

на МО НОУ СОШ «Царицынская№1» зам. Директора по УВР НОУ СОШ

Протокол №___ от _______ «Царицынская №1»

_____________Н.В. Чаленко













Программа спецкурса

«Комплексный анализ текста»



для учащихся 6 класса











Разработала:

учитель русского языка

НОУ СОШ «Царицынская №1»

Старикова Елена Юрьевна









Волгоград





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный спецкурс позволит учащимся 6 класса не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку.  Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-6 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком шестиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.

Комплексный анализ текста - удобная и экономная форма проверки знаний и умений учащихся. Выпускники 9-х классов сдают государственный экзамен в новой форме, вторая часть которого представляет работу с текстом. Задания этой части составлены таким образом, что с их помощью проверяется подготовка учащихся по разным разделам русского языка: фонетике, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии и синтаксису. Кроме того, есть и задания, которые проверяют умения по текстоведению: способность сопоставлять содержание прочитанного и прослушанного текстов, вдумчиво вчитываться в предложенный текст, определять и доказывать его стилевую принадлежность и тип речи, устанавливать средства связи в прочитанном тексте.

Целью курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.

Задачи курса:

- отработка алгоритма анализа текста,

- развитие речевых умений обучающихся,

- развитие культуры исследовательской деятельности обучающихся,

Задачи курса связаны с системно-деятельностным подходом, где отражаются универсальные учебные действия:

  • коммуникативные УУД: владеть видами речевой деятельности, строить речевое продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

  • познавательные УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

  • регулятивные УУД: ставить и формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

  • воспитание любви к родному языку, отношения к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  • обеспечение языкового развития учащихся, овладения разнообразными видами речевой деятельности;

  • формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;

  • развитие умений школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке;

  • использование языка в разных ситуациях общения, соблюдение норм речевого этикета.

МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На данный курс учебным планом ЧОУ СОШ «Царицынская №1» отводится 35 часов в год, или 1 час в неделю

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 классов

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями:

Личностные

  • понимание языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

  • владение различными видами речевой деятельности;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уровне английского языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Предметные

  • представление о русском языке как языке русского народ, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных творческих способностей личности при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; владение всеми видами речевой деятельности;

  • освоение базовых понятий лингвистики; проведение различных видов анализа слов(фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, различных видов анализа текста;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного курса

ТЕКСТ (4Ч)

Текст как основная единица речи. Понятие комплексного анализа текста. Типы текста. Особенности повествования, описания, рассуждения. Тема и основная мысль (идея) текста

СТИЛИСТИКА ТЕКСТА (9Ч)

Стили текста. Разговорный и книжные стили, их разграничительные особенности. Стилистические особенности разговорной речи. Научный и деловой стили, их отличительные характеристики. Понятие общественно -публицистического стиля. Пути создания образности и эмоциональности художественного стиля. Языковые тропы. Типологический, стилистический анализ текста.

АНАЛИЗ ТЕКСТА В СООТВЕТСТВИИ С РАЗДЕЛАМИ ЯЗЫКА (22Ч)
Фонетика как раздел лингвистики. Фонетический анализ. Транскрипция. Орфография. Орфограмма. Орфографический анализ текста. Морфология как раздел лингвистики. Морфологический анализ текста. Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный анализ слов. Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ текста. Лексический анализ текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Языковые тропы. Эпитеты. Метафоры. Языковые тропы. Олицетворения. Сравнения. Скрытые сравнения. Комплексный анализ текста.

Календарно-тематическое планирование

Да-та

Тема

Задание на дом

Ожидаемые результаты

1


Русский язык среди других языков мира.

Текст №1

Место русского языка среди других языков мира.

2


Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

Текст №2

Имена великих писателей и ученых, отмечавших богатство и величие русского языка.

3


Основные пути обогащения словарного состава русского языка.

Текст №3

Знать основные пути обогащения словарного состава языка.

4


Лексика ограниченного употребления.

Текст №4

Иметь представление о лексике ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная)

5


Фразеологизмы русского языка и их источники.

Текст №5

Роль фразеологических оборотов в речи и тексте художественного произведения.

6


Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

Текст №6

Словообразовательное богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава

7


Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях.

Текст №7

Различные словообразовательные средства, используемые в тексте.

8


Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения.

Текст №8

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения.

9


Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении.

Текст №9

Понятие комплексного анализа текста.

10


Использование в тексте различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях.

Текст №10

Различные формы наклонения и времени глагола в различных значениях.

11


Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы.

Текст №11

Изобразительные ресурсы современной графики.

12


Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке.

Текст №12

Особенности интонации и лексико-грамматического оформления текста.

13


Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста.


Текст №13

Отбирать все возможные средства художественной выразительности для создания текста.

14


Практические занятия по комплексному анализу текста.

Текст №14

Место русского языка среди других языков мира.

15


Русский язык среди других языков мира.

Текст №15

Имена великих писателей и ученых, отмечавших богатство и величие русского языка.

16


Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

Текст №16

Знать основные пути обогащения словарного состава языка.

17


Основные пути обогащения словарного состава русского языка.

Текст №17

Иметь представление о лексике ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная)

18


Лексика ограниченного употребления.

Текст №18

Роль фразеологических оборотов в речи и тексте художественного произведения.

19


Фразеологизмы русского языка и их источники.

Текст №19

Словообразовательное богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава

20


Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

Текст №20

Различные словообразовательные средства, используемые в тексте.

21


Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях.

Текст №21

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения.

22


Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения.

Текст №22

Понятие комплексного анализа текста.

23


Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении.

Текст №23

Различные формы наклонения и времени глагола в различных значениях.

24


Использование в тексте различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях.

Текст №24

Изобразительные ресурсы современной графики.

25


Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы.

Текст №25

Особенности интонации и лексико-грамматического оформления текста.

26


Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке.

Текст №26

Отбирать все возможные средства художественной выразительности для создания текста.

27


Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста.

Текст №27

Место русского языка среди других языков мира.

28


Практические занятия по комплексному анализу текста.

Текст №28

Имена великих писателей и ученых, отмечавших богатство и величие русского языка.

29


Русский язык среди других языков мира.

Текст №29

Знать основные пути обогащения словарного состава языка.

30


Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

Текст №30

Иметь представление о лексике ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная)

31


Основные пути обогащения словарного состава русского языка.

Текст №31

Роль фразеологических оборотов в речи и тексте художественного произведения.

32-33


Лексика ограниченного употребления.

Текст №32, 33

Словообразовательное богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава

34


Фразеологизмы русского языка и их источники.

Текст №34

Различные словообразовательные средства, используемые в тексте.

35


Практическое занятие. Комплексный анализ текста.

Текст №35

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения.


Перечень учебно-методического обеспечения

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

Для учителя:

  1. Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Лексика. Фразеология. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 62с.

  2. Войлова К.А.Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.:Дрофа,2005

  3. Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. – М.:АРКТИ,1999

  4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.6 класс / Под редак­цией С.Н.Пименовой. - М. Дрофа,2005

  5. Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой. Русский язык. 5-9 классы. Углубленное изучение/В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. – М.: Дрофа, 2014. – 397с.

  6. Никитина Е.И. Уроки развития речи.6 класс. - М. Дрофа,2004

  7. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/авт.-сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268с.

  8. Соловьева Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. – М., 2011. – 160с.

  9. Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. – М., 2009. – 128с.

  10. Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997

для учащихся:

  1. Афанасьева В.Н. Зачет на основе текста. Русский язык. 6 класс / В.Н. Афанасьева, А.Ф. Гранатская. – М: Издательство «Экзамен», 2014. – 96с.

  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М.: Дрофа, 2014

  3. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Культура речи. Изучаем нормы русского языка. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М., 2014. – 96с.

  4. Ерохина Е.Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 кл.: ко всем действующим учебникам/Е.Л. Ерохина. – М, 2014. – 95с.

  5. Львова СИ. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение.

  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М., 2009. – 96с.

  7. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. - М. Дрофа, 2014

  8. Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7класс- М.:Дрофа,2005

  9. Русский язык: 6 класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Авт.-сост. Е.П. Воронова. – М.: Эксмо, 2010. – 144с.

  10. Русский язык. Практика.6 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М. Дрофа,2014

  11. Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2002