Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для учащихся второго класса составлена на основе: 1) пособия для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)»; 2) письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Программа ориентирована на личность обучающегося: расширяет его лингвистический кругозор, ученик получает сведения о другой стране и её жителях. Обучающийся учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Основной и главной формой воспитательного процесса является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление, воспитывается культура общения. Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Данный курс рассчитан на 1 год (68 учебных часов по 40 минут). Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов школьников в общении и познании, и составляет 2 часа в неделю.
Главной целью данного курса является развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком на начальном этапе в школе. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся. Еще одна особенность данного курса состоит в том, что он предлагает работу в парах или в микро-группах как обязательный этап работы, предшествующий общему обсуждению или ответу ученика перед всей группой.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения. Языковая и речевая компетенция отрабатываются, и совершенствуется в процессе выполнения заданий различного формата.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в применении мультисенсорного подхода, позволяющего учитывать различные каналы восприятия информации при обучении различным видам иноязычной речевой деятельности. Сочетание разных типов познавательной активности позволяет восполнить врождённые недостатки восприятия, т.е. активное использование принципов мультисенсорного подхода способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока на обучаемом материале. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять языковой материал в долговременной памяти. Таким образом, к учебному процессу подключаются разные анализаторы. Это обеспечивает развитие эмоциональной, психологической, интеллектуальной, физиологической сфер личности ребенка. Использование мультисенсорного подхода позволяет в процессе обучения английскому языку включить виды деятельности, связанные не только с речевыми процессами, но и с мануальными и другими действиями.
Вместе с тем, деятельностный характер обучения иностранному языку, позволяет интегрировать иноязычную речевую деятельность с различными видами искусств: декоративно-прикладным и изобразительным искусством, литературой, музыкой и танцем, которые занимают наиболее значимое место именно в младше-школьном возрасте.
Поэтому, в данной программе изучение английского языка связано с различными предметами:
математикой (счет);
музыкой (разучивание и исполнение песен);
рисованием различных предметов, животных, английские названия которых ученики выучили;
трудом (изготовление мини -проектов и поделок, связанные с тематикой уроков).
Подобный подход позволяет в процессе обучения английскому языку включать виды деятельности, связанные не только с речевыми процессами, но и с мануальными и другими действиями. Это обеспечивает развитие эмоциональной, психологической, интеллектуальной, физиологической сфер личности ребенка. В совокупности усиливается мотивация ребенка к изучению английского языка.
Принимая во внимания данный аспект, новизна предлагаемой программы заключается в применении мультисенсорного подхода и различных форм художественно-эстетической деятельности в процессе обучения английскому языку младших школьников.
Овладение иностранным языком на раннем этапе обучения направлено на формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Таким образом, овладение младшими школьниками английским языком направлено на достижение следующих целей:
ознакомление детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;
введение элементарных языковых конструкций;
развитие речевых и познавательных способностей ребёнка, опираясь на речевой опыт в родном языке;
формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
развитие толерантного мировоззрения детей через творческое освоение мирового пространства и культуры средствами английского языка.
развитие творческой личности.
С учетом сформулированных целей были определены задачи программы обучения:
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику);
развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе участия в разных видах художественной деятельности.
Формами организации занятий являются интегрированные занятия на английском языке с использованием различных форм художественно-эстетической деятельности: речевые и фонетические разминки, стихотворные примеры, рифмовки, игры, ролевые игры, инсценировки, рисование, конструирование, лепка.
Преобладающей формой текущего и итогового контроля являются игры различной типологии, творческие мини-проекты, поделки, рисунки, инсценировки и спектакли на английском языке.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Общеучебные умения:
1.1. Умения, связанные с учебно-организационной деятельностью:
- уметь взаимодействовать друг с другом в различных формах работах;
- уметь самостоятельно организовывать работу.
1.2. Умения, связанные с учебно-интеллектуальной деятельностью:
- уметь догадываться о значении незнакомых слов/фраз, используя звуковое сопровождение, контекст, визуальный образ;
- распознавать предмет, используя приемы запоминания слов;
-создавать визуальный образ с использованием невербальных опор;
- уметь использовать визуальную информацию в качестве опоры;
- изображать графически слово/содержание текста;
- изготовлять наглядный материал к теме модуля.
2. Специальные предметные умения:
2.1. Умения, связанные с освоением коммуникативных умений по видам речевой деятельности:
- распознавать на слух речевые образцы иноязычной речи;
- уметь сопровождать интонацию ритмическими движениями, жестами;
- воспроизводить элементарные грамматические структуры и лексические единицы для практического применения в ситуациях повседневного общения в пределах тематики данного курса;
- понимать в целом речь учителя по ходу урока;
- распознавать речь одноклассника в ходе общения с ним.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Английский с удовольствием»
Коммуникативные умения (говорение):
научиться приветствовать друг друга, знакомиться и прощаться, вести элементарный этикетный диалог в ситуации «Знакомство»;
формировать активный и пассивный лексический запас;
формировать произносительные навыки;
научиться писать заглавные и строчные буквы английского алфавита;
ознакомить с некоторыми правилами чтения слов.
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД:
развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
овладеть начальным умением учиться, способностью к организации собственной деятельности;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения младшие школьники учатся:
* вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться. Представляться самому и представлять друга; прощаться; поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в процессе совместной деятельности; извиняться;
* вести диалог – расспрос;
Объем диалогического высказывания 2-3 реплики с каждой стороны.
При овладении монологической речи младшие школьники учатся:
* описывать предмет, картинку на заданную тему;
* описывать животное, предмет, указывая название, размер, количество, место расположения;
* кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, своем домашнем животном, герое любимой сказки;
* воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.
Объем монологического высказывания 4-5 фраз.
В процессе овладения аудированием младшие школьники учатся:
* различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения английского языка;
* различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
* воспринимать и понимать речь учителя;
* понимать с опорой на наглядность основное содержание речи учителя
Содержание программы внеурочной деятельности
«Английский с удовольствием»
Предметное содержание речи предлагаемое в программе полностью включает темы предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам. Ряд тем рассматривается более подробно.
Я и моя семья.
Мои друзья - животные.
Давайте играть!
Мы любим праздники!
Приятного аппетита!
Здесь я живу.
Моё первое знакомство с Англией.
На занятиях элективного курса используется мультсериал «Приключения Гого с английским языком» (“Gogo’s adventures with English”) (34 серии). Ученики знакомятся с замечательным любознательным дракончиком Gogo, который подружился с двумя английским ребятами Tony и Jenny…Gogo прилетел к ним из своей сказочной страны и совершенно не знает английского языка, на котором разговаривают его новые друзья. Но Gogo – очень сообразительный и очень быстро учится.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для обеспечения успешного выполнения программы используются следующие материально-технические ресурсы:
дидактический материал, наглядность (рисунки, фото, картинки, карточки со словами и др.)
таблицы по страноведению, алфавит, географические карты
ноутбук учителя (диски с песнями, стихами и диалогами)
а также цветная бумага, карандаши, альбомы, раскраски по темам, мяч, мягкие игрушки.
Календарно-тематические планирование внеурочной деятельности «Английский с удовольствием»
№ | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт |
| Знакомимся с буквами и звуками | Знакомство с буквами Ll, Mm, Nn, Rr | | | | |
| Знакомство с буквами Bb, Pp, Ss | | | | |
| Знакомство с буквами Dd, Tt, Ff, Vv | | | | |
| Знакомство с буквами Cc, Kk, Gg | | | | |
| Знакомство с буквами Hh, Jj, Qq | | | | |
| Знакомство с буквами Ww, Xx, Zz | | | | |
| Знакомство с буквами Aa, Ee, Ii, Oo | | | | |
| Знакомство с буквами Uu, Yy | | | | |
| Знакомство | Путешествие на загадочный остров | | | | |
| Знакомство с учителем и одноклассниками | | | | |
| Знакомство с героями сказочной страны | | | | |
| Игрушки | | | | |
| Повторение по теме «Знакомство». Урок-игра | | | | |
| Работа с диалогами. | | | | |
| Я и мои друзья | Мой новый друг | | | | |
| Имена новых друзей | | | | |
| Домашние питомцы – наши друзья | | | | |
| Рассказываем о друзьях | | | | |
| Звуки, которые издают животные | | | | |
| Урок-игра «Я и мои друзья» | | | | |
| Моя комната | Мой дом | | | | |
| Идем в гости | | | | |
| Дикие и домашние животные | | | | |
| Моя комната | | | | |
| Различные виды домов | | | | |
| Моя школа | Моя школа | | | | |
| Твой возраст | | | | |
| Школьные принадлежности | | | | |
| Классная комната | | | | |
| Урок-игра «Моя школа» | | | | |
| Мир вокруг нас. | | | | |
| Предметы и материалы | | | | |
| На уроке | На уроке | | | | |
| Учебные занятия | | | | |
| Маскарад | | | | |
| Цвета | | | | |
| Смешиваем краски | | | | |
| Проектная деятельность «На уроке» | | | | |
| Моя семья | Путешествие по дому | | | | |
| Ищем школьные принадлежности | | | | |
| Члены семьи | | | | |
| Расположение комнат | | | | |
| Игра «Моя семья» | | | | |
| Геометрические фигуры | | | | |
| Правила поведения | Привидения на корабле | | | | |
| Правила поведения в школе | | | | |
| Рисуем план комнат | | | | |
| Правила поведения | | | | |
| Игра «Правила поведения» | | | | |
| Правила дорожного движения | | | | |
| Желания | Мир вокруг нас. Гигиена в жизни человека | | | | |
| Овощи и фрукты | | | | |
| Разрешения | | | | |
| Желания | | | | |
| Проект «Я хочу..» | | | | |
| Мир вокруг нас «Вкусовые ощущения» | | | | |
| Мои увлечения | Увлечения | | | | |
| Любимые занятия | | | | |
| Рассказ об увлечениях друга | | | | |
| Считаем от 13 до 20 | | | | |
| Игра «Мои увлечения» | | | | |
| Мир вокруг нас «Спорт» | | | | |
| Мои умения | Мои любимые сказки | | | | |
| | Выходной день | | | | |
| | Поход в зоопарк | | | | |
| | Мои любимые занятия | | | | |
| | Проект «Больше всего на свете я люблю…» | | | | |
| | Урок-игра «Английский с удовольствием» | | | | |
Список литературы
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.- 223с.- (стандарты второго поколения).
Пукина Т. В. Английский язык. 2 – 3 классы: игровые технологии на уроках и на досуге. – Волгоград: Учитель, 2008. – 95 с.
Программно-методические материалы. Иностранные языки. Начальная школа. Москва, Дрофа, 1999.
Сафонова В. В. Программа начального общего образования по английскому языку. Москва, АСТ Астрель, 2006.
Бородина О.В., Донецкая Н.Б. «English is fun», Тамбов, ТОИПКРО, 2005.
И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская «Английский для младших школьников», Росмэн, 2002.
Дидактический материал:
Набор наглядных тематических картинок.
Набор раздаточного материала по темам курса.
Набор коммуникативных игр.
DVD “Gogo’s adventures with English”
Оборудование и приборы:
Ноутбук учителя.