

Данный проект можно начать словами Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни».
30 декабря президент РФ Д.А. Медведев в своём послании к Федеральному собранию сказал:
«В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов – это, конечно, дело, прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Но я считаю, то региональные власти могли бы разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес». Эти слова подчёркивают актуальность нашего проекта, который создавался совместно учителями, учениками, администрацией и добровольными помощниками.
Актуальность проблемы.
Школа – наш второй дом, потому что большую часть своего времени мы проводим здесь. В сельской школе учащиеся много времени проводят на пришкольном участке, во дворе. Занимаются посадкой овощей, ухаживают за саженцами и грядками, удаляют сорняки, перекапывают землю, благоустраивают территорию. Благоустроенная территория благотворно влияет на воспитание и обучение детей. У учащихся воспитывается любовь к родной природе, восхищение ее красотами. Учащиеся ощущают себя как единое целое с природой.
Школа для села – социально-культурный центр. Она должна как «храм знаний» притягивать и детей, и взрослых. Этому должна служить и территория школьного двора. И эту идею сближения человека с природой, ее неразрывной связи с человеком мы хотели осуществить.
Работы по благоустройству двора проводились постоянно. Но нерешенные проблемы, связанные со школьным двором, остались.
Цели :
привлечение учащихся к проблеме по улучшению экологического состояния школьного двора и пришкольной территории;
формирование экологической культуры, трудолюбия, активной жизненной позиции, как ведущего качества
создание привлекательного пришкольного участка;
Задачи:
привлечение всех детей к активному участию в делах школы;
развитие инициативы и творчества школьников.
преобразование и благоустройство пришкольной территории.
установление общения через реализацию творческих находок участников проекта.
развитие организационных и коммуникативных компетенций;
Тип проекта: 1. по доминирующей деятельности: - практико-ориентированный; - творческий; 2. по сфере применения результатов: социальный; 3. по широте охвата содержания: - внепредметный - межпредметный (окружающий мир, изобразительное искусство, технология); 4. по времени работы: продолжительный (март-ноябрь). 5. по характеру контактов: в рамках школы.
Форма организации детей: групповая.
Режим работы: урочно-внеурочный.
Координационный совет школы.
Для изучения современного состояния школьного двора МБОУ «Демьяновская ООШ» создан координационный совет в составе:
1. Жителева Г.В. – учитель математики
2. Емельяненко Т.В. – учитель биологии
3. Курченко Л.И. – учитель начальных классов
4. Лемешева С.М. – учитель технологии
Требования к проекту.
Координационный совет постановил:
1. Школьный двор в проекте озеленения должен выглядеть как единое целое;
2. В композицию следует включить деревья, пеньки, которые растут на территории;
3. Использовать различные виды художественного оформления: садовые скамейки, вазы – цветочницы, альпийскую горку, водоем.
4. Сформировать творческие группы.
5. Обозначить «зоны действий» для этих групп.
Состав участников:
Участниками проекта являются учащиеся классных объединений.
Педагоги и администрация выступают в роли кураторов, координаторов и инструкторов в сборе материалов по проекту.
Ожидаемые результаты:
Благоустроенный двор и оригинальные цветники, скульптуры.
Преобразование школьного участка.
Реализация творческих находок, способствующих личностному росту каждого участника проекта.
Создания атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта.
Проявление фантазии, творчества, инициативы и трудолюбия у детей и взрослых.
Негативные последствия - гибель рассады вследствие заморозков, плохого ухода, недостатка влаги в почве ( если лето будет засушливым).
Эффективность реализации проекта:
1. Клумбы и зелёные насаждения облагородят территорию, которая будет приятна для глаз учащихся, учителей, родителей и гостей школы.
2. Создание зон отдыха позволит учащимся проводить время на переменах, организовывать праздники и соревнования, а окружающие цветники будут своей красотой и гармонией положительно влиять на настроение учащихся и эффективность учебного процесса.
Этапы реализации проекта
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный | Сроки выполнения |
1. | Проведение анализа эколого-эстетического состояния школьной территории | Зав. пришкольным участком | Март |
2. | «Аукцион идей» - мини-проекты по благоустройству школьного двора» | Классные руководители | Март |
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный | Сроки выполнения |
1 | Разработка коллективного проекта школьного двора: - составление плана озеленения и благоустройства школьного двора | Администрация школы Зав пришкольным участком | Апрель |
План мероприятий практического этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный | Сроки выполнения |
-
| Приобретение семян и выращивание рассады. | Учитель биологии | Март-апрель |
-
| Акция «Чистый двор» по благоустройству школьного двора. | Классные руководители | Апрель |
-
| Обработка почвы и посадка рассады цветочно-декоративных культур | Учитель технологии, классные руководители | Апрель -май |
-
| Уход за посаженными цветочными культурами. | Классные коллективы 2 – 9 классов | май - сентябрь |
-
| Альпийская горка и искусственный водоем | Зав пришкольным участком | апрель |
-
| Разбивка декоративных клумб, бордюров, рабаток и др. | Учитель технологии, Зав пришкольным участком, Классные руководители | май |
-
| Организация летней трудовой четверти | Администрация школы Классные руководители | Июнь-август |
-
| Осенние работы: -подготовка семян к хранению; -обработка почвы. - экологическая уборка школьного участка. | Учитель технологии | Сентябрь-октябрь |
План мероприятий заключительного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный | Сроки выполнения |
1. | -Составление фотоотчета по результатам проекта. | Зав. пришкольным участком | октябрь |
2. | - Конкурс рисунков «Наш зеленый двор», «Самая красивая клумба» - Подведение итогов проекта «Школьный двор» | Классные руководители Зав. пришкольным участком | ноябрь ноябрь |
Варианты дизайна, озеленения уголков школьной территории
Клумба «Лягушка» - 2-4 класс Клумба «Павлин» - 5 класс
Клумба «Фантазия» - 6-7 класс Клумба «Краски лета» - 8-9 класс Клумба «Школа» - группа учащихся
Альпийская горка - 8-9 класс
Искусственный Водоем - 6-7 класс Бордюр «Змейка» - группа учащихся Декоративные цветники - группа учащихся
«Однолетние орнаменты» (вдоль пришкольного участка) - группа учащихся
Искусственно-декоративное оформление - группа учащихся, учителей - Солнышко, мухоморы, Божьи коровки, мельница, лебеди, коты, ландыши и т.д.
Работа творческих групп
1. Обсуждение задания.
2. Познакомиться со специальной литературой, советы любителей – садоводов., изучение рекомендаций на упаковке семян.
3. Приготовить землю для рассады.
4.Заготовить емкости для рассады.
5. Изучить требования к цветочной рассаде
6. Посеять семена.
7. Рассадить рассаду.
Участие педагогов в выращивании рассады.
Лемешева С.М.– семена анютины глазки (смесь) Бацылева Г.А.- астра Жителева Г.В. – целозия Емельяненко Т.В. – годеция Курченко Л.И. – гвоздика Кривоносова В.Н. – флокс Ноздря А.В. – цинния Лемешева С.В. - вьюнок
Результативность проекта
В ходе реализации проекта «Школьный двор» были выполнены следующие работы:
сформированы творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения;
выпилены погибшие деревья и кустарники;
проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
на территории пришкольного участка разбита альпийская горка, искусственный бассейн, клумбы с цветами;
созданы различные виды художественного оформления;
расставлены скамейки;
побелены стволы деревьев.
Перспективы дальнейшего развития проекта
1. Уход за школьной территорией во все сезоны (расчистка снега, посадка цветов, обновление деревьев и кустарников, покраска сооружений на спортивной площадке, уборка листвы). 2. Озеленение газона около центрального входа в школу со стороны трассы. 3. Закладка фигурных клумб.
Заключение
Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. Становясь участниками проекта, школьники попробовали себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.
Для благоустройства школьного двора не требуется много средств. Объединив усилия учителей, учащихся, администрации, спонсоров, можно украсить территорию школы, превратить ее в зону отдыха учащихся и учителей. Мы хотели бы, чтобы с 2014 года школьный двор выглядел красиво, чтобы чтобы школьники и прохожие радовались, зайдя на эту территорию.
Проектная деятельность
как способ организации
учебно-воспитательной работы
Метод проектов эффективен в реализации воспитательных и образовательных задач, так как позволяет организовать гуманистическую воспитательную систему, перестраивая управление школьной жизнью, отношения между всеми участниками на основе творчества и самостоятельных исследований.
Метод проектов активно применялся в школах США ещё во второй половине Х1Х века. В его основу легли идеи американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, который рассматривал воспитание как процесс накопления ребёнком индивидуального опыта формирования своей личности. В дальнейшем эти идеи развил его ученик и последователь, американский педагог У. Килпатрик. Он считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца» и с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В России идеи проектного метода разрабатывались С.Т.Шацким и П.П.Блонским. Н.К.Крупская в статье «Метод проектов» определила данное понятие как метод увязки теории с практикой систему учебно-воспитательной работы. На практике проектирование применял А.С.Макаренко.
За годы существования метода проектов в содержание и методику организации проектного обучения внесено много нового, но сохраняется цель – развитие интереса обучающихся к постановке и решению проблем, которые требуют не только применения полученных знаний но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования. Проектная деятельность личностно-ориентирована, приносит удовлетворения детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность.
Особенности использования метода проектов в школе:
1.следует учитывать особенности развития детей от младшего до старшего школьного возраста;
2. необходима особая готовность детей, а именно, умения:
- выражать собственную точку зрения;
- слушать;
- договариваться;
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- делать конструктивные предложения, замечания.