СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Просодические компоненты у детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь является самым универсальным средством коммуникации, а главными коммуникативными качествами речи  принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. В связи с этим мною были разработаны «Комплексы на формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста». Комплексы составлены с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В них включены различные игровые упражнения, поэтому занятия проходят с заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью детей. Речь является самым универсальным средством коммуникации, а главными коммуникативными качествами речи  принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. В связи с этим мною были разработаны «Комплексы на формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста». Комплексы составлены с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В них включены различные игровые упражнения, поэтому занятия проходят с заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью детей. Речь является самым универсальным средством коммуникации, а главными коммуникативными качествами речи  принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. В связи с этим мною были разработаны «Комплексы на формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста». Комплексы составлены с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В них включены различные игровые упражнения, поэтому занятия проходят с заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью детей. Речь является самым универсальным средством коммуникации, а главными коммуникативными качествами речи  принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. В связи с этим мною были разработаны «Комплексы на формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста». Комплексы составлены с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В них включены различные игровые упражнения, поэтому занятия проходят с заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью детей.

Просмотр содержимого документа
«Просодические компоненты у детей дошкольного возраста.»

Пояснительная записка

Цель: Познакомить педагогов с методами и приемами работы с детьми на формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Расширить представление педагогов, работающих в ДОУ, о возможностях формирования у детей просодических компонентов речи через различные методические приёмы, игровые и психологические техники.

Адресат: воспитатели ДОУ.

Актуальность: Речь является самым универсальным средством коммуникации, а главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. В связи с этим мною были разработаны «Комплексы на формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста». Комплексы составлены с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В них включены различные игровые упражнения, поэтому занятия проходят с заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью детей.

Содержание:


В комплексах используются упражнения:


1.Расслабляющие движения (релаксация).

Цель: Учить произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного эмоционального напряжения, добиваться состояния общего покоя.

Рекомендации:

  • Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т.д.) При этом важно создать ощущение контраста между напряжением и свободным их состоянием.

  • Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

  • Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению.


2.Дыхательные упражнения

Цель: Воспитание навыков правильного полного вдоха и правильного выдоха; навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом; формировать навыки носового дыхания; укреплять дыхательный аппарат, выполняя дыхат. упражнения с движением; развивать продолжительный речевой выдох.

Рекомендации:

  • Упражнения проводятся в порядке освоения;

  • Упражнения можно выполнять в положении лёжа, сидя, стоя, в движении;

  • Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

  • Вдыхать бесшумно, следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы ключицы и плечи не поднимались при вдохе; при выдохе следить за тем, чтобы не раздувались щёки.

  • Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков дыхания.


3.Голосовые упражнения

Цель: развивать полнозвучное произношение гласных звуков, отрабатывать слитность, длительность произнесения нескольких гласных звуков

Рекомендации:

  • Упражнение выполнять последовательно со всеми гласными (А/Я,О/Ё, У/Ю, Э/Е, Ы/И);

  • Упр. выполнять с соблюдением умеренного темпа;

  • Упр. вып. с чёткой артикуляцией;

  • Упр. вып. с равномерным распределением выдоха;

  • Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией.


4.Речевые упражнения.

Цель: Развивать умение чередовать повышение и понижение голоса в зависимости от смысла фразы (вопрос, утверждение, восклицание), умение произносить слова мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, чётко артикулируя каждый звук, совершенствовать темп и ритм речи(учить двигаться в заданном темпе, сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе, проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме), развивать координацию речи с движением.

Рекомендации:

  • Произносить слова мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, чётко артикулируя каждый звук;

  • Тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется;

  • Начинать проговаривать первую строку ровно, спокойно, отчётливо, без особого напряжения и резкости;

  • В конце строки делать паузу для добора воздуха и снова на том же среднем тоне читать вторую строку, затем добор воздуха и т.д.;

  • Каждую строку стихотворения читать на выдохе, создавая при этом опору звуку.



Рекомендации по проведению комплексов:


Занятие по комплексам можно проводить как в утренние часы, так и во вторую половину дня, желательно до принятия пищи или по прошествии времени после, т.к. в комплексы включены подвижные игры. Занятия можно сопровождать спокойной музыкой, обстановка в группе также должна быть спокойная, с минимумом посторонних шумов.














Комплекс №1.


Пособия: свеча, резиновый мяч /большой /.


1. Расслабляющие движения: помахать руками, как птички крылышками.

Помахать руками, как при прощании.


2. Дыхательные упражнения: детям, стоящим в кругу предлагается потушить свечу. Для этого они должны сначала спокойно вдохнуть через нос / не поднимая плечи и не закидывая голову назад /, потом медленно и спокойно выдыхать воздух на свечу через рот, произнося длительно, пока есть воздух в легких, шепотный звук ффффф….


3. Голосовые упражнения: звукоподражание паровозному гудку – ууууууууууу.

Звукоподражание вою волка – уууууууууууу…. Воспитатель следит за правильностью артикуляции звука у.


4. Речевые упражнения на совершенствование темпа и ритма речи

а) «Слово на ножке». Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счёт, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг – слог. (1-5 комплекс)

А-У-А-У-А-У

АП-АП-АП-АП

ПА-ПА-ПА-ПА

ТА-ТА-ТА-ТА





























Комплекс №2.


Пособия: свеча

1. Упражнение «Игра с песком». Вобрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками!). Повторить игру с песком 2 – 3 раза.


2. На выдох подуть на указательный палец руки / тушение свечи /.


3. Артикуляция звука « А».


Дети становятся в две шеренги друг пред другом. Одна шеренга громко произносит звук А, другая эхом чуть слышно отзывается. Повторить 2-3 раза. Затем меняются в задании.

Игру « Эхо» проделать со звуком « У».


4. Речевые упражнения на совершенствование темпа и ритма речи

«Слово на ножке». Ходьба на месте или по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счёт, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг – слог. (1-5 комплекс)

Ы-И-Ы-И-Ы-И

ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

ИП-ИП-ИП-ИП

ТИ-ТЫ-ТИ-ТЫ





























Комплекс №3.


Пособия: кусочек ватки, предметное лото.


1. Начинаем занятие с повторения и закрепления предыдущих упражнений / №1/. Круговое вращение расслабленными кистями рук перед собой.


2. Дыхательные упражнения. «Сдуй ватку»– у каждого ребенка на ладони маленький кусочек ватки. Дети, держа ладонь на уровне рта, делают вдох (губы в улыбке, рот слегка приоткрыт, плечи не поднимают), на выдохе сдувают ватку (губы трубочкой, щеки не раздувают). Затем проверяют, у кого она улетела дальше.


3. Игра «Эхо» - дети звукоподражают ауканью «АУ», затем звукоподражание предыдущих занятий.


4. Речевые упражнения на совершенствование темпа и ритма речи. «Слово на ножке».

Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счёт, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг – слог. (1-5 комплекс)


Шла Саша по шоссе и сосала сушку


5. Воспитание спокойного темпа речи при произношении короткого предложения, используя игру – лото. Здесь можно использовать любое предметное лото. Дети берут картинки и называют, что изображено на картинке: «У меня солнышко».




























Комплекс №4.


Пособия: цветок


1. Релаксация «Цветы»:

Тянулся к солнышку цветок, (дети тянутся с руками вверх)

Грея каждый лепесток. (поворачивают ладошки в разные стороны)

Солнце закатилось (руки ч/з стороны вниз)

И цветы закрылись. (дети приседают на корточки, опустив голову на колени, обняв колени руками)


2. Дыхательные упражнения. При вдохе понюхать цветок. На выдохе произнести: «Ах!»


3. Игра «Эхо» со звуками: а, у, ау. Затем звукоподражание плачу ребенка – уа.

4. «Слово на ножке».Речевые упражнения на совершенствование темпа и ритма речи.

а) Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счёт, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг – слог. (1-5 комплекс)

ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, …

б) «Слово на ладошке». Произношение стиха под хлопки на каждое слово, сначала хором, а затем индивидуально:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим!

Следить за тем, чтобы дети делали паузы в конце строки.


























Комплекс №5.


1. Упражнение «Ива - тополь». Дети идут по кругу. На один хлопок – дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На два хлопка – становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад).


2.На выдох подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай.

Повторить дыхательные упражнения предыдущих занятий.


3.Звукоподражание жужжанию пчел, жука – жжжжжж…… Объяснить детям, что положение губ, зубов и струи воздуха такое же, что и при звуке.


4. Речевые упражнения на совершенствование темпа и ритма речи

а) «Слово на ножке». Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счёт, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг – слог. (1-5 комплекс)

ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА, …

б) «Слово на ладошке». Чтение стиха под хлопки хором, затем по одному:

  • Ой, ду-ду, ой, ду-ду, потерял пастух дуду.

































Комплекс №6


Пособия: мяч, предметное лото.


1.Встряхнуть расслабленными кистями рук, имитируя брызгание водой.


2.На выдох подуть на пригоршни рук, имитируя раздувание огня.


3.Повторение ранее изученных звукоподражаний. Звукоподражание комару, мухе – ззззззз……


4. Произношение считалки /дети стоят в кругу/, отхлопывая ритм.

  • Раз, два, - синева!

  • Три, четыре, - солнце в мире!

  • Пять, шесть, - речка есть!

  • Семь, восемь – майки сбросим!

  • Девять, десять, - загораем целый месяц!!!

5. Скажи весело, грустно, удивлённо, испуганно,

































Комплекс №7


Пособия: игра «Чудесный мешочек», тонкий резиновый шар


1. Релаксация.

Осень наступила (ноги на ширине плеч, покачивание из стороны в сторону)

Бабочки пропали (взмахи руками вверх-вниз)

Солнце светит реже (поглаживание себя двумя руками от головы до ног)

Дни короче стали. (сесть на корточки, обхватив колени руками, опустив голову на колени)



2. Упр. на дыхание.

Подуем на плечо, (дети дуют на правое плечо)

Подуем на другое. (дуют на левое плечо)

Нас солнце горячо пекло дневной порою. (поднимают руки вверх)

Подуем мы на грудь и грудь свою остудим. (дуют на грудь)

Подуем мы на облака (дуют на потолок)

И остановимся пока.


3. Повторение голосовых упражнений. Звукоподражание сдувающемуся шарику –

ссссссс……


4. «Скажи тихо-громко»

Скажи погромче слово «гром » -

Грохочет слово, словно гром.

(говорят громко)

Скажи потише: «Шесть мышат» -

И сразу мыши зашуршат.


5. Игра «Чудесный мешочек». Дети рассказывают, что они достали из мешочка распространенным предложением: « У меня красный шарик»





















Комплекс №8.



Пособия: веточка, мяч, игра «Загадки», контурные картинки.


1. Расслабленное падение головы. Медленное, плавное движение рук по кругу вперед и назад «Мельница».


2. На вдохе понюхать веточку березки. Приподняться на носки и на вдохе понюхать веточку, выдох – опуститься на полную стопу.


3. Повторить ранее изученные звукоподражания в игре «Эхо». Звукоподражание вою ветра – ввввввв……


4. Чтение стиха с мячом:

  • Друг веселый, мячик мой, всюду, всюду ты со мной.

  • Раз, два, три, четыре, пять, хорошо с тобой играть!


5. Игра «Загадки». Воспитатель показывает детям картинки, на обратной стороне имеется текст загадки. Если дети не знают загадки, то воспитатель читает ее, затем медленно и спокойно дети по одному повторяют текст загадки. Загадки:

- Красные лапки щиплют за пятки.

- Стоит Антошка на одной ножке






























Комплекс №9.


Пособия: мяч, разноцветные картинки.


1. Релаксация.

Здравствуй солнце золотое! (прямые руки поднять вверх)

Здравствуй небо голубое! (помахать кистями рук небу)

Здравствуй легкий ветерок! (вдох, длительный выдох)

Здравствуй солнечный денек! (разведение рук в стороны)

2. Выдох на « ушибленное место». Вдохнув через нос, дети дуют через рот (губы трубочкой).


3.Звукоподражание крику гусей – га-га-га. Повторение ранее изученных звукоподражаний.


4. Подвижная игра. Дети стоят в кругу и выполняют движения согласно текста:

  • Мы топаем ногами топ-топ-топ.

  • Мы хлопаем руками хлоп-хлоп-хлоп.

  • Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем.

  • Мы руки подаем и бегом кругом.


5. Произношение предложений в 5 слов, используя предметы и предметные картинки.





























Комплекс №10.


Пособия: надушенный носовой платочек, мяч, игра «Детское домино».


1. Упражнение «Пылинки». Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос, пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол на корточки (расслабленная поза). Пылесос собирает пылинки: кого он коснеет, встает и уходит в сторону.


2.На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести «Хорошо».

Это слово произнести так же медленно, как и вдох.


3.Звукоподражание кукушке – ку- ку- ку… Произнести сначала хором, потом индивидуально. Дети должны произнести 2-3 звукоподражания на один выдох.


4. Воспитание спокойного темпа речи.

а) Произношение стихов с мячом:

  • Скоком – боком, боком – скоком,

  • Скачет галка мимо окон.

б) Подвижная игра. Дети сидят на корточках в кругу, хором произносят текст речи. На слова: «Стук, стук молотком…» - дети стучат об пол кулачками. На слова: «Строим, строим новый дом» - встают, поднимают руки, соединяют их в центре, как бы образуя «дом».

  • Стук, стук молотком. Строим, строим новый дом.


5. Воспитание спокойного темпа речи. Игра «Домино» - ребёнок должен произнести спокойно и выразительно о том, какую картинку он поставил. Например: «Я ставлю елочку и флажок»






















Комплекс №11.



Пособия: пузырек на каждого ребенка, игра «Где растет?»


1. Упражнение на релаксацию «Солнышко и тучка». Солнышко зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторять 2 – 3 раза.


2.Дети держат пузырек у носа. Вдыхают и выдыхают воздух. При длительном выдохе в пузырьке образуется шум – это означает, что дети полностью берут вдох.


3.Повторить все голосовые упражнения в игре «Чей дом?».


4.Заучивание стиха, выполняя движение согласно текста:

  • Моем шею, моем уши, вытираем посуше,

  • Не спеша, не спеша.

  • Чистота всего дороже, мы и зубы чистим тоже.

  • Порошком, порошком.

Дети произносят сначала хором, затем по одному.


5. Воспитание спокойного темпа речи:

Игра «Где растет?». Если нет специального лото, можно использовать предметные картинки с изображением плодов. Дети по очереди берут картинки и говорят - Что, где растет, например: «Груша растет на грушевом дереве».



























Комплекс №12.


Пособия: яблоко


1.Погрозить друг другу указательным пальцем. Дети стоят в кругу, лицом друг к другу, попарно, и грозят пальцем. На сигнал: «Раз, два, три!» - дети поворачиваются друг к другу спиной, и в новой паре выполняют это же движение. Затем движения выполняются по сигналу одного из детей.


2.На вдох понюхать яблоко, на выдохе произнести: «Очень душистое яблоко».


3.Звукоподражанье мяуканью котенка. Повторить звукоподражанье вороны, коровы, мышки и т.д..


4.Воспитание спокойного темпа речи:

Произношение считалки, дети стоят по кругу, считает сначала воспитатель, потом дети:

  • Петушок, петушок, покажи свой гребешок!

  • Гребешок горит огнем, сколько перышек на нем?

  • Раз, два, три, четыре, пять!

  • Невозможно сосчитать!
































Комплекс №13.


Пособия: мандарин или апельсин, короткие стишки с картинками.


1. Этюд «Потянулись - сломались»(по В.Баскакову). Исходное положение стоя, руки и все устремлено вверх, пятки от пола не отрывать. Воспитатель говорит: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол (сели на корточки)…лежим (сидим), отдыхаем, хорошо».

Упражнение повторяется несколько раз.


2.На вдох понюхать апельсин /мандарин/, на выдохе сказать: «Хорошо пахнет».


3.Повторение всех заученных звукоподражаний в игре «Прогулка в лес» - воспитатель ведет рассказ, а дети произносят нужное звукоподражание.

Однажды летом пошли в лес гулять дети. Недалеко от леса проходила железная дорога. Мимо детей быстро – быстро промчался поезд и дал гудок.

- Миша, скажи, как гудит паровоз?

  • Миша: « у-у-у-у-у..»

Затем по дороге в лес дети увидели большой пруд, а в пруду были гуси. Гуси увидели детей и стали громко кричать.

  • Как кричат гуси? - Га-га-га-га…

Испугались дети и скорей побежали в лес. А в лесу было тихо – тихо, только слышно, как шумят верхушки деревьев.

Как шумят деревья? – ш-ш-ш-ш-ш-ш…Дети выбрали хорошую полянку и сели отдохнуть с дороги. Вдруг у Жени над ухом зазвенел комар тоненьким голоском.

Как звенит комар? – з-з-з-з-з-з-з-…

А Лена увидела, как на цветок прилетела пчела, она ползла по цветку и жужжала.

  • Как жужжит пчела? – ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж…..

А вскоре вдали закуковала кукушка.

  • Как кукует кукушка? – ку-ку-ку-ку-ку-ку….

Дети долго слушали кукушку, отдохнули и пошли искать грибы. Дети боялись отстать друг от друга в лесу и поэтому аукались.

  • Как аукали дети? – ау-ау-ау-ау….

Дети до самого обеда гуляли в лесу, а потом пошли домой.
















Комплекс №14.


Пособия: игра «Где растет?», флажки мяч.



1. Упражнение «Надувная кукла». Воспитатель разбивает детей на пары. Один – надувная кукла, из которой выпущен воздух, сидит на корточках в расслабленном виде (или лежит на полу). Другой – накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она надута. Затем куклу сдувают, несильно нажав ей на живот, воздух постепенно выходит из нее со звуком «с-с-с», она опять опадает. Затем дети меняются ролями. Воспитатель следит, как упражнение выполняется детьми.


2.Речевые упражнения на координацию слова с движением:

игра с флажками, сначала по сигналу воспитателя, затем – ребенка:

  • Руки шире разведи, а потом опять сведи. Раз, два, три!


3.Воспитание спокойного темпа речи:

Дидактическая игра «Где растет?». Дети должны отвечать примерно так:

  • «У меня гриб, он растет в лесу».

































Комплекс №15.

Пособия: игра "Весёлые музыканты".


I.Расслабляющие, дыхательные упражнения.

Здравствуй солнце золотое! (прямые руки поднять вверх)

Здравствуй небо голубое! (помахать кистями рук небу)

Здравствуй легкий ветерок! (вдох, длительный выдох)

Здравствуй солнечный денек! (разведение рук в стороны)

2.Игра. Дети стоят в кругу, на начало стиха стоят на одной ноге до конца.

Очень трудно так стоять.

Руки в стороны держать.

И не падать, не качаться,

Друг за дружку не держаться.

З. Игра «Весёлые музыканты" - дети по очереди берут из стопки картинки и рассказывают содержание, например: "У меня на картинке кошка. Она играет на балалайке».















Комплекс №16.

Пособия: любое предметное лото

1.Расслабляющие движения. «Тряпичная кукла и солдат». Встать свободно, Полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат.(10 секунд) Потом наклониться вперёд и расставить руки, чтобы они болтались как тряпки, слегка согнуть колени и почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. (10 секунд) Выполнить упр. несколько раз.

2. Дыхательное упр. «Китайский болванчик».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе чётко произнести:

БА-БО-БЭ

Принять и.п., медленно наклонить голову, соприкоснувшись подбородком с грудью, на выдохе произнести:

НА-НО-НЭ

Принять и.п., вдохнуть и, наклонив голову вправо, на выдохе произнести:

КА-КО-КЭ.

3.Речевые упражнения на координацию слова с движением.
Игра " Цапля".При проведении игры надо следитъ, чтобы ребёнок отправляясь за пирожками в противоположный угол комнаты, прыгал на одной ноге, возвращался, прыгая на другой ноге, что необходимо для развития моторики обеих ног.

Один из детей:- Цапля, цапля, пусти в уголок!

Цапля:- Поскачи на ножке вон по той дорожке. Принеси пирожок, пущу в

уголок.

4. Воспитание спокойного темпа речи при произношении короткого предложения, используя игру – лото. Здесь можно использовать любое предметное лото. Дети берут картинки и называют, что изображено на картинке: «У меня солнышко».





















Комплекс №17.


Пособия: мяч, картинки.

1. Упражнение «Танец огня». Дети тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. «Костер» ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и «костер» распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. «Искорки» светятся радостью и добром (улыбаются друг другу).


2.

а) Подвижная игра. Дети стоят в кругу. На сигнал воспитателя "Вверх", подкидывают мяч вверх, на сигнал "Вниз",- отбивают мяч об пол, "вправо"-подбрасывают, развернувшись вправо, "влево" - влево, "назад" - перебрасывают через голову, "вперёд" - подбрасывают мяч вперёд.


б) Подвижная игра"Синички".

Кто-нибудь из детей выбирается синичкой и садится на взрослый стул. Дети спрашивают хором,"синичка"отвечает выразительно:

Дети: Ты, синичка, где была? Ты,синичка,где жила? "

Синичка: Все летала по полям! Все сидела по кустам!


3. Словесная игра на грамматический строй речи «Продолжи фразу».

Воспитатель начинает предложение, ребенок заканчивает.












Комплекс №18.



I.Расслабляющее упр. «Шалтай-Болтай». Поворачивать туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить тело вниз.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.


2. Дыхательное упр. «Пых»

Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.

3. Голосовые упражнения.

Произнесите сочетание гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете «страшную» сказку.

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.


4. Инсценировка "Старый лесник":

  • Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!

  • Дедушка, найди мне беленький грибок!

  • Ты хотел мне нынче сказку рассказать!

  • Посулил ты, дедушка, белку мне поймать,

"Старый лесник":

- Ладно, ладно, детки, дайте только срок!

Будет вам и белка, будет и свисток!














Комплекс №19.


1. Упражнение «Огонь - лед». По команде воспитателя «Огонь!» - стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела.

По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Воспитатель несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

2.Подвижная игра "Пень,ёлка,сноп".По сигналу воспитателя "пень" - дети приседают,"Елка"- руки в стороны,"сноп"- руки над головой»

З. Проговаривание диалога "Куда, Миша, едешь?":

-Куда, Миша, едешь? Куда погоняешь?

-Сено косить.

-На что тебе сено косить?

-Коров кормить!

-На что тебе коровы?

-Молоко доить!

-На что тебе молоко?

-Деток кормить!

4. Воспитание спокойного темпа речи, развитие чувства ритма при произношении стихотворений:

  • Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?

  • Я привез цветные книжки, пусть читают ребятишки.

  • Я привез карандаши, пусть рисуют малыши!

(дети проговаривают слова считалки, притопывая правой-левой ногой на каждое слово)

















Комплекс №20.


1. Этюд «Потянулись - сломались»(по В.Баскакову). Исходное положение стоя, руки и все устремлено вверх, пятки от пола не отрывать. Воспитатель говорит: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол (сели на корточки)…лежим (сидим), отдыхаем, хорошо».

Упражнение повторяется несколько раз.


2. Подвижная игра «Плетень» - дети стоят в кругу и первые 4 строчки

произносят под хлопки, затем приседают на корточки и произносят слова по ролям, вставая (так все дети по очереди встают)

Тень-тень, потетень. Выше дерева плетень!

Сели звери на плетень, похвалялися весь день.

Похвалялися ежи:-у нас шубы хороши!

Похвалялася лиса:- всему лесу я краса!

Похвалялся зайка: - ну-ка, догоняй-ка!

Похвалялся медведь: - могу песни я петь!

Похвалялась коза: - все вам выколю глаза!


3. Подвижная игра с мячом на слоговую структуру слова.

Дети стоят в кругу, мяч у воспитателя. Четко назвать имя ребенка и бросить ему мяч. Например: Ка-тя. Ребенок, поймавший мяч, делает тоже самое. Имя ребенка дети выбирают по желанию.












Комплекс №21.

Пособия: пособие «чашечка с чаем», картинки для рассказывания.

1. Упражнение «Танец морских волн». Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Воспитатель– «ветер» - включает спокойную музыку и дирижирует «волнами». При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки – вторые. Море может быть спокойным, когда рука на уровне груди.

«Волны» могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать; еще сложнее, когда «волны» перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.


2. Упражнение на дыхание. Ребенок делает вдох, соблюдая правила, на выдохе проговаривает фразу:

- Ах, какой чай!

- Ах, какой ароматный чай!

- Ах какой ароматный, вкусный чай!

- Ах, какой ароматный, вкусный, горячий чай!


З. «Расскажи стихи с настроением». По картинкам дети вспоминают и читают знакомые стихи с разным настроением, передавая его мимикой и интонацией.


















Комплекс №22.


1. Игра «Напряжение - расслабление». Дети садятся на пол (или приседают на корточки), сгибают ноги в коленях, руками обнимают колени, подбородок прижимают к коленям – напряжение. Расслабление – свободная поза.

2. Упражнение на дыхание. Ребенок делает вдох, нюхая цветок, соблюдая правила, на выдохе проговаривает фразу:

- Ах, какой цветок!

- Ах, какой красивый цветок!

- Ах, какой красивый, ароматный цветок!


3. Голосовые упражнения.

Произнести междометие «о» с разной интонацией: удивлённо, радостно, испуганно, сердито, грустно.

4. Речевое упр.

Предлагаемый текст разыграть, как маленький сценический диалог, используя средства интонационной выразительности.

Сказала тётя:

- Фи, футбол! (спренебрежением)

Сказала мама:

- Фу, футбол! (с отвращением)

Сестра сказала:

-Ну, футбол! (разочарованно)

А я ответил:

- Во, футбол! (восторженно)











Комплекс №23.


Пособии: игра "Веселые музыканты".

1. Расслабляющие, Дети стоят в кругу.

По сигналу "Аисты" - дети становятся на одну ногу. По сигналу "Бабочки"

- машут плавно руками,"Лягушки" - приседают на корточки.
Повторить игру "Цапля, пусти в уголок!"

2. Упражнение на дыхание «Надуем шарик».

Вдох, на выдох руки разводим в стороны. Постепенно на каждый вдох-выдох, руки разводим широко.Затем вдох, а на выдох шарик спускается со звуком ссссс, руки сводим.

3. Речевые упражнения на совершенствование темпа и ритма речи . «Слово на ладошке и на ножке» (чередуя)

Машина

Класс! Машину я веду
На электрическом ходу.
Батарейки, проводочки -
Так и скачет через кочки.
Рад машине несказанно,
Не расстался с ней и в ванной.
Кабы знать мне, что вода
Очень вредная среда.
От езды такой подводной
Стала вдруг совсем негодной,
И теперь обречена
На ручной режим она.
Е. Стеквашова
























VIII Конкурс – фестиваль методических разработок, направленных
на развитие и совершенствование образовательных практик»

















Методическая разработка


на тему:


Комплексы на формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.
















Разработала: Комлева Юлия Павловна воспитатель I кв. категории

Адрес: г.Северск, ул.Горького 37-103, д.т. (83823) 77-52-65, сот 8-909-538-53-62

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида №27, г Северск








2012г



Приложение 6

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №27









Методическая разработка


на тему:


Комплексы на формирование

просодических

компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.




Разработала: Комлева Юлия Павловна

воспитатель I кв. категории




























Г. Северск

2009