Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Бижбуляк
муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО «___»_08____2017г Протокол №_1____ ______/ Р.Р.Аюпова Руководитель ШМО | Согласовано заместитель директора ______/А.М.Зарипова «____»________2017г | Утверждаю директор __________/О.В.Идрисова МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк Приказ №_____ «___»____2017г. |
Рабочая программа
по родной (русской) литературе
для 7 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Уровень обучения-базовый
Составитель: учитель русского языка и литературы
Колпакова Марина Георгиевна
Бижбуляк-2017
Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных - правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577).
2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Учебного плана МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
5. Локальных актов МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.
6. Примерной и авторской программы основного общего образования по литературе под ред. Коровиной В.Я. – М. Просвещение, 2014 г. Реализация данной программы осуществляется с помощью учебного пособия «Читаем, думаем, спорим» автор В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – Москва «Просвещение», 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средст-вами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета.
7 класс.
Введение (1 час).
Поговорим о книге, писателе, читателе. Труд писателя.
Устное народное творчество (1 час).
Былины, пословицы и поговорки. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».
Древнерусская литература (1 час).
О пользе книг. «Поучение» Владимира Мономаха. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». «Наставление тверского епископа Семена».
Из литературы XVIII века (1 час).
М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». В. Ходасевич «Державин» (Отрывок).
Из литературы XIХ века (6 часов).
А. С. Пушкин. Ю. Тынянов. «Пушкин» (Отрывок) Ю.М. Лотман «Александр Сергеевич Пушкин». «Полтава» (Отрывки). Вопросы, задания, кроссворды.
И.С. Тургенев. Высказывания литературоведов, вопросы, задания, упражнения, сопоставления, кроссворды. Поразмышляем над прочитанным. «Бирюк».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Вопросы, задания, упражнения, сопоставления, кроссворды, иллюстрации. «Дикий помещик».
А.П. Чехов. Высказывания литературоведов, вопросы, задания. «Размазня».
А. Куприн. «Извощик Петр».
Из литературы XХ века (3 часа).
М. Горький. Вопросы, задания, упражнения, сопоставления, иллюстрации, кроссворды.
Произведения о Великой отечественной войне.
Прозаические произведения (1 час).
Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади»
Драматические произведения (1 час).
А.В. Вампилов. «Свидание» (Сценка из нерыцарских времен).
Из зарубежной литературы (2 часа).
Вопросы, задания, кроссворды.
Р. Брэдбери. «Звук бегущих ног».
Дж. Олдридж. «Отец и сын». (По повести «Последний дюйм»).
Содержание практической деятельности
(контрольно-измерительный материал).
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
подготовка рефератов, докладов;
индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Учебно-тематический план по родной (русской) литературе.
7 класс.
№ | Наименование разделов и тем. | Количество часов | Уроки развития речи | Контр. работы |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Устное народное творчество | 1 | | |
3 | Древнерусская литература | 1 | | |
4 | Литература 18 века | 1 | | |
5 | Литература 19 века | 5 | | 1 |
6 | Из литературы 20 века | 1 | 1 | |
7 | Произведения о ВОВ. Прозаические произведения | 1 | | |
8 | Драматические произведения | 1 | | |
9 | Из зарубежной литературы | 2 | | 1 |
| | | | |
| Итого | 14 ч. | 3ч. |
Количес-тво часов в год | Количество часов по четвертям | Уроки развития речи, контрольные работы |
I | II | III | IV | I | II | III | IV | Год |
17 | 4 | 4 | 5 | 4 |
| 1 | 1 | 1 (итого-вый тест) |
Итого:3 |
Календарно-тематическое планирование.
7 класс.
Составитель: Колпакова М.Г., учитель русского языка и литературы.
Из федерального компонента на учебный предмет «Родная (русская) литература» отведено 0,5 часа, за учебный год составляет 17 часов.
«Читаем, думаем, спорим»: дидактические материалы по литературе. 7 класс.
В.П. Полухина. – М. Просвещение, 2017 г.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррек- ция |
По плану | Факт | |
I четверть |
Введение (1ч.) |
1 | Поговорим о книге, писателе, читателе. Труд писателя. | 1 | 16.09 | | |
Устное народное творчество (1 ч.) |
2 | Былины, пословицы и поговорки. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Анализ произведения. | | 30.09 | | |
Древнерусская литература (1ч.) |
3 | О пользе книг. «Поучение» Владимира Мономаха». «Повесть о Петре и Февронии Муромских». «Наставление тверского епископа Семена». | 1 | 14.10 |
| |
Из литературы XVIII века (1ч.) |
4 | Слово о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Стихотворение «Властителям и судиям». В. Ходасевич «Державин» (Отрывок). | 1 | 28.10 | | |
2четверть |
Из литературы XIХ века (5ч.+1ч.) |
5 | Роман «Пушкин» (отрывок) Ю. Тынянова. Ю.М. Лотман «Александр Сергеевич Пушкин». Идея поэмы «Полтава» А.С. Пушкина. | 1 | 18.11 |
| |
6 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Тема и характеристика героев сатирической сказки «Дикий помещик». | 1 | 02.12 | | |
7 К | Контрольная работа №1 (тест). | 1 | 16.12 | | |
8 | Анализ контрольной работы №1 (тест). | 1 | 30.12 | | |
3 четверть |
9 | А.П. Чехов. «Смех и слёзы» в рассказе А.П. Чехова «Размазня» «Размазня». | 1 | 27.01 | | |
10 | А. Куприн. Особенности рассказа «Извощик Петр». | 1 | 10.02 | | |
Из литературы XХ века (1ч.+1ч.) |
11 | М. Горький. Особенности построения повести «Детство». Характеристика героев. | 1 | 24.02 | | |
12 РР | Подготовка к сочинению-размышлению по повести М.Горького «Детство». | 1 | 10.03 | | |
Произведения о Великой отечественной войне. Прозаические произведения (1ч.) |
13 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Основная идея произведения. | | 24.03 | | |
4 четверть |
Драматические произведения (1ч.) |
14 | Слово А.В. Вампилове. «Дар чувствовать, понимать…» по пьесе «Свидание». | 1 | 14.04 | | |
Из зарубежной литературы (2ч.+1ч) |
15 | Р. Брэдбери. Особенности рассказа «Звук бегущих ног». Своеобразное решение проблемы отцов и детей по повести Дж. Олдриджа «Последний дюйм». | 1 | 28.04 | | |
16 | Итоговая контрольная работа №2 (тест) | 1 | 12.05 | | |
17К | Анализ итоговой контрольной работы №2 (тест). Задание на лето. | 1 | 26.05 | | |
Учебно-методическое обеспечение
предмета «Родная (русская) литература» в 7 классе
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
Для учащихся
1. Учебное пособие «Читаем, думаем, спорим» автор В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - Москва «Просвещение», 2014.
2. Коровина В. Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014 г.
3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Е. Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.
4. Тимофеев Л. И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
Для учителя
1. Коровина В. Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
2. Учебное пособие «Читаем, думаем, спорим» автор В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - Москва «Просвещение», 2014.
3. Аникина СМ., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2011.
4.Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2003.
5. Коровина В. Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
6. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2010.
7. Башкирия в русской литературе. В 6 томах / Предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М.Г. Рахимкулова. – Уфа: Китап, 1989-2001.
Таблицы
Теория литературы
Роды литературы
Художественные системы в литературе
Классицизм. Сентиментализм
Романтизм. Модернизм
Реализм как литературное направление
Темы и мотивы в литературе
Жанры лирики
Жанры лирики
Рифма
Принципы ритмической организации стихотворений
Строфа
Виды строф в лирике
Виды строф в лирике
Твёрдые стихотворные рифмы
стихосложение
Лирический герой
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.
Электронные пособия
Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
Русская литература от Нестора до Маяковского.
Русская поэзия XVII-XX веков.
Хрестоматия по русской литературе.
Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
Мудрые мысли и изречения. Том 3.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
А.Грин “Алые паруса”.
А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
А.П.Чехов. Рассказы.
Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.
Материально-техническое оснащение
1. Презентации по всему курсу литературы.
2. Таблицы по литературе.
3. Электронный учебник для 7 класса.
4. Электронное поурочное планирование.
5. Карточки для индивидуальной работы.
6. Дидактический раздаточный материал.
7. Портреты писателей.
9. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).
10. Компьютер.
11. Проектор.
12.Экран
0