СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» Протокол № _____ от ___________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» ________________ Борлакова Р.Т.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» _______________ Байкулова А.М. Приказ от ----- № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Подготовка к ЕГЭ.Русский язык»
для 10 класса
на 2019 - 2020 учебный год.
Ступень третья
34 часа за учебный год
Составитель: Шхамузова Альбина Тахировна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Усть-Джегута
2019 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС СОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413)
2. Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ «Гимназия №4 г.Усть - Джегуты» (ООП СОО) (утверждена приказом от 31.08.2017 пр. № 440.
3. «О внесении изменений в ООП ООО» (утверждена приказом от 30.08.2019г. приказ № 497.
4. Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от 29.08.2019 №379).
5.Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. – 10-11 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2019 – 2020 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от 31.03.2014г. №253.
Состав УМК
1. | Автор учебника | Название учебника | Издательство | Год издания |
И.П.Цыбулько
| Практикум по русскому языку. ЕГЭ | Просвещение | 2017 |
2. Уровень реализуемой рабочей программы по русскому языку в 10 классе соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования в полном объёме
Цель – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
Данная программа учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку программа обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание программы опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем программа даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Главная особенность единого государственного экзамена состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому обучающемуся предстоит выполнить задания по всем основным разделам школьного курса.
Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку обучающихся по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют:
Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);
Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
Орфографическую и пунктуационную грамотность;
Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
Умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).
Курс способствует психологической адаптации обучающихся на экзамене.
Позволяет обучающимся легко ориентироваться в тестовой работе
Подготавливает к написанию сочинения-рассуждения.
Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и обучающимся неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
3.Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
основные особенности функциональных стилей;
уметь:
оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
4. Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
5.В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения
Содержание учебного предмета «Подготовка к ЕГЭ.Русский язык» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Содержание учебного предмета «Подготовка к ЕГЭ.Русский язык» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые приоритетные элементы программы развития смыслового чтения:
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
6. В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы осуществляется через следующие виды контроля:
Входной контроль – для определения уровня подготовки обучаемых и дифференциации заданий для самостоятельной работы.
Промежуточный контроль (после каждой темы) – для выявления уровня усвоения программы и познавательной мотивации.
Итоговый контроль проводится через оценку самостоятельной деятельности.
Методы контроля:
- решение тестовых задач,
- составление тестовых задач,
- тесты,
-составление опорных конспектов,
-представление слайд-презентации ответа, сообщений.
-самопроверка:
-усвоение идей, понятий курса (ведение «Листа самопроверки» по позициям «знаю», «имею представление», «не знаю»),
-решение тестов на сайтах Интернета(сайт Захарьиной, «Капканы ЕГЭ»),
- активность: уровень выполнения самостоятельных заданий, участие в ситуативном диалоге (умение задавать вопросы) и др.
7.Формы изучения программы: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
8. Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
9. Описание места учебного предмета в учебном плане в 10 классе
Программа рассчитана на 2 года обучения: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю).
10. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» на ступени обучения.
Личностные результаты | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; |
Метапредметные результаты | 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные результаты | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; |
Предметные результаты освоения учебного предмета «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык» в 10 классе отражены в календарно-тематическом планировании.
Приложение.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
11.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 класс (34 часа)
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы (2 ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы (9 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (13 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11 класс (34 часа)
Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (4 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (6 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста..
Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция (4 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.
12.Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов | теоретич. часть | практич. часть |
| 10 класс |
|
|
|
1 | Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ | 2 | 1 | 1 |
2 | Литературный язык. Языковые нормы. | 1 | 1 | - |
3 | Орфоэпические нормы русского языка | 1 | - | 1 |
4 | Лексические нормы | 3 | 1 | 2 |
5 | Грамматические нормы | 3 | 1 | 2 |
6 | Словообразовательные нормы | 2 | 1 | 1 |
7 | Морфологические нормы. | 9 | 2 | 7 |
8 | Синтаксические нормы и пунктуация | 13 | 2 | 11 |
| Всего в 10 классе | 34 | 9 | 25 |
| 11 класс |
|
|
|
1 | Орфографические нормы | 7 | 3 | 4 |
2 | Пунктуационные нормы | 4 | 1 | 3 |
3 | Текст | 3 | 1 | 2 |
4 | Функционально-смысловые типы речи | 5 | 1 | 4 |
5 | Функциональные стили речи | 6 | 1 | 5 |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка | 3 | 1 | 2 |
7 | Коммуникативная компетенция. | 5 | 2 | 3 |
| Всего в 11 классе | 34 | 7 | 27 |
| Итого | 68 | 16 | 52 |
13. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО предмету : Подготовка к ЕГЭ.
Русский язык.10 КЛАСС.
№ урока | Дата
| Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | |
План
| Факт
| ||||
Раздел 1.Введение (2 часа)
| |||||
1 |
|
| Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
2 |
|
| Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 2.Языковые нормы(1 час) | |||||
3 |
|
| Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 3.Орфоэпические нормы(1 час) | |||||
4 |
|
| Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 4.Лексические нормы (3 часа) | |||||
5 |
|
| Лексическое многообразие лексики русского языка. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
6 |
|
| Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
7 |
|
| Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 5.Грамматические нормы (3 часа) | |||||
8 |
|
| Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
9 |
|
| Грамматические ошибки и их предупреждение. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
10 |
|
| Контрольная работа в формате ЕГЭ «Грамматические нормы языка» | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 6.Словообразовательные нормы (2 часа) | |||||
11 |
|
| Анализ к\р.Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
12 |
|
| Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 7.Морфологические нормы (9 часов) | |||||
13 |
|
| Морфологические нормы. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
14 |
|
| Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
15 |
|
| .Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
16 |
|
| Самостоятельные части речи.Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
17 |
|
| Служебные части речи. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
18 |
|
| Междометия. Звукоподражательные слова. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
19 |
|
| Морфология. Средства связи предложений в тексте. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
20 |
|
| Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
21 |
|
| Контрольная работа в формате ЕГЭ «Морфологические нормы» | 1 |
|
Раздел 8.Синтаксические нормы(13 часов) | |||||
22 |
|
| Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
23 |
|
| Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
24 |
|
| Простые и сложные предложения. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
25 |
|
| Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
26 |
|
| Нормы согласования, управления. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
27 |
|
| Нормы примыкания. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
28 |
|
| Синтаксическая синонимия. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
29 |
|
| Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 |
|
30 |
|
| Анализ к\р.Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
31 |
|
| Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
32 |
|
| Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
33 |
|
| Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
34 |
|
| Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. | 1 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО предмету : Подготовка к ЕГЭ.
Русский язык.11 КЛАСС.
№ урока | Дата
| Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | |
План
| Факт
| ||||
Раздел 1. Орфографические нормы (7 часов)
| |||||
1 |
|
| Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
2 |
|
| Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
3 |
|
| Гласные и, ы после приставок. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
4 |
|
| Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
5 |
|
| –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
6 |
|
| Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
7 |
|
| Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 2. Пунктуационные нормы (4 часа)
| |||||
8 |
|
| Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
9 |
|
| Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах; | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
10 |
|
| Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
11 |
|
| Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 3.Текст (4 часа)
| |||||
12 |
|
| Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
13 |
|
| Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
14 |
|
| Основная и дополнительная информация микротекста. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
15 |
|
| Контрольная работа в формате ЕГЭ «Орфография и пунктуация» |
|
|
Раздел 4.Функционально-смысловые типы речи.(5 часов)
| |||||
16 |
|
| Анализ к\р.Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
17 |
|
| Повествование. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
18 |
|
| Описание. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
19 |
|
| Рассуждение. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
20 |
|
| Предупреждение ошибок при определении типов речи. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 5.Функциональные стили речи
| |||||
21 |
|
| Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
22 |
|
| Разговорный стиль речи. Его особенности. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
23 |
|
| Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
24 |
|
| Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
25 |
|
| Контрольная работа в формате ЕГЭ «Функционально-смысловые типы речи» | 1 |
|
26 |
|
| Анализ к\р.Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 6.Изобразительно-выразительные средства языка(3 часа)
| |||||
27
|
|
| Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
28 |
|
| Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
29 |
|
| Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
Раздел 7.Коммуникативная компетенция( 5 часов)
| |||||
30 |
|
| Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
31 |
|
| Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
32 |
|
| Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
33 |
|
| Анализ к\р.Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
34 |
|
| Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. | 1 | КИМ.Тренировочные упражнения по теме |
14.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным занятиям:
Основная литература:
Программа по русскому языку для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Автор А. И. Власенков. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2016. Рекомендовано МО РФ.
Учебники:
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы / Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. – М.: Просвещение, 2017. Рекомендовано МО РФ, 100 %.
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы под ред. Грекова В. Ф., Крючков С. Е., Чешко А. А. – М.: Просвещение, 2004, Рекомендовано МО РФ, 100 %.
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2015.
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов. – М.: ВАКО, 2015.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2015.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).
Дополнительная литература:
Макурина Л. В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС»,2000.
Войлова К. А., Канафьева А. В. Русский язык: Тесты. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2016.
И. Миломидова. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика. – М.: Рольф, 2016.
Сборник диктантов по орфографии и пунктуации.\ Брусенская Л. А., Гаврилова Г. Ф. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2017.
Л. А. Тростенцова, М. Х. Шхапацева. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Дрофа, 2016.
Печатные издания.
Для учащихся
Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 КЛ. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.
Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2016.
Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2015.
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2015.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2015.
Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2016.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2016.
Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2016.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2016.
Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2017.
Для учителя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2018.
Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2017.
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 2015.
Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 2016.
Смирнова л.г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2016.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д: «Феникс», 2017.
Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2017.
Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2017.
Единый государственный экзамен - 2016. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2016.
Мультимедийные пособия:
Интерактивное учебное пособие. Как правильно сказать по-русски?
Компьютерный тренажёр по русскому языку.
Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».
Репетитор. Тесты по пунктуации.
Репетитор. Тесты по орфографии.
Русский язык. 8-9 классы. Дидактический и раздаточный материал. Электронное пособие. Издательство «Учитель».
Справочник школьника. Русский язык. 5-11 классы.
Сборник лучших словарей русского языка.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Компьютерный тренажёр по русскому языку. Издательство «Равновесие».
Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (базовый).
Электронное пособие для учителей и школьников. Русский язык. Контрольные и проверочные работы.
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Параметры | Учебный период | |||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год | ||
Кол-во часов | % | |||||
Кол-во часов по программе |
|
|
|
|
|
|
Проведено фактически |
|
|
|
|
|
|
Разница в часах
|
|
|
|
|
|
|
Причины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
Выполнение программы
|
|
|
|
|
|
|
Дата выполнения
|
|
|
|
|
|
|
Подпись учителя
|
|
|
|
|
|
|
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет – Подготовка к ЕГЭ. Русский язык
Класс - 10
Учитель – Шхамузова Альбина Тахировна
2019 - 2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | Дано | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|