УМК-- Н.М. Шанский
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения |
| Первая четверть | план | факт | коррек тировка |
| Язык и человек. Общение устное и письменное. | | | |
| Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. | | | |
| Р/р. Стили речи | | | |
| $1 Звуки и буквы. Произношение и правописание. | | | |
| $1 Орфограмма. Место орфограмм в словах. | | | |
| Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | | | |
| Закрепление темы «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова». | | | |
| Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | | | |
| Правописание проверяемых согласных в корне слова. | | | |
| Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. | | | |
| Правописание букв И, У, А после шипящих | | | |
| Разделительные Ъ и Ь | | | |
| Раздельное написание предлогов с другими словами. | | | |
| Входная контрольная работа. | | | |
| Р/р. Что мы знаем о тексте. | | | |
| Р/р. Обучающее изложение (подробное, по плану) (По Г.А. Скребицкому, упр.66) | | | |
| Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. | | | |
| Раздельное написание НЕ с глаголами. | | | |
| ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | | | |
| Работа над ошибками. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. | | | |
| Р/р. Тема текста. | | | |
| Имя существительное: склонение, род, число, падеж. | | | |
| Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | | | |
| Р/р. Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». | | | |
| Местоимения 1,2,3 лица. | | | |
| Р/р. Основная мысль текста. | | | |
| Пунктуация как раздел науки о языке | | | |
| Основные синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст. | | | |
| Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. | | | |
| Закрепление темы «Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании | | | |
| Разбор словосочетания. | | | |
| Предложение. Простое предложение. | | | |
| Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. | | | |
| Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения. | | | |
| $ Члены предложения. Главные члены предложения. | | | |
| Подлежащее. | | | |
| Сказуемое. | | | |
| Тире между подлежащим и сказуемым. | | | |
| Нераспространённые и распространённые предложения. | | | |
| Второстепенные члены предложения. Дополнение. | | | |
| Вторая четверть | | | |
| Определение | | | |
| Обстоятельство. | | | |
| Предложения с однородными членами, связанными союзами. | | | |
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | | | |
| Обобщающие слова при однородных членах предложения. | | | |
| Обращение. Знаки препинания при обращении. | | | |
| Р/р. Письмо как одна из разновидностей текста. | | | |
| Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | | | |
| Простые и сложные предложения | | | |
| Сложные предложения с союзами | | | |
| Синтаксический разбор сложного предложения. | | | |
| Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения». | | | |
| Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | | | |
| Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи. | | | |
| Р/р. Диалог. Этикетные диалоги. Тире в начале реплик диалога. | | | |
| Р/р. Контрольное сжатое изложение (по Е. Мурашовой, упр.261). | | | |
| Р/р. Анализ творческих работ.. | | | |
| Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | | | |
| Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | | | |
| Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки. | | | |
| Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | | | |
| Согласные твёрдые и мягкие. | | | |
| Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. | | | |
| Р/р. Подробное обучающее изложение повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»). | | | |
| Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. | | | |
| Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. | | | |
| Р/р. Описание предмета. | | | |
| Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | | | |
| Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. | | | |
| Орфоэпия. Орфоэпические словари. | | | |
| Фонетический разбор слова. | | | |
| Контрольный тест по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | | | |
| Работа над ошибками. | | | |
| Лексика как раздел науки о языке. | | | |
| Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. | | | |
| Третья четверть | | | |
| Однозначные и многозначные слова. | | | |
| Р/р. Контрольное сочинение. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | | | |
| Р/р. Контрольное сочинение. сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | | | |
| Р/р. Работа над ошибками. | | | |
| Прямое и переносное значение слов. | | | |
| Омонимы | | | |
| Синонимы. | | | |
| Антонимы. | | | |
| Толковые словари. | | | |
| Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи». | | | |
| Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение и образование слов. | | | |
| Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. | | | |
| Р/р. Обучающее сочинение по личным впечатлениям в форме письма-повествования. | | | |
| Корень слова, его назначение в слове. | | | |
| Р/р. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. | | | |
| Суффикс, его назначение в слове. | | | |
| Приставка, её назначение в слове. | | | |
| Р/р. Обучающее выборочное изложение с изменением лица. | | | |
| Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные. | | | |
| Варианты морфем. | | | |
| Морфемный разбор слова. | | | |
| Правописание гласных и согласных в приставках. | | | |
| Буквы З и С на конце приставок. | | | |
| Закрепление темы «Буквы З и С на конце приставок. | | | |
| Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-. | | | |
| Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ- | | | |
| Буквы Е-О после шипящих в корне. | | | |
| Буквы И-Ы после Ц. | | | |
| Закрепление темы «Буквы И-Ы после Ц». | | | |
| Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография». | | | |
| Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография». | | | |
| Работа над ошибками. | | | |
| Имя существительное как часть речи. | | | |
| Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | | | |
| Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | | | |
| Род имён существительных. | | | |
| Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | | | |
| Р/р. Обучающее сжатое изложение- повествование (Е. Пермяк «Перо и чернильница»). | | | |
| Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | | | |
| Три склонения имён существительных. | | | |
| Падеж имён существительных. | | | |
| Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | | | |
| Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». | | | |
| Множественное число имён существительных. | | | |
| Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | | | |
| Закрепление темы «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.» | | | |
| Морфологический разбор имени существительного. | | | |
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | | | |
| Работа над ошибками. | | | |
| Имя прилагательное как часть речи. | | | |
| Синтаксическая роль имени прилагательного | | | |
| Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. | | | |
| Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую | | | |
| Четвертая четверть | | | |
| Р/р. Описание животного | | | |
| Р/р. Контрольное сочинение. Написание сочинения-описания животного. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану). (А. Куприн «Ю-ю») | | | |
| Р/р. Работа над ошибками. | | | |
| Повт. Фонетика. Прилагательные полные и краткие. | | | |
| Закрепление темы «Прилагательные полные и краткие | | | |
| Повт. Орфоэпия. Морфологический разбор имени прилагательного. | | | |
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | | | |
| Повт. Морфемика. Работа над ошибками. | | | |
| Повт. Лексика. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола. | | | |
| Повт. Правописание безударных гласных в корне слова. НЕ с глаголами | | | |
| Повт. Правописание согласных в корне слова. Закрепление темы «НЕ с глаголами». | | | |
| Р/р. Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы. | | | |
| Р/р. Обучающее сочинение «Как я испугался». | | | |
| Повт. Буквы у, а после шипящих. Неопределённая форма глагола. | | | |
| Повт. Чередующиеся гласные в корне слова. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ) | | | |
| Повт. Непроизносимые согласные в корне слова. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола | | | |
| Повт. Удвоенные согласные в корне слова. Виды глагола. | | | |
| Повт. Раздельное написание слов с предлогами. Совершенный и несовершенный вид глагола. | | | |
| Повт. Правописание приставок. Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил | | | |
| Закрепление темы «Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил | | | |
| Р/р. Невыдуманный рассказ о себе. | | | |
| Повт. Падежные окончания имен существительных. Время глагола. Прошедшее время глагола. | | | |
| Повт. Разделительные Ъ и Ь. Настоящее время глагола. | | | |
| Повт. Буквы и-ы после ц. Будущее время глагола. | | | |
| Повт. Окончания прилагательных. Спряжение глаголов. | | | |
| Повт. Не с глаголами. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | | | |
| Повт. О-е после щипящих и ц в окончаниях. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | | | |
| Закрепление темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | | | |
| Итоговый контрольный диктант. | | | |
| Работа над ошибками. | | | |
| Р/р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени. | | | |
| Повт. Запятая при однородных членах предложения. Морфологический разбор глагола. | | | |
| Р/р. Контрольное сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук «Шоколадный торт»). | | | |
| Повт. Запятая в сложных предложениях. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | | | |
| Повт. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Употребление времён. | | | |
| Р/р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | | | |
| Р/р. Обучающее сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»). | | | |
| Разделы науки о языке. | | | |
| Орфограммы в приставках и в корнях | | | |
| Орфограммы в окончаниях. | | | |
| Употребление букв Ь и Ъ. | | | |
| Знаки препинания в простом и сложном предложениях. | | | |
171-175 | Резервные уроки | | | |