Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, в ред. от 31.12.2015г.); Закона РФ об образовании №273-ФЗ от 21.12.2012г.; Рабочих программ к предметной линии учебников под редакцией О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений; учебного плана МОУ Ликино-Дулёвская гимназия; Примерной учебной программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений в 6-9 классах, рекомендованной Министерством образования РФ.
Данная рабочая программа ориентирована на учебники:
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2019. – 79с. : ил. – (Сферы). – ISBN 978-5-09-070430-4.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний о взаимодействии людей в обществе, о сферах общественной жизни, об основных законах жизни общества и разнообразии его типов, о важнейших задачах, стоящих перед современным мировым и российским сообществом.
Изучение обществознания в 6 классе – это новый этап изучения предмета, который ориентирован на формирование целостного представления об обществе. В курсе 6 класса изучаются четыре направления – личность и общество, сферы общественной жизни, развитие общества и его современное обличие.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Расширенное изучение предмета осуществляется за счёт интенсификации и компьютеризации учебного процесса; блочного изучения общественных отношений. На всех уроках идёт последовательное правовое развитие. Особое внимание уделяется работе по краеведению-изучению законов и порядков Московской области, что способствует воспитанию чувства патриотизма, уважения к закону и ценностям отечественной культуры, в т. ч., культуре родного края.
Особое место в изучении курса обществознания в 6 классе отводится привитию навыков исследовательской, проектной работы; подготовке к гимназическому Дню науки, районному конкурсу творческих работ «Старт в науку», другим различным турнирным формам по предмету, олимпиадам.
Курс обществознания в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подходов к обучению предмету:
развитие у личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и экономической культуры, социального поведения, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения.
Программа соответствует расширенному уровню федерального государственного стандарта основного общего образования по курсу обществознание. Согласно учебного плана гимназии на 2020-2021 уч. год объем учебной нагрузки составляет 34 часа - 1 час в неделю.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: беседа по вопросам, тестирование, письменный опрос, подготовка сообщений; работа по карточкам; составление схем, таблиц, написание эссе, сообщение на историко-культурную темы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ, контрольного тестирования, письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, презентации проектов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения и качества:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «Обществознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Обществознание» является сформированность следующих умений:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы;
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма;
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы;
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина
2. Содержание учебного предмета
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система
Наименование разделов | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
Введение. | 1 | Написание вводной контрольной работы. Выбор наиболее эффективных способов решения задач, контролирование и оценивание процесса и результата деятельности. Понимание место человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире. |
Глава I. Что связывает людей в общество | 11 | Умение определять основные понятия по теме. Выявление особенностей и признаков объектов, приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Взаимодействие в ходе групповой работы, ведение диалога, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции, допущение существование различных точек зрения. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. |
Глава II. Сферы общественной жизни | 7 | Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Работа в парах. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос. |
Глава III. Как развивается общество | 5 | Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Устный или письменный ответ на вопрос. |
Глава IV.Современное российское общество | 8 | Умение определять основные понятия по теме. Участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями. Устный или письменный ответ на вопрос. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Устный или письменный ответ на вопрос. |
Повторение. | 2 | Актуализация знаний по пройденным темам. Применение основных обществоведческих терминов и понятий; преобразование в соответствии с решаемой задачей. |
Всего: 34 часа |
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Примечание (д/з) | Планируемые сроки | Фактические сроки |
8 А | 8 Б |
1 | Введение. 1 час. Вводная контрольная работа. Инструктаж по ОТ и ТБ | | 1 неделя | | |
2 | Глава I. Что связывает людей и общество(11ч) Человек | § 1 | 2 неделя | | |
3 | Деятельность человека | § 2 | 3 неделя | | |
4 | Как человек познаёт мир и самого себя. | § 3 | 4 неделя | | |
5 | Как человек познаёт мир и самого себя. | § 3 | 5 неделя | | |
6 | Труд и образ жизни | § 4 | 6 неделя | | |
7 | Семья в жизни человека | § 5 | 7 неделя | | |
8 | Человек и общество | § 6 | 8 неделя | | |
9 | Межличностные отношения | § 7 | 9 неделя | | |
10 | От чего зависит положение человека в обществе | § 8 | 10 неделя | | |
11 | Повторительно-обобщающий урок «Что связывает людей в общество» | повтор гл.1 | 11 неделя | | |
12 | Контрольная работа №1 | Подготов. к к/р | 12 неделя | | |
13 | Глава II. Сферы общественной жизни (8ч) Общественная жизнь и общественное развитие | § 9 | 13 неделя | | |
14 | Экономика — основа жизни общества | § 10 | 14 неделя | | |
15 | Экономика — основа жизни общества | § 10 | 15 неделя | | |
16 | Социальная сфера современного общества | § 11 | 16 неделя | | |
17 | Что такое государство | § 12 | 17 неделя | | |
18 | Богатство духовной культуры. | § 13 | 18 неделя | | |
19 | Повторительно-обобщающий урок «Сферы общественной жизни» | повтор гл.2 | 19 неделя | | |
20 | Глава III. Как развивается общество (5ч) Типы обществ | § 14 | 20 неделя | | |
21 | Информационное общество. | § 15 | 21 неделя | | |
22 | Глобальные проблемы человечества. | § 16 | 22 неделя | | |
23 | Международные организации для решения глобальных проблем | § 17 | 23неделя | | |
24 | Повторительно-обобщающий урок «Как развивается общество» | повтор гл.3 | 24 неделя | | |
25 | Глава IV. Современное российское общество (9 ч) Российское общество в начале нового века | § 18 | 25 неделя | | |
26 | Ресурсы и возможности экономики нашей страны | § 19 | 26 неделя | | |
27 | Как в Конституции РФ определены основы строя нашего государства | § 20 | 27 неделя | | |
28 | Современное Российское государство | § 21 | 28 неделя | | |
29 | Современное Российское государство | § 21 | 29 неделя | | |
30 | Духовные ценности российского народа | § 22 | 30 неделя | | |
31 | Место нашей Родины среди современных государств | §23 | 31 неделя | | |
32 | Повторительно-обобщающий урок «Современное российское общество» | повтор гл.4 | 32 неделя | | |
33 | Итоговая контрольная работа | Подготов. к к/р | 33 неделя | | |
34 | Итоговое повторение | Повтор. гл.1-4 | 34 неделя | | |
Контроль результатов усвоения программного материала в 8 классах.
№ | Тема урока | Планируемые сроки | Фактические сроки |
8 А | 8 Б |
1 | Вводная контрольная работа. | 1 неделя | | |
2 | Контрольная работа по главе I. | 12 неделя | | |
3 | Итоговая контрольная работа. | 33 неделя | | |