Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани
Рассмотрено МО учителей ЕМЦ Сабирова Г.Р ._____ Протокол № 12 от «17» августа 2018 г. | Согласовано Заместитель директора по учебной работе Салихова А.М. _______ «17» августа 2018 г. | Утверждаю Директор лицея Вафина Ф.Г. ________ «17 » августа 2018 г Педсовет № ___ «17» августа 2018 г Приказ № 163-18 «18» августа 2018 г |
Рабочая программа
по предмету «Биология» 11 класс
(среднее (полное) общее образование)
| Составитель: Гисматулова Л.Р. учитель химии и биологии первой квалификационной категории |
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
Рабочая программа по биологии для 11 класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании";
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»;
Программа курса биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечника . – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010;
Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г.Казани на 2018-2019 учебный год от 17 августа 2018 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани.
Рабочая программа ориентирована на учебник Каменский Биология: Общая биология. 10-11 классы: учебник /А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В.Пасечник,-2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2014.-368 с.: ил.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачами учебного предмета являются:
Основные задачи программы заключаются в следующем:
формирование и развитие у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы;
овладение методами культуросообразного подхода к биологии, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
КЛЕТКА
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн) 1. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
ОРГАНИЗМ
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
ВИД
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
ЭКОСИСТЕМЫ
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА.
Литература для учителя:
Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. – М.: Изд-во Айрис. Рольф., 1997.
Общая биология: учебн. Для 10-11 кл. шк. С углубл. Изуч. Биологии. А. О. Рувимский, Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.; М.: Просвещение, 1993
6. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю. Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. М.: Махаон, 2007.
Дидактические материалы:
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Литература для обучающегося:
1 .Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004.
2. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
3. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002,
4. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 ,
Электронные образовательные ресурсы
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей
http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Медиатека по биологии»
Уроки биологии Кирилла и Мефодия «Общая биология, 10 класс»
Мультимедиа CD-ROM «Умник ПО: Биология. Теория эволюции. Основы экологии. 10-11 классы»
Мультимедиа CD-ROM «Умник ПО: Биология. Молекулярная и клеточная биология. 10-11 классы»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Дата проведения |
| По плану | Фактическая |
| Глава 5. Основы учения об эволюции | 9 | | |
1 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете биологии. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства | 1 | 07.09. | |
2 | Вид, его критерии. Л.Р.№1 «Описание особей по морфологическому признаку» | 1 | 14.09 | |
3 | Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Генетический состав популяции. Л.Р. №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | 1 | 21.09. | |
4 | Изменение генофонда популяций. Борьба за существование и ее формы. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | 1 | 27.09. | |
5 | Естественный отбор и его формы. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Л.Р. №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | 1 | 04.10 | |
6 | Изолирующие механизмы. Видообразование. | 1 | | |
7 | Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных- отображение эволюции. | 1 | | |
8 | Главные направления эволюции органического мира. | 1 | | |
9 | Обобщение и повторение по теме: «Основы учения об эволюции» | 1 | | |
| Глава 6. Основы селекции и биотехнологии. | 5 | | |
10 | Основные методы селекции и биотехнологии. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | 1 | | |
11 | Методы селекции растений. | 1 | | |
12 | Методы селекции животных. | 1 | | |
13 | Селекция микроорганизмов | 1 | | |
14 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | 1 | | |
15 | Обобщение и повторение по теме: «Основы селекции и биотехнологии». | 1 | | |
| Глава 7. Антропогенез | 4 | | |
16 | Положение человека в системе животного мира. Гипотезы происхождения человека. Л.Р. № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | 1 | | |
17 | Основные стадии антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение. Эволюция человека. | 1 | | |
18 | Движущие силы антропогенеза. | 1 | | |
19 | Обобщение и повторение по теме: «Антропогенез». | 1 | | |
| Глава 8. Основы экологии | 11 | | |
20 | Что изучает экология. Среда обитания антропогенеза. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. | 1 | | |
21 | Местообитание и экологические ниши. | 1 | | |
22 | Основные типы экологических взаимодействий. | 1 | | |
23 | Конкурентные взаимодействия. Основные экологические характеристики популяции. | 1 | | |
24 | Динамика популяций. | 1 | | |
25 | Экологические сообщества Л.Р.№5 «Составление сравнительной характеристики природных и искусственных экосистем своей местности». Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) | 1 | | |
26 | Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. | 1 | | |
27 | Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Л.Р.№6 «Составление схем передачи веществ и энергии» . Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. | 1 | | |
28 | Экологическая сукцессия. Причины устойчивости и смены экосистем. Пр. Р. №1 «Решение экологических задач» | 1 | | |
29 | Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. | 1 | | |
30 | Обобщение и повторение по теме: «Основы экологии». | 1 | | |
| Глава 9. Эволюция биосферы и человек | 4 | | |
31 | Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Пр. р. №2. « Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 1 | | |
32 | Основные этапы развития жизни на земле. Эволюция биосферы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. | 1 | | |
33 | Антропогенное воздействие на биосферу. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. | 1 | | |
34 | Обобщение и повторение по теме: «Эволюция биосферы и человек», «Роль биологии в будущем». | 1 | | |
1