СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географическому краеведению в 8 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географическому краеведению в 8 классе»

I. Пояснительная записка.

Программа школьного учебного курса «Географическое краеведение Саратовской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Саратовской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

(приказ Министерства от 29 декабря 2012 г).

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897).

• Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Еланская ООШ Ртищевского района Саратовской области»

• Учебный план МОУ «Еланская ООШ Ртищевского района Саратовской области»

Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Курс «Географическое краеведение Саратовской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования.


При изучении курса используется учебное пособие: Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова Л.В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2008г.

.

Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Саратовской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.


Место учебного предмета в учебном плане.

Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана. В соответствии с учебным планом школы, годовым календарным графиком и расписанием учебных занятий на 2018 – 2019 учебный год в 8 классе – 34 часа.


Планируемые результаты обучения.

Личностным результатом обучения краеведения в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения краеведению:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях (гражданин Российской Федерации, житель конкретного

региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства своей области и района;
— представление о Саратовской области как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства Саратовской области как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране,
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой краеведческих знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по краеведению заключаются в формировании и развитии посредством краеведческого знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по краеведению являются:
• понимание роли и места краеведения в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества; а и владение основами краеведческих знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками краеведческой информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,

адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Содержание учебного предмета.


Учебно-тематический план программы



п/п

Тема

Количество практических работ

Количество часов

1.

Введение


0

1

2

История исследования природы Саратовской области

0

2

3

Природа Саратовской области

5

12

4

Население и хозяйство Саратовской области


4

14

5.

Регионы области


0

5

6.

Итого

9

34



Календарно – тематическое планирование



№ урока


Тема урока

Дата - план

Дата - факт

Корректи-ровка

1

Введение. Что изучает географическое краеведение.




2

История исследования природы Саратовской области. Саратовцы-исследователи континентов




3

Методы научного познания родного края.




4

Географическое положение. Практическая работа №1 Работа с картами Саратовской области (административной, физической, контурной) Выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге. Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта.

Определение координат Саратова, своего населенного пункта.





5

Тектоника и геологическое строение.




6

Рельеф Саратовской области.




7

Минеральные ресурсы. Практическая работа № 2 Нанесение на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).





8

Климат. Практическая работа № 3 Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта





9

Внутренние воды. Практическая работа

№ 4 Нанесение на контурную карту области основных рек. Составление по карте характеристики реки.




10

Почвы.




11

Растительность.




12

Животный мир.




13

Природные зоны. Практическая работа

№ 5 Описание своей природной зоны.




14

Охраняемые памятники природы.




15

Экологические проблемы Саратовской области.




16

Численность населения и её динамика.




17

Возрастной и половой состав населения.




18

Миграции. Национальный состав населения.




19

Занятость населения.




20

Размещение населения.




21

Города Саратовского края. Практическая работа № 6 Нанесение на контурную карту городов Саратовской области




22

Образование.




23

Культура.




24

Здравоохранение




25

Особенности освоения территории развития хозяйства.




26

Размещение промышленности. Практическая работа № 7 Определение специализации промышленности Ртищевского района.




27

Агропромышленный комплекс Практическая работа № 8 Определение отраслей специализации сельского хозяйства Ртищевского района.




28

Транспортный комплекс. Практическая работа № 9 Развитие транспорта в нашей местности.




29

Комплекс коммуникации, банковская система и внешнеэкономические связи




30

Приволжский регион.




31

Западный регион. Ртищевский район.




32

Восточный регион.




33

Итоговое тестирование




34.

Экскурсия в природный комплекс.