СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс( 2 часа в неделю).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс( 2 часа в неделю).»

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе


урока

Тема

Дата

(план)

Дата

(факт)

Содержание урока

Виды деятельности обучающихся

Введение (1 час)

1.

Введение.История русской литературы XIXв.

02.09


Структура и содержание учебника – хрестоматии для 10 класса; общая характеристика и своеобразие русской литературы I и II половины XIX века с точки зрения истории и теории. Стр.3-8, значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса. Проблемы русской литературы XIX в. Художественные открытия русских писателей-классиков.

Историко-литературный процесс. «Вечные темы» русской классики. Д/з Стр.3-8

Давать устный ответ на вопрос.

Формулировать вопросы по тексту вступительной статьи.


Русская литература первой половины XIX века.

2.

«Прекрасное начало…». (К истории русской литературы XIX века)

06.09


Особенности русской литературы первой половины XIX века. Стр.9-11. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Стр. 11-13

Д/з С.13, задания 1-3

Составить краткий словарь понятий, связанных с культурной жизнью России XIX века.

Самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, комментировать художественный текст, устанавливать связь литературы с другими видами искусств и историей.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 19 века.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 19 века.

Характеризовать героя русской литературы 19 века.

Определять принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Давать устные и письменные интерпретации художественного произведения.

Выявлять языковые средства художественной образности и определять их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

Составлять план литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту.

Писать сочинения на основе и по мотивам литературных произведений с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

3.

«Муза пламенной сатиры». Социально-историческая тема влирикеА.С.Пушкина.

Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня».

09.09


Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Стр.14-18

Основные периоды творчества Пушкина, тематика и проблематика лирики «петербургского», «южного» и «михайловского» периодов. Своеобразие пушкинской эпохи, особенности становления поэта.

Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия.Стр.21-26

Д/з Подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С. Пушкина», «Пушкин в Михайловском» Стр.21-26.

Анализ стихотворения «Деревня», оды «Вольность».

4.

Жребий русского поэта (по творчеству А.С.Пушкина). «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Поэт».

13.09


Философская лирика А. С. Пушкина. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Традиции романтической лирики В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова в пушкинской лирике. стр.26-32

Элегия. Лирическое стихотворение.

Д/з Наизусть «К морю».

5.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».

16.09


Содержание поэмы «Медный всадник»;исследовательской работы над текстом.Поэма как лироэпический жанр, повесть.

Одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина.стр.39-45. Чтение наизусть «Поэт», «Пророк» (по выбору). Д/з Читать «Медный всадник», статья учебника с.39-50; вопросы 5-7

Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник». Развитие реализма в лирике, поэма.

Д/з Стр.52, темы сочинений

6.

Р. Р. Творческая работа по творчеству А. С. Пушкина.

20.09


Проверка знаний обучающихся по творчеству А. С. Пушкина; развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, делать выводы, организовать текст композиционно. Сочинение.

7.

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.

«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Выхожу один я на дорогу…».

23.09


Художественный мир М.Ю. Лермонтова, богатство, глубина поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы. Стр. 54-62

Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция».

Д/з Статья учебника с.54-62, выделить основные темы творчества поэта (письменно), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта.


8.

«Когда мне ангел изменил…». (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «К***», («Я не унижусь пред тобою...»), «Молитва».

27.09


Лирический герой в поэзии Лермонтова. «Кольцевая» композиция.

Художественные особенности темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова; анализ поэтического текста. Стр. 62-67

Д/з Наизусть по выбору об-ся.

9.

Тяжкое бремя пророчества. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)

30.09


Особенности стихов о поэте и поэзии, причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов 19 века;

лирическая исповедь. Стр. 68-72

Чтение наизусть.

Д/з Анализ стихотворений; стр.62-65

10.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

04.10


Мотивы поэмы «Демон»; романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.Стр.72-78

Философская поэма.

Д/з Стр.72-79, темы сочинений.

11.

Р. Р. Творческая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.

07.10


Проверка знаний обучающихся по творчеству М. Ю. Лермонтова; умений строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, делать выводы, организовать текст композиционно. Сочинение.

12.

Художественный мир Н.В. Гоголя.

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

14.10


Художественный мир Н.В.Гоголя; стр.81-84;своеобразие Гоголя как писателя и человека; причины неоднозначного восприятия личности и творчества Гоголя современниками.

«Петербургские повести» Гоголя. «Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина. Литературные реминисценции в повестях Гоголя. Стр.84-90. Ирония, гротеск, фантасмагория, трагикомедия. Д/з Стр.81-90; «Петербургские повести».

13.

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».


18.10


Тематика и проблематика повести «Невский проспект»;

художественная манера Гоголя. Стр.90-97

Трагикомедия. Д/з Прочитать повесть «Нос».

14.

«Необыкновенно странное происшествие…»(Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».)

21.10


Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

Комизм. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.Стр.98-99

Д/з Анализ эпизода.

Вопросы 3-5 на стр.100

Из литературы второй половины ХIХ века

15.

Литература и журналистика 50-80х годов XIX века.

25.10


Развитие русской литературы второй половины XIX века;стр. 119-127; различие взглядов революционных и либеральных демократов, западников и славянофилов, обзор направлений литературной критики; значение литературной критики для русского общества.

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос».стр.128-132

Литературный процесс. Литературная критика.Стр.132-134

Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество» «физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман».

Д/з Статьи учебника с.119-134 (читать), отвечать на вопрос 1-3 (устно), 4 (письменно) с. 134, прочитать комедию «Свои люди – сочтемся!» А.Н.Островского.

Воспринимать и воспроизводить текст через оформление схемы «Идейно-художественные направления в русской литературе второй половины 19 века».

Раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы.

Самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, комментировать художественный текст, устанавливать связь литературы с другими видами искусств и историей.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты) произведений русской литературы 19 века, соблюдая нормы литературного произношения.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 19 века.

Характеризовать героя русской литературы 19 века.

Определять принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Давать устные и письменные интерпретации художественного произведения.

Выявлять языковые средства художественной образности и определять их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Составлять планы и тезисы критических статей на литературные темы.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту.

Участвовать в дискуссиях, утверждать и доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовить рефераты, доклады, учебно-исследовательские работы.

Писать сочинения на основе и по мотивам литературных произведений с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.





16.

А.Н.Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!».

08.11


Роль Островского в развитии русской драматургии и театра; с148-151,

жизнь и творчество драматурга. Стр. 136-141

Традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии; содержание пьесы «Свои люди – сочтемся!»стр.141-148. Д/з Статья учебника с. 141 - 151 (конспект), ответить на вопросы 1-4 с.166

17.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

11.11


Драма как род литературы. Драма «Гроза», ее идейно – художественное своеобразие. Духовное самосознание Катерины. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Смысл названия и символика пьесы. Идейно-художественное своеобразие пьесы «Гроза», жизненные позиции героев, душевная трагедия Катерины. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Стр.151-155

Трагикомедия. Нравственная коллизия. Семейно-бытовая драма.

Речевой жест. Бытопись. «Принцип качелей», система образов.

Д/з Стр.151-154. Прочитать действия I – IV Подготовить заочную экскурсию «…На высоком берегу Волги».

18.

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

15.11


Семейно-бытовая коллизия, речевой жест. Стр.158-164

Портретная и речевая характеристика (описание).

Д/з Вопросы 7-11, стр.167

19.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза».

18.11


Система образов. Аспектный анализ текста.стр.164-166

Д/з Сообщения.

20.

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев

22.11


«Говорящие» фамилии, имена. Средства художественной

выразительности. Работа со словарем. Стр. 167

Д/з Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши. Суть спора Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова по поводу "Грозы"; отзывы современников на драму; работа с критической литературой. Образ Катерины в свете критики. Основные тезисы критических концепций Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева по поводу пьесы. Стр. 167. Д/з Составить цитатную характеристику Катерины.

Стр.168, темы сочинений.

21.

И.А. Гончаров. Личность и творчество. Роман «Обломов». Утро Обломова.

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

25.11


Биография писателя и основные вехи его творчества. Стр. 170-175

Образная типизация, символика детали.

Д/з Статья учебника с. 170-175 (конспект)

22.

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Система

образов.

29.11


Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломов»;стр.181

роль детали в раскрытии психологии персонажей романа.

Утопия.

Д/з Стр.179-182, вопросы 1-2, с. 196

23.

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.


02.12


Роль Штольца в понимании характера Обломова, различие в системах воспитания героев. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др. Портретная и речевая характеристика.

Составление характеристик героев.Стр.182-188, 191-195. Антитеза.

Д/з Статья с.182-188. Письменный ответ «Истоки воспитания героев» или вопросы 4,5 стр.196

24.

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

06.12


Любовная история героя как этап его внутренного самоопределения;

роль образа Захара в характеристике «обломовщины». Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Стр.189-191

Изменения в характере главного героя и причины этих изменений.

Д/з Стр.189-191.

Стр.196-197, вопросы 4,6

25.

Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

09.12


Отзывы современников о романе «Обломов»; работа с критической литературой, отбирая материал. Статья Н. А. Добролюбова «Обломовщина», А.В. Дружинина «Обломов».Говорящая деталь. Д/з Подготовить сообщения о жизни и творчестве И.С. Тургенева.

26.

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Логика начала. (Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».)

13.12


Биография писателя, его сложная и противоречивая натура; жанровое понятие «цикл», цикл рассказов Тургенева; стр.199-202, сопоставление, анализ характеров героев, мотивы их поступков.

Социально-психологический роман. Лирическая поза. «Тайный психологизм». Очерк. Стихотворение в прозе. Д/з Стр.199-209, конспект; читать роман «Отцы и дети» (гл. 1-11).

27.

Мир «отцов» в романе.

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

16.12


Причины конфликта представителей разных поколений, сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова; отношения Базарова с родителями; стр.211-214.

Д/з Прочитать гл.13-19.

28.

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.


20.12


Понятие нигилизм, понятие нигилизма и взгляды Базарова, мысль о его разрушительном воздействии на личность.Стр.215-218

Тайный психологизм. Портретная и речевая характеристика.

Д/з Стр.225, вопросы 4,5;

составить хронологическую таблицу жизни Базарова.

29.

Евгений Базаров:протагонист или антигерой? Базаров и Аркадий.

23.12


Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя. Стр. 219-222. Проблемная дискуссия с опорой

на ключевые эпизоды романа и задания учебника. Стр225-226

Д/з Закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова.

30.

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.

27.12


Раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине.Стр.217-218

Любовь в романе «Отцы и дети», суть отношений героев.

Д/з Стр.225, вопрос 6

31.

Философские итоги романа. Смысл заглавия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

13.01


Актуальное философское значение романа в наше время; почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя.стр.221

Трагическое одиночество героя.Вечные темы в литературе.

Критические статьи о романе. Д/з Стихотворения в прозе «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П. Вревской» и др.)

32.

Гимн вечной жизни. (Поэтика и жанр тургеневских сти-хотворений в прозе «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П. Вревской» и др.)

17.01


Особенности жанра «стихотворения в прозе». Стр.222-225

лирическая проза. Поэтика и жанр тургеневских стихотворений в прозе «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П. Вревской» и др. Исповедь поэтической души.


Д/з Подготовиться к контрольной работе по творчеству Тургенева.

Стр.226-227

33.

Р.Р.Творческая работа по творчеству И. С. Тургенева, А. Н. Островского.

20.01


Проверить знания обучающихся по творчеству И.С.Тургенева; развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, делать выводы, организовать текст композиционно. Сочинение.

34.

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества поэта. Народные характеры и типы в некрасовской лирике.

Анализ стихотворения «В дороге».

24.01


Основные этапы жизненного и творческого пути поэта, тематика лирики Некрасова, ее своеобразие, художественные особенности некрасовских «лирических новелл». Стр.228-233

Народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Д/з Анализ стихотворений.

Стр.228-233, анализ стихотворения «в дороге»

35.

«Муза мести и печали» в лирике Некрасова. Анализ стихотворений «Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день часу в шестом…».

27.01


Художественные особенности некрасовских «лирических новелл», приёмы создания сатирического портрета действительности.

Лирический пафос.Стр.236-239


Д/з Выразительное чтение наизусть (по выбору обуч-ся).

36.

Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова. («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк», «Элегия» и др.)

31.01


Социальные и гражданские мотивы лирики Некрасова.

Гражданская и любовная лирика.Стр.239-251

Образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова.

Чтение наизусть.

Д/з Выучить наизусть «Поэт и гражданин», прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо».

37.

Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ глав «Счастливые», «Последыш», «Крестьянка».

03.02


История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стр.252-259; ее композиция, нравственная проблематика; сущность из-менений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы; социальная трагедия крестьянства. Лироэпическая поэма.

Фольклоризм в художественной литературе.

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Закрепление понятий «поэма-эпопея», «фольклорный мотив», «сказочный зачин», «мифологический образ».

Чтение наизусть. Д/з Стр.252-259. Подготовиться к беседе по главам «Пьяная ночь», «Счастливые», «Помещик», «Крестьянка».

38.

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

07.02


Определить истоки сильного характера русской женщины.

Речевая и цитатная характеристики.Стр265-266

Д/з Перечитать главы «Помещик», «Последыш», выучить наизусть «Пир…», «Русь», «Ты убогая…» - песня Гриши Добросклонова, стр.273,в. 10.

39.

«Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса.

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

10.02


Пути выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недо-вольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания;

определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы. Фольклорный образ (мотив).Стр264-268

Образы «народных заступников» в поэме.

Чтение наизусть

Д/з Написание тезисов.

Статья учебника с.264-272 (читать), подготовиться к сочинению.

40.

Р.Р. Творческая работа по творчеству Н. А. Некрасова или И. С. Тургенева.

14.02


Проверка знаний обучающихся по творчеству Н.А.Некрасова,И.С.Тургенева; интерпретация художественного текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. Сочинение.

41.

Жизнь и поэзия

Ф.И. Тютчева.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Анализ стихотворений «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились…» и др.

17.02


Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева, ч. (II) стр.3-8 особенности его лирики. Поэтическая школа, в которой развивался лирический дар поэта, своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу, на русскую историю и культуру, традиции и новаторство его поэзии. Философская лирика, афористичность стиха. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Д/з Статья учебника (II) с.3-8 (читать), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта.

42.

Драматизм звучания любовной лирики поэта.

(«Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.).

21.02


Лирический цикл.Стр.20-32

Отображение личной жизни Ф. И. Тютчева в поэтических произведениях.

Д/з Статья учебника (II) с.20-32 (читать), наизусть стихотворение по выбору обучающихся, анализ стихотворения.

43.

Жизнь и творчество А.А. Фета. Природа и человек в лирике Фета.

Анализ стихотворений «Заря прощается с землёю…», «Это утро, радость эта…» и др.

24.02


Основные этапы жизни и творчества А.А. Фета;стр.39-46, основные темы и мотивы лирики Фета. Поэтическая «безглагольность».

Композиция лирического произведения.

Чтение наизусть. Д/з Сообщение.

Статья учебника (II) с.39-46 (читать), вопросы 1-З с.56.

44.

Тема любви в лирике Фета.

Анализ стихотворений «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришёл к тебе с приветом…» и др.;

28.02


Особенности любовной лирики А.А.Фета.Стр.53-56

Лирический восторг, музыкальность стиха, романс.

Чтение наизусть.

Д/з Подготовить сообщение о Н.С.Лескове.

45.

Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова.

02.03


Жизненный и творческий пути Н.С. Лескова. Стр.59-70Жанровая «палитра» творчества Лескова, специфика лесковского сказа, тема и проблематика повести «Очарованный странник».

Национальный колорит. Литературный сказ. Язык и стиль лесковского сказа. Стилизация. Герой-рассказчик.

Жанровый синтез.

Былинные мотивы в повести «Очарованный странник».

Д/з Статья учебника (II) с.59-70 (читать); вопросы на стр.82-83.

Повесть «Очарованный странник».

46.

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.

06.03


Смысл названия повести, особенности изображения русского нацио-нального характера. Стр.71-81 Литературный сказ; жанр путешествия. Д/з Статья учебника (II) с.71-81 (читать), ответить на вопросы 3-5

47.

Творчество

М.Е. Салтыкова-Щедрина. От Салтыкова к Щедрину. «История одного города».

Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

09.03


Этапы биографии и творчества писателя; стр.85-90; особенности художественного мира писателя-сатирика; художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. От Салтыкова к Щедрину. Стр.86-90. Сарказм. Ирония. Гротеск стр.94. Абсурд. Сатирический роман-хроника. Антиутопия стр.101. Аллегория. Авторская сатирическая сказка. Д/з Сообщение. Статья учебника с.85-90 (читать), ответить на вопросы 1,2 с.109

48.

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина.

Анализ сказок «Медведь на воеводстве» и «Дикий помещик». «Жил – дрожал, и умирал – дрожал…» (Образ обывателя в сказке «Премудрый пискарь».)

13.03


«Сказки для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности; художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Стр.101-105. Сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Д/з Сказка «Премудрый пискарь».

49.

Природный мир в лирике А.К. Толстого.

Анализ стихотворений «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др


16.03


Основные этапы жизни и творчества А. К. Толстого; основные темы, мотивы и образы лирики поэта.Стр.112-116

Традиции русской художественной сатиры в произведениях А.К. Толстого.Стр.117-120. Анализ стихотворений «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» .

Д/з Выразительное чтение.

50.

Романтический колорит интимной лирики поэта.

Анализ стихотворений «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…».


20.03


Круг основных тем в лирике А.К. Толстого. Стр.121-130. Гражданская и писательская позиция поэта; соотношение произведения с литературным направлением; черты литературного направления в произведении. Романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого. Романс. Баллада. Пародия. Притча-присказка

Политическая сатира. Д/з Стр.121-130. Анализ стих., выраз чтение

51.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь великого художника-мыслителя. История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».

30.03


Жизнь и судьба Л. Н. Толстого.Стр.133-146. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

История создания романа, его своеобразие. Исторические источники романа. Стр.146-154

Д/з Стр.146-154. Подготовить сообщения об А. Болконском.

Т.1.ч.1,гл.1-6,7-11,14-17,22-25

52.

«Мысль семейная» в романе.

03.04


Представление о романе «Война и мир» как о романе - семейной хронике; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни. Толстовский идеал – патриархальная семья с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Стр156-164 Д/з Статья учебника (II) с. 156-164, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе.

53.

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова.

06.04


Исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни;Стр.160-166. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально – интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.

«Диалектика души». Д/з Т.2.ч.3,4. Наизусть отрывок.

54.

Наташа Ростова и женские образы в романе.

10.04


Судьбы женских образов Толстого, их сравнительная характеристика, роль эпилога в идейном содержании романа «Война и мир».Стр.166-171 Нравственно – психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Чтение наизусть

Д/з Тематический подбор цитат из текста.

55.

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

13.04


Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона;

Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.

Антитеза.Стр.164-166

Д/з Тематический подбор цитат из текста.

56.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

17.04


Изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями; роль народа в истории, отношение автора к народу.

Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Стр.172-176 Д/з Тематический подбор цитат из текста.

57.

Платон Каратаев: русская картина мира. Нравственно-философские итоги романа.

20.04


Мудрость русского народа; изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущая роль народа в истории.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.Стр.186, вопрос 9

Д/з Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»

58.

Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».

24.04


Биография Ф. М. Достоевского, особенности его мировоззрения, своеобразие творчества. Стр.203-216. Язык и стиль прозы Достоевского. Достоевский в театре и кино.

Составление хронологической таблицы.Детективный роман.

Идеологический роман. Полифония (многоголосие).

Герой-«двойник». Евангельский мотив. Идея «сверхчеловека».

Д/з Сообщения. Статья учебника с.203-216 (читать)

59.

Мир «униженных и оскорблённых» в романе.

27.04


Изображение писателем жизни униженных и оскорбленных; главный конфликт романа между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.стр.226-231

Полифония (многоголосие)

Герой-«двойник»

Евангельский мотив

Идея «сверхчеловека»

Д/з Стр.217-231, вопросы на стр.241

60.

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова: теория в действии.

01.05


Конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; мир духовных исканий Раскольникова.Стр.231-234

Идея «сверхчеловека»

Д/з Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова».


61.

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

04.05


Источник обновления жизни; решение вопроса, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; нравственные идеалы автора.

Протест писателя против бесчеловечности общества.Стр.236-241

Исповедальное начало как способ самораскрытия души.

Д/з Стр.244-245 (II). Подготовиться к контрольной работе по роману «Преступление и наказание».


62.

Р.Р. Творческая работа по творчеству Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

08.05


Проверка знаний обучающихся по творчеству Ф.М.Достоевского; развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, делать выводы, организовать текст композиционно. Сочинение.

63.

Жизнь и творчество

А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни. Анализ рассказов «Человек в футляре» и «Крыжовник».

11.05


Жизнь и творчество А. П. Чехова. Особенности рассказов 80-90-х годов.Стр.246-255

Дать представление об общественно-политической жизни 80-90-х годов XIX века и помочь обучающимся осознать роль творчества А. П. Чехова.Стр.269-271. Лирическая проза. Лирическая комедия

«Бессюжетное» действие. Подтекст. Внутреннее действие

Д/з Стр.246-255 (II), прочитать рассказы «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Крыжовник»

64.

Выбор доктора Старцева. (Рассказ «Ионыч».)

15.05


Трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч». Принцип нисходящего развития личности.Стр262-269

Д/з Стр.279,вопросы 1,2 Прочитать «Вишневый сад».

65.

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишнёвый сад».

18.05


Чеховское восприятие жизни, художественное своеобразие пьесы;

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе.Стр272-277

Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига.

Д/з Стр.279(II), ответить на вопросы 4-9

66.

«Здравствуй, новая жизнь!» (Образ сада и философская проблематика пьесы.)

22.05


Основные образы и проблематика комедии «Вишнёвый сад»; соотнесение событий произведения с проблемами эпохи; символический смысл ключевых образов произведения, художественная природа главного образа пьесы – вишневого сада;

Символическая образность. Стр277--279

Д/з Стр.280, темы сочинений.

67.

Р.Р. Творческая работа по творчеству А.П. Чехова.

25.05


Интерпретация художественного текста на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создание связного текста на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. Сочинение.

68

Обобщение по курсу.

Итоги года.

29.05



Работа по вопросам и заданиям для обобщения в заключительной части учебника.Стр.283-284

Рекомендуемая литература для летнего чтения.



































  1. Содержание учебного предмета

Раздел

Кол-во часов

Развитие речи

Содержание

I.

Введение.

1


Проблемы русской литературы XIX в. Художественные открытия русских писателей-классиков.

II.

Русская литература первой половины XIX века.


6

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм.

А.С.Пушкин. Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти».

Поэма «Медный всадник».

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).«Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»).

Поэма «Демон».

Н.В.Гоголь. Петербургские повести («Невский проспект», «Нос»).

III.

Русская литература второй половины XIX века.

78

10

Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н.Островский. Комедия «Свои люди – сочтёмся!», драма «Гроза».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», цикл «Записки охотника». стихотворения в прозе «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П. Вревской» и др.

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др.

А.А.Фет. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта... , «Одним толчком согнать ладью живую...» и др.

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

Роман-хроника «История одного города».

А.К. Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева».

Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы». Роман «Война и мир».

Ф.М. Достоеский. Роман «Преступление и наказание».

А.П. Чехов. . Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др.

Комедия «Вишневый сад».



Итого

101

16






6