№ урока | Тема | Дата (план) | Дата (факт) | Содержание урока | Виды деятельности обучающихся |
Введение (1 час) |
1. | Введение.История русской литературы XIXв. | 02.09 | | Структура и содержание учебника – хрестоматии для 10 класса; общая характеристика и своеобразие русской литературы I и II половины XIX века с точки зрения истории и теории. Стр.3-8, значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса. Проблемы русской литературы XIX в. Художественные открытия русских писателей-классиков. Историко-литературный процесс. «Вечные темы» русской классики. Д/з Стр.3-8 | Давать устный ответ на вопрос. Формулировать вопросы по тексту вступительной статьи. |
Русская литература первой половины XIX века. |
2. | «Прекрасное начало…». (К истории русской литературы XIX века) | 06.09 | | Особенности русской литературы первой половины XIX века. Стр.9-11. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Стр. 11-13 Д/з С.13, задания 1-3 | Составить краткий словарь понятий, связанных с культурной жизнью России XIX века. Самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, комментировать художественный текст, устанавливать связь литературы с другими видами искусств и историей. Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 19 века. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 19 века. Характеризовать героя русской литературы 19 века. Определять принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Давать устные и письменные интерпретации художественного произведения. Выявлять языковые средства художественной образности и определять их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Составлять план литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту. Писать сочинения на основе и по мотивам литературных произведений с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. |
3. | «Муза пламенной сатиры». Социально-историческая тема влирикеА.С.Пушкина. Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня». | 09.09 | | Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Стр.14-18 Основные периоды творчества Пушкина, тематика и проблематика лирики «петербургского», «южного» и «михайловского» периодов. Своеобразие пушкинской эпохи, особенности становления поэта. Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия.Стр.21-26 Д/з Подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С. Пушкина», «Пушкин в Михайловском» Стр.21-26. Анализ стихотворения «Деревня», оды «Вольность». |
4. | Жребий русского поэта (по творчеству А.С.Пушкина). «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Поэт». | 13.09 | | Философская лирика А. С. Пушкина. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Традиции романтической лирики В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова в пушкинской лирике. стр.26-32 Элегия. Лирическое стихотворение. Д/з Наизусть «К морю». |
5. | Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». | 16.09 | | Содержание поэмы «Медный всадник»;исследовательской работы над текстом.Поэма как лироэпический жанр, повесть. Одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина.стр.39-45. Чтение наизусть «Поэт», «Пророк» (по выбору). Д/з Читать «Медный всадник», статья учебника с.39-50; вопросы 5-7 Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник». Развитие реализма в лирике, поэма. Д/з Стр.52, темы сочинений |
6. | Р. Р. Творческая работа по творчеству А. С. Пушкина. | 20.09 | | Проверка знаний обучающихся по творчеству А. С. Пушкина; развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, делать выводы, организовать текст композиционно. Сочинение. |
7. | Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Выхожу один я на дорогу…». | 23.09 | | Художественный мир М.Ю. Лермонтова, богатство, глубина поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы. Стр. 54-62 Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция». Д/з Статья учебника с.54-62, выделить основные темы творчества поэта (письменно), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта. |
8. | «Когда мне ангел изменил…». (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «К***», («Я не унижусь пред тобою...»), «Молитва». | 27.09 | | Лирический герой в поэзии Лермонтова. «Кольцевая» композиция. Художественные особенности темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова; анализ поэтического текста. Стр. 62-67 Д/з Наизусть по выбору об-ся. |
9. | Тяжкое бремя пророчества. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт») | 30.09 | | Особенности стихов о поэте и поэзии, причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов 19 века; лирическая исповедь. Стр. 68-72 Чтение наизусть. Д/з Анализ стихотворений; стр.62-65 |
10. | Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». | 04.10 | | Мотивы поэмы «Демон»; романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.Стр.72-78 Философская поэма. Д/з Стр.72-79, темы сочинений. |
11. | Р. Р. Творческая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова. | 07.10 | | Проверка знаний обучающихся по творчеству М. Ю. Лермонтова; умений строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, делать выводы, организовать текст композиционно. Сочинение. |
12. | Художественный мир Н.В. Гоголя. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. | 14.10 | | Художественный мир Н.В.Гоголя; стр.81-84;своеобразие Гоголя как писателя и человека; причины неоднозначного восприятия личности и творчества Гоголя современниками. «Петербургские повести» Гоголя. «Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина. Литературные реминисценции в повестях Гоголя. Стр.84-90. Ирония, гротеск, фантасмагория, трагикомедия. Д/з Стр.81-90; «Петербургские повести». |
13. | Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». | 18.10 | | Тематика и проблематика повести «Невский проспект»; художественная манера Гоголя. Стр.90-97 Трагикомедия. Д/з Прочитать повесть «Нос». |
14. | «Необыкновенно странное происшествие…»(Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».) | 21.10 | | Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Комизм. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.Стр.98-99 Д/з Анализ эпизода. Вопросы 3-5 на стр.100 |
Из литературы второй половины ХIХ века |
15. | Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. | 25.10 | | Развитие русской литературы второй половины XIX века;стр. 119-127; различие взглядов революционных и либеральных демократов, западников и славянофилов, обзор направлений литературной критики; значение литературной критики для русского общества. Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос».стр.128-132 Литературный процесс. Литературная критика.Стр.132-134 Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество» «физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман». Д/з Статьи учебника с.119-134 (читать), отвечать на вопрос 1-3 (устно), 4 (письменно) с. 134, прочитать комедию «Свои люди – сочтемся!» А.Н.Островского. | Воспринимать и воспроизводить текст через оформление схемы «Идейно-художественные направления в русской литературе второй половины 19 века». Раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы. Самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, комментировать художественный текст, устанавливать связь литературы с другими видами искусств и историей. Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты) произведений русской литературы 19 века, соблюдая нормы литературного произношения. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 19 века. Характеризовать героя русской литературы 19 века. Определять принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Давать устные и письменные интерпретации художественного произведения. Выявлять языковые средства художественной образности и определять их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Составлять планы и тезисы критических статей на литературные темы. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту. Участвовать в дискуссиях, утверждать и доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонента. Подготовить рефераты, доклады, учебно-исследовательские работы. Писать сочинения на основе и по мотивам литературных произведений с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. |
16. | А.Н.Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». | 08.11 | | Роль Островского в развитии русской драматургии и театра; с148-151, жизнь и творчество драматурга. Стр. 136-141 Традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя). Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии; содержание пьесы «Свои люди – сочтемся!»стр.141-148. Д/з Статья учебника с. 141 - 151 (конспект), ответить на вопросы 1-4 с.166 |
17. | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | 11.11 | | Драма как род литературы. Драма «Гроза», ее идейно – художественное своеобразие. Духовное самосознание Катерины. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Смысл названия и символика пьесы. Идейно-художественное своеобразие пьесы «Гроза», жизненные позиции героев, душевная трагедия Катерины. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Стр.151-155 Трагикомедия. Нравственная коллизия. Семейно-бытовая драма. Речевой жест. Бытопись. «Принцип качелей», система образов. Д/з Стр.151-154. Прочитать действия I – IV Подготовить заочную экскурсию «…На высоком берегу Волги». |
18. | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | 15.11 | | Семейно-бытовая коллизия, речевой жест. Стр.158-164 Портретная и речевая характеристика (описание). Д/з Вопросы 7-11, стр.167 |
19. | Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза». | 18.11 | | Система образов. Аспектный анализ текста.стр.164-166 Д/з Сообщения. |
20. | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев | 22.11 | | «Говорящие» фамилии, имена. Средства художественной выразительности. Работа со словарем. Стр. 167 Д/з Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши. Суть спора Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова по поводу "Грозы"; отзывы современников на драму; работа с критической литературой. Образ Катерины в свете критики. Основные тезисы критических концепций Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева по поводу пьесы. Стр. 167. Д/з Составить цитатную характеристику Катерины. Стр.168, темы сочинений. |
21. | И.А. Гончаров. Личность и творчество. Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. | 25.11 | | Биография писателя и основные вехи его творчества. Стр. 170-175 Образная типизация, символика детали. Д/з Статья учебника с. 170-175 (конспект) |
22. | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Система образов. | 29.11 | | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломов»;стр.181 роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Утопия. Д/з Стр.179-182, вопросы 1-2, с. 196 |
23. | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. | 02.12 | | Роль Штольца в понимании характера Обломова, различие в системах воспитания героев. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др. Портретная и речевая характеристика. Составление характеристик героев.Стр.182-188, 191-195. Антитеза. Д/з Статья с.182-188. Письменный ответ «Истоки воспитания героев» или вопросы 4,5 стр.196 |
24. | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». | 06.12 | | Любовная история героя как этап его внутренного самоопределения; роль образа Захара в характеристике «обломовщины». Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Стр.189-191 Изменения в характере главного героя и причины этих изменений. Д/з Стр.189-191. Стр.196-197, вопросы 4,6 |
25. | Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). | 09.12 | | Отзывы современников о романе «Обломов»; работа с критической литературой, отбирая материал. Статья Н. А. Добролюбова «Обломовщина», А.В. Дружинина «Обломов».Говорящая деталь. Д/з Подготовить сообщения о жизни и творчестве И.С. Тургенева. |
26. | Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Логика начала. (Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».) | 13.12 | | Биография писателя, его сложная и противоречивая натура; жанровое понятие «цикл», цикл рассказов Тургенева; стр.199-202, сопоставление, анализ характеров героев, мотивы их поступков. Социально-психологический роман. Лирическая поза. «Тайный психологизм». Очерк. Стихотворение в прозе. Д/з Стр.199-209, конспект; читать роман «Отцы и дети» (гл. 1-11). |
27. | Мир «отцов» в романе. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | 16.12 | | Причины конфликта представителей разных поколений, сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова; отношения Базарова с родителями; стр.211-214. Д/з Прочитать гл.13-19. |
28. | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. | 20.12 | | Понятие нигилизм, понятие нигилизма и взгляды Базарова, мысль о его разрушительном воздействии на личность.Стр.215-218 Тайный психологизм. Портретная и речевая характеристика. Д/з Стр.225, вопросы 4,5; составить хронологическую таблицу жизни Базарова. |
29. | Евгений Базаров:протагонист или антигерой? Базаров и Аркадий. | 23.12 | | Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя. Стр. 219-222. Проблемная дискуссия с опорой на ключевые эпизоды романа и задания учебника. Стр225-226 Д/з Закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова. |
30. | Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. | 27.12 | | Раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине.Стр.217-218 Любовь в романе «Отцы и дети», суть отношений героев. Д/з Стр.225, вопрос 6 |
31. | Философские итоги романа. Смысл заглавия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). | 13.01 | | Актуальное философское значение романа в наше время; почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя.стр.221 Трагическое одиночество героя.Вечные темы в литературе. Критические статьи о романе. Д/з Стихотворения в прозе «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П. Вревской» и др.) |
32. | Гимн вечной жизни. (Поэтика и жанр тургеневских сти-хотворений в прозе «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П. Вревской» и др.) | 17.01 | | Особенности жанра «стихотворения в прозе». Стр.222-225 лирическая проза. Поэтика и жанр тургеневских стихотворений в прозе «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П. Вревской» и др. Исповедь поэтической души. Д/з Подготовиться к контрольной работе по творчеству Тургенева. Стр.226-227 |
33. | Р.Р.Творческая работа по творчеству И. С. Тургенева, А. Н. Островского. | 20.01 | | Проверить знания обучающихся по творчеству И.С.Тургенева; развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, делать выводы, организовать текст композиционно. Сочинение. |
34. | Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества поэта. Народные характеры и типы в некрасовской лирике. Анализ стихотворения «В дороге». | 24.01 | | Основные этапы жизненного и творческого пути поэта, тематика лирики Некрасова, ее своеобразие, художественные особенности некрасовских «лирических новелл». Стр.228-233 Народность художественного творчества; демократизация поэтического языка. Д/з Анализ стихотворений. Стр.228-233, анализ стихотворения «в дороге» |
35. | «Муза мести и печали» в лирике Некрасова. Анализ стихотворений «Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день часу в шестом…». | 27.01 | | Художественные особенности некрасовских «лирических новелл», приёмы создания сатирического портрета действительности. Лирический пафос.Стр.236-239 Д/з Выразительное чтение наизусть (по выбору обуч-ся). |
36. | Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова. («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк», «Элегия» и др.) | 31.01 | | Социальные и гражданские мотивы лирики Некрасова. Гражданская и любовная лирика.Стр.239-251 Образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Чтение наизусть. Д/з Выучить наизусть «Поэт и гражданин», прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо». |
37. | Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ глав «Счастливые», «Последыш», «Крестьянка». | 03.02 | | История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стр.252-259; ее композиция, нравственная проблематика; сущность из-менений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы; социальная трагедия крестьянства. Лироэпическая поэма. Фольклоризм в художественной литературе. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Закрепление понятий «поэма-эпопея», «фольклорный мотив», «сказочный зачин», «мифологический образ». Чтение наизусть. Д/з Стр.252-259. Подготовиться к беседе по главам «Пьяная ночь», «Счастливые», «Помещик», «Крестьянка». |
38. | Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. | 07.02 | | Определить истоки сильного характера русской женщины. Речевая и цитатная характеристики.Стр265-266 Д/з Перечитать главы «Помещик», «Последыш», выучить наизусть «Пир…», «Русь», «Ты убогая…» - песня Гриши Добросклонова, стр.273,в. 10. |
39. | «Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. | 10.02 | | Пути выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недо-вольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания; определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы. Фольклорный образ (мотив).Стр264-268 Образы «народных заступников» в поэме. Чтение наизусть Д/з Написание тезисов. Статья учебника с.264-272 (читать), подготовиться к сочинению. |
40. | Р.Р. Творческая работа по творчеству Н. А. Некрасова или И. С. Тургенева. | 14.02 | | Проверка знаний обучающихся по творчеству Н.А.Некрасова,И.С.Тургенева; интерпретация художественного текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. Сочинение. |
41. | Жизнь и поэзия Ф.И. Тютчева. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Анализ стихотворений «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились…» и др. | 17.02 | | Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева, ч. (II) стр.3-8 особенности его лирики. Поэтическая школа, в которой развивался лирический дар поэта, своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу, на русскую историю и культуру, традиции и новаторство его поэзии. Философская лирика, афористичность стиха. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. Д/з Статья учебника (II) с.3-8 (читать), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта. |
42. | Драматизм звучания любовной лирики поэта. («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). | 21.02 | | Лирический цикл.Стр.20-32 Отображение личной жизни Ф. И. Тютчева в поэтических произведениях. Д/з Статья учебника (II) с.20-32 (читать), наизусть стихотворение по выбору обучающихся, анализ стихотворения. |
43. | Жизнь и творчество А.А. Фета. Природа и человек в лирике Фета. Анализ стихотворений «Заря прощается с землёю…», «Это утро, радость эта…» и др. | 24.02 | | Основные этапы жизни и творчества А.А. Фета;стр.39-46, основные темы и мотивы лирики Фета. Поэтическая «безглагольность». Композиция лирического произведения. Чтение наизусть. Д/з Сообщение. Статья учебника (II) с.39-46 (читать), вопросы 1-З с.56. |
44. | Тема любви в лирике Фета. Анализ стихотворений «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришёл к тебе с приветом…» и др.; | 28.02 | | Особенности любовной лирики А.А.Фета.Стр.53-56 Лирический восторг, музыкальность стиха, романс. Чтение наизусть. Д/з Подготовить сообщение о Н.С.Лескове. |
45. | Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова. | 02.03 | | Жизненный и творческий пути Н.С. Лескова. Стр.59-70Жанровая «палитра» творчества Лескова, специфика лесковского сказа, тема и проблематика повести «Очарованный странник». Национальный колорит. Литературный сказ. Язык и стиль лесковского сказа. Стилизация. Герой-рассказчик. Жанровый синтез. Былинные мотивы в повести «Очарованный странник». Д/з Статья учебника (II) с.59-70 (читать); вопросы на стр.82-83. Повесть «Очарованный странник». |
46. | Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. | 06.03 | | Смысл названия повести, особенности изображения русского нацио-нального характера. Стр.71-81 Литературный сказ; жанр путешествия. Д/з Статья учебника (II) с.71-81 (читать), ответить на вопросы 3-5 |
47. | Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. От Салтыкова к Щедрину. «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | 09.03 | | Этапы биографии и творчества писателя; стр.85-90; особенности художественного мира писателя-сатирика; художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. От Салтыкова к Щедрину. Стр.86-90. Сарказм. Ирония. Гротеск стр.94. Абсурд. Сатирический роман-хроника. Антиутопия стр.101. Аллегория. Авторская сатирическая сказка. Д/з Сообщение. Статья учебника с.85-90 (читать), ответить на вопросы 1,2 с.109 |
48. | Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Анализ сказок «Медведь на воеводстве» и «Дикий помещик». «Жил – дрожал, и умирал – дрожал…» (Образ обывателя в сказке «Премудрый пискарь».) | 13.03 | | «Сказки для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности; художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Стр.101-105. Сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония. Фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.). Д/з Сказка «Премудрый пискарь». |
49. | Природный мир в лирике А.К. Толстого. Анализ стихотворений «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др | 16.03 | | Основные этапы жизни и творчества А. К. Толстого; основные темы, мотивы и образы лирики поэта.Стр.112-116 Традиции русской художественной сатиры в произведениях А.К. Толстого.Стр.117-120. Анализ стихотворений «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» . Д/з Выразительное чтение. |
50. | Романтический колорит интимной лирики поэта. Анализ стихотворений «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…». | 20.03 | | Круг основных тем в лирике А.К. Толстого. Стр.121-130. Гражданская и писательская позиция поэта; соотношение произведения с литературным направлением; черты литературного направления в произведении. Романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого. Романс. Баллада. Пародия. Притча-присказка Политическая сатира. Д/з Стр.121-130. Анализ стих., выраз чтение |
51. | Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь великого художника-мыслителя. История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». | 30.03 | | Жизнь и судьба Л. Н. Толстого.Стр.133-146. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». История создания романа, его своеобразие. Исторические источники романа. Стр.146-154 Д/з Стр.146-154. Подготовить сообщения об А. Болконском. Т.1.ч.1,гл.1-6,7-11,14-17,22-25 |
52. | «Мысль семейная» в романе. | 03.04 | | Представление о романе «Война и мир» как о романе - семейной хронике; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни. Толстовский идеал – патриархальная семья с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Стр156-164 Д/з Статья учебника (II) с. 156-164, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе. |
53. | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 06.04 | | Исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни;Стр.160-166. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально – интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. «Диалектика души». Д/з Т.2.ч.3,4. Наизусть отрывок. |
54. | Наташа Ростова и женские образы в романе. | 10.04 | | Судьбы женских образов Толстого, их сравнительная характеристика, роль эпилога в идейном содержании романа «Война и мир».Стр.166-171 Нравственно – психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Чтение наизусть Д/з Тематический подбор цитат из текста. |
55. | Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. | 13.04 | | Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона; Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Антитеза.Стр.164-166 Д/з Тематический подбор цитат из текста. |
56. | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. | 17.04 | | Изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями; роль народа в истории, отношение автора к народу. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Стр.172-176 Д/з Тематический подбор цитат из текста. |
57. | Платон Каратаев: русская картина мира. Нравственно-философские итоги романа. | 20.04 | | Мудрость русского народа; изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущая роль народа в истории. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.Стр.186, вопрос 9 Д/з Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?» |
58. | Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». | 24.04 | | Биография Ф. М. Достоевского, особенности его мировоззрения, своеобразие творчества. Стр.203-216. Язык и стиль прозы Достоевского. Достоевский в театре и кино. Составление хронологической таблицы.Детективный роман. Идеологический роман. Полифония (многоголосие). Герой-«двойник». Евангельский мотив. Идея «сверхчеловека». Д/з Сообщения. Статья учебника с.203-216 (читать) |
59. | Мир «униженных и оскорблённых» в романе. | 27.04 | | Изображение писателем жизни униженных и оскорбленных; главный конфликт романа между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.стр.226-231 Полифония (многоголосие) Герой-«двойник» Евангельский мотив Идея «сверхчеловека» Д/з Стр.217-231, вопросы на стр.241 |
60. | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. | 01.05 | | Конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; мир духовных исканий Раскольникова.Стр.231-234 Идея «сверхчеловека» Д/з Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова». |
61. | «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. | 04.05 | | Источник обновления жизни; решение вопроса, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; нравственные идеалы автора. Протест писателя против бесчеловечности общества.Стр.236-241 Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Д/з Стр.244-245 (II). Подготовиться к контрольной работе по роману «Преступление и наказание». |
62. | Р.Р. Творческая работа по творчеству Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. | 08.05 | | Проверка знаний обучающихся по творчеству Ф.М.Достоевского; развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, делать выводы, организовать текст композиционно. Сочинение. |
63. | Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни. Анализ рассказов «Человек в футляре» и «Крыжовник». | 11.05 | | Жизнь и творчество А. П. Чехова. Особенности рассказов 80-90-х годов.Стр.246-255 Дать представление об общественно-политической жизни 80-90-х годов XIX века и помочь обучающимся осознать роль творчества А. П. Чехова.Стр.269-271. Лирическая проза. Лирическая комедия «Бессюжетное» действие. Подтекст. Внутреннее действие Д/з Стр.246-255 (II), прочитать рассказы «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Крыжовник» |
64. | Выбор доктора Старцева. (Рассказ «Ионыч».) | 15.05 | | Трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч». Принцип нисходящего развития личности.Стр262-269 Д/з Стр.279,вопросы 1,2 Прочитать «Вишневый сад». |
65. | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишнёвый сад». | 18.05 | | Чеховское восприятие жизни, художественное своеобразие пьесы; Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе.Стр272-277 Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига. Д/з Стр.279(II), ответить на вопросы 4-9 |
66. | «Здравствуй, новая жизнь!» (Образ сада и философская проблематика пьесы.) | 22.05 | | Основные образы и проблематика комедии «Вишнёвый сад»; соотнесение событий произведения с проблемами эпохи; символический смысл ключевых образов произведения, художественная природа главного образа пьесы – вишневого сада; Символическая образность. Стр277--279 Д/з Стр.280, темы сочинений. |
67. | Р.Р. Творческая работа по творчеству А.П. Чехова. | 25.05 | | Интерпретация художественного текста на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создание связного текста на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. Сочинение. |
68 | Обобщение по курсу. Итоги года. | 29.05 | | Работа по вопросам и заданиям для обобщения в заключительной части учебника.Стр.283-284 Рекомендуемая литература для летнего чтения. |