СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по ФГОС "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Климанова Л.Ф.


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.


Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.


Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников 3 класса повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения у третьеклассников формируется читательская компетентность, помогающая осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

Для  формирования  читательского кругозора  школьников,  развития интереса  к самостоятельной   читательской    деятельности    1 ч   в две недели  отводится  на   внеклассное   чтение.  

      Цель уроков внеклассного чтения - выработать у учащихся свой вкус и свои читательские интересы.

       Внеклассное чтение создает предпосылки для изучения литературы, но это не фон, а основы литературного развития, поскольку заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта.

       При определении места внеклассного чтения в системе начального обучения языка необходимо помнить, что целью:

  • уроков литературного (классного) чтения - совершенствование техники чтения и  выработка навыков работы с текстом;

  • цель уроков внеклассного чтения - сформировать основы читательской самостоятельности младшим школьникам, т.е. привить им положительное отношение к чтению, научить выбирать книги и осваивать их содержание.


.Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения в 3 классе совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Учебно-методическая литература.

  • Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы.

  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).

  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).

  • Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.





Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

К концу 3 класса

      Обучающиеся должны:

      владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70-75 слов в минуту;

      понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

      передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

      составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

      вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

      выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

      самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

      знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

      знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

      знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

      знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

      уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

      давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.


Содержание



«САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ»  (2 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.


«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (15 ч)

Русские народные песни.

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Иван – царевич и серый волк.

Сивка – бурка.


«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ №1»  (7 ч)

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Ф.Тютчев «Листья».

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».

И.Никитин «Степь моя»

И.Никитин «Встреча зимы».

И.Суриков «Детство».

И.Суриков «Зима».


«ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ» (26 ч)

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..»

А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

И.Крылов «Мартышка и очки».

И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»

И.Крылов «Ворона и лисица».

М.Лермонтов «Горные вершины».

М.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

М.Лермонтов «Утес», «Осень».

Детство Л.Толстого.

Л.Толстой «Акула».

Л.Толстой «Прыжок».

Л.Толстой «Лев и собачка».

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».


«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ № 2»  (7ч)

Н.Некрасов «Славная осень!»

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

К.Бальмонт «Золотое слово».

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».


«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» (10ч)

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

В.Одоевский «Мороз Иванович».


«БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ» (11 ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой».

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

А.Куприн «Слон».


«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ №1»   (3 ч)

С.Черный «Воробей», «Слон».

А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».

С.Есенин «Черемуха


«ЛЮБИ ЖИВОЕ»  (21 ч)

М.Пришвин «Моя Родина».

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».

В.Бианки «Мышонок Пик».  

Б.Житков «Про обезьянку».

В.Дуров «Наша Жучка».

В.Астафьев «Капалуха».

В.Драгунский «Он живой и светится…»


«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ № 2» (7 ч)

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

А.Барто «Разлука», «В театре».

С.Михалков «Если», «Рисунок».

Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».


«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК» (15 ч)

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

А.Платонов «Цветок на земле».

М.Зощенко «Золотые слова».

М.Зощенко «Великие путешественники».

Н.Носов «Федина задача».

Н.Носов «Телефон».

В.Драгунский « Друг детства».


«ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ» (6 ч)

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Г.Остер «Вредные советы».

Г.Остер «Как получаются легенды».

Р.Сеф «Веселые стихи».


«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (6 ч)

Мифы Древней Греции

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»

.









Тематическое планирование

Литературное чтение 136 ч

Тема урока


Кол-во ч


Дата

План.

Дата

Факт.

Планируемые результаты раздела

1 четверть(34 ч)

Самое великое чудо на свете (2 ч)

1

Знакомство с учебником

Рукописные книги Древней Руси.






1



Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности;

развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа;

Регулятивные:

принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

овладевать способами решения учебной задачи,

планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

Познавательные УУД

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно содержание текста;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

осознанно строить речевое высказывание; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

Коммуникативные УУД

выражать свои мысли и чувства, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.


2


Первопечатник Иван Федоров.




1




Устное народное творчество (15 ч)

3-4

Русские народные песни.

Докучные сказки.



2



Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности;

развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре

Регулятивные:

принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Познавательные УУД

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

Коммуникативные УУД

выражать свои мысли и чувства, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);


5-6

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».




2




7

Вн.чт. .: «На острове Буяне. Фольклор.»

1



8

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана.




1




9-10

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»




2




11

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Деление текста на части. Составление плана. Сравнение художественного и живописного текстов.




1




12-13

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»



2



14

Вн.чт. .: Сказки народные и литературные

1



15

Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Деление текста на части. Составление плана.



1





16

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

1



17

Обобщение по теме: «Устное народное творчество». Оценка достижений.

1



Поэтическая тетрадь №1 (7 ч)

18-19

Как научиться читать стихи.

Русские поэты XIX-XX веков.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».


2



Личностные результаты:

развитие чувства любви и гордости к Родине, к её природе;

развитие чувства любви и уважения к русской поэзии; развитие интереса к познанию русской литературы; интерес к чтению и читательской деятельности;

осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

Регулятивные УУД

принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом;

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

Коммуникативные УУД

выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.


20

Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета и И. С. Никитина.

1



21

И. С. Никитин «Встреча зимы» .

1



22

Вн.чт. Творчество И.С.Никитина

1



23-24

Сказочность стихотворения.

И. З. Сурикова «Детство»

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

И. З. Суриков «Зима».

Обобщение по разделу. Оценка достижений

2



Великие русские писатели (26ч)

25

А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».


1



Личностные результаты

развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

понимания необходимости учения;

понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  Регулятивные УУД

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  Познавательные УУД

воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно содержание текста;

анализировать и оценивать содержание,

  Коммуникативные УУД

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;


26

Лирические стихи А. С. Пушкина о природе.

1



27-28

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Настроение стихотворения и прием контраста

.2



29

Вн.чт. .: Писатели детям

1



30

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..»

1



31-32

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..»

Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки.

2



33-34

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки.

2



2 четверть (29ч)

35-36

Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». «Зеркало и обезьяна».

2




37

Вн.чт. Урок-игра (инсценирование басен И. А. Крылова.)

1



38

Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен И. А. Крылова на основе их поступков.

1



39-40

М. Ю. Лермонтов.

Лирические стихотворения («Горные вершины», «Утес», «Осень»).


2



41

Детство Л.Н.Толстого

1



42

Тема и главная мысль рассказа «Акула».

1



43

Составление различных планов к рассказу «Акула».

1



44

Вн.чт. .: Творчество Л.Н.Толстого

1



45-46

Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема.

2



47

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема.

1



48

Л. Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

1



49

Обобщение по теме «Великие русские писатели». Оценка достижений.

1



50

Вн.чт. .: Стихи русских поэтов о родной природе

1



Поэтическая тетрадь №2(7ч)

51-52

Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!» , «Не ветер бушует над бором..»

2



Личностные результаты:

осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

Регулятивные УУД

принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом;

оценивать свои достижения, определять трудности,

Познавательные УУД

выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

Коммуникативные УУД

выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка

53-54

Повествовательное произведение в стихах Дедушка Мазай и зайцы».

2



55-56

Создание словесных картин в стихах К. Д. Бальмонта «Золотое слово» и И. А. Бунина «Детство». И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги».

2



57

Вн.чт. .: Стихи о Родине

1



Литературные сказки (10 ч)

58-59

Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки»,

«Сказка про Храброго зайца..» Нравственный смысл сказки.

2



Личностные результаты

интерес к чтению и читательской деятельности;

формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

развитие этических чувств

  Регулятивные УУД

контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  Познавательные УУД

воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно содержание текста;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;


60

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки.

1



61

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки. Составление смешных историй.

1



62

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1



63

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ.

1



3 четверть (40 ч)

64

Вн.чт. .: Рассказы и стихи о детях

1




65

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ.

1



66

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.

1



67

Литературная викторина.

1



Были-небылицы (11ч)

68

М. Горький «Случай с Евсейкой». .

1



Личностные результаты

интерес к чтению и читательской деятельности;

формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

развитие этических чувств

  Регулятивные УУД

контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  Познавательные УУД

воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно содержание текста;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль

69

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького

1



70

Вн.чт. .: Читаем о братьях наших меньших

1



71-72

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

2



73

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ.

1



74-75

А. И. Куприн «Слон»

2



76

А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ.

1



77

Вн.чт. .: «Волшебница Зима» (стихи и рассказы)

1



78

Обобщение по разделу «Были- небылицы». Оценка достижений.

1



Поэтическая тетрадь №1(3 ч)

79

Стихи о животных С Черного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей». «Слон».

1



Личностные результаты:

осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

Регулятивные УУД

принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом;

Познавательные УУД

выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

Коммуникативные УУД

выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения,

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


80

Картины зимних забав в стихах А. Блока.

1



81

С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стих-ний разных авторов на одну тему.

1




Люби живое (21ч)


82

М. Пришвин «Моя Родина»

1



Личностные результаты

интерес к чтению и читательской деятельности;

формирование мотивации к творческому труду

  Регулятивные УУД

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  Познавательные УУД

воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно содержание текста;

анализировать и оценивать содержание,

материалом учебника;

  Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;


83

Вн.чт. .: Рассказы о природе (М.Пришвин)


1



84-85

И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек».

2



86

И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек». Составление рассказа о герое. Творческий пересказ

1



87-88

В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку ».

2



89

Вн.чт. .: Рассказы Б.Житкова

1



90-91

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

2



92

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры.

1



93-94

Б. С. Житков «Про обезьянку».

2



95

Вн.чт. .: «Дал слово- крепись» (о честности)

1



96-97

Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ.

2



98

В. П. Астафьев «Капалуха».

1



99-100

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

2



101

Вн.чт. «Подвиги в мирное и военное время»

1



102

Обобщение по разделу «Люби живое». Оценка достижений.


1



Поэтическая тетрадь №2 (7 ч)

103

С. Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной».

1



Личностные результаты:

развитие чувства любви и гордости к Родине, к её природе;

Регулятивные УУД

принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  Познавательные УУД

воспринимать смысл читаемых текстов,

Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах),

4 четверть (33 ч)

104-105

А. Л. Барто «Разлука», «В театре».

2




106

С. В. Михалков «Если» Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1



107

Проект: «Праздник поэзии».

1



108

Вн.чт. .: Рассказы Льва Кассиля

1



109

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

1



Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (15 ч)

110-111

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок».

2



Познавательные УУД

-названия, основное содержание изученных литературных  произведений, их авторов

- понимать эмоционально-нравственных переживания героев  произведений;

-участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)

- участвовать в литературных играх (инсценирование);

-оценивать события, героев произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).

Личностные результаты

интерес к чтению и читательской деятельности;

формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

  Регулятивные УУД

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  

  Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

задавать вопросы

112-113

А. П. Платонов «Цветок на земле».

2



114

А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям.

1



115

Вн.чт. .: Рассказы о космонавтах

1



116-117

М. М. Зощенко «Золотые слова».

2



118

М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа.

1



119-120

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

2



121

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий.

1



122

Вн.чт. Рассказы о В.О. войне.

1



123

Н. Н. Носов «Федина задача».

1



124

Н. Носов «Телефон».

1



По страницам детских журналов (6 ч)

125

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы.

1



Познавательные УУД

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

- названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Регулятивные УУД

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  

  Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

задавать вопросы

-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться  в журналах.

Личностные результаты

интерес к чтению и читательской деятельности;

формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).


126-127

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Пересказ.

2



128

Вн.чт. .: «Юмористические рассказы (Н.Носов, В.Драгунский)

1



129-130

Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды».

2



Зарубежная литература (6 ч)

131-132

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».


2



Познавательные УУД

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;

-выделять в тексте главное, анализировать Регулятивные УУД

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  

  Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

задавать вопросы

Личностные результаты

интерес к чтению и читательской деятельности;

формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).


133-134

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки.

Создание рисунков к сказке.

2



135-136

Оценка достижений. Итоги года. Литературная викторина.

2