СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса(5 часов в неделю) составлена на основе Рабочей программы по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской,Л.А. Тростенцовой и других,М.,"Просвещение",2016 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; с учебным планом лицея, Положением о разработке рабочих программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы и внеурочной деятельности в бюджетном общеобразовательном учреждении города Омска «Лицей № 74», на основе Программы по русскому языку для 5-9 класса. Авторы: Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов и др.,М. «Просвещение»,2016)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 175 часов (5 часов в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);

  • хранения и передачи информации;

  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.



Общая характеристика курса

В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка;а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.



Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Планируемые результаты освоения учебного предмета.


 

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых основ лингвистики;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Обучающийся научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

•использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее , привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


.

Содержание учебного предмета

1. Язык – важнейшее средство общения. – 2 ч. + 1 ч.Р.р.

2. Повторение  изученного в начальных классах.  -  17 ч.+3 ч.Р.р.

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.  Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.  Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 23ч. +7 ч.Р.р.

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.   Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.  Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.  Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. –  12 ч. + 3ч. Р.р

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

5. Лексика. Культура речи. – 6 +2 ч. Р.р.

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

6. Морфемика. Орфография. Культура речи –  18ч. +4 ч. Р.р.

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.  Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

7. Морфология.Орфография. Культура речи –  56 ч. + 14 ч. Р.р.

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное  -  17+4ч. Р.р.

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).  Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.  Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное  - 10 ч. + 4 ч. Р.р.

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.  Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол –  26 ч.+ 6 ч. Р.р.

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.  Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.  Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе –  8 ч.+2 р/р

 Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.


Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов, включая развитие речи

Из них к/р

1.

Язык и общение

2 ч +1


2.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (повторение изученного в начальных классах)

17ч +3

1

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

23ч +7

1

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

12ч+3

1

5.

Лексика. Культура речи

6ч +2


6.

Морфемика. Орфография. Культура речи

18ч +4

1

7.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

17ч +4

1

8.

Имя прилагательное

10ч +4

1

9.

Глагол

26ч +6

1

10.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

8ч +2

1


Итого

175












Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5классе(ФГОС)

Всего 175 (5 ч в неделю)



№ п/п

№ в теме

Тема

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

(предметные)

Тип урока

Тема самообразования

Дата

Обратная связь

Раздел 1.Язык и общение(2+1 ч)

Планируемые результаты

Метапредметные:: умение работать с письменными и устными источниками, со стилями речи; умение работать со схемой; умение вступать в диалог;

Личностные: сотрудничество в процессе работы в группах


1

1

Язык и человек

Читают и анализируют текст, озаглавливают его

Читать, озаглавливать текст упражнения, пересказывать его содержание, овладеют приемами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога

Урок общеметодической направленности



Упр 3

2

2

Общение устное и письменное

Отвечают на вопросы, объясняют схему

Овладеют приемами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога

Урок общеметодической направленности



Упр 7

3

3

Р/Р Стили речи. Читаем учебник. Слушаем на уроке

Пишут мини-сочинение, работают в группе

Овладеют приемами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога

Урок развития речи

Работа в группе


Упр 15

Раздел 2 Вспоминаем, повторяем, изучаем(17+3 ч)

Планируемые результаты

Метапредметные: знаковые, символические умения (транскрипция), умение составлять тексты умение работать по алгоритму, по плану; овладение монологической и диалогической речью, умение составлять план текста;

Личностные: умение высказать свою точку зрения по проблеме, сотрудничество

4

1

Звуки и буквы. Произношение и правописание

Знакомятся с понятием транскрипции,

отрабатывают его

в упражнениях;


Осознавать соотношения произношения и правописания


Урок общеметодической направленности

Работа в группах


Упр.24

5

2

Орфограмма

Знакомятся с понятием

морфемы, графически

выделяют морфемы;


Опознавать различные виды орфограмм,

объяснять их

Урок общеметодической направленности



Упр.28

6-7

3-4

Правописание безударных гласных в корне слова

Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания

Опознавать различные виды орфограмм,

объяснять их;

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр.38,39

8

5

Правописание согласных в корне слова

Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания

Коллективное планирование д/з

Опознавать различные виды орфограмм,

объяснять их;

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр.42

9

6

Правописание непроизносимых согласных

Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания

Опознавать различные виды орфограмм,

объяснять их;

Урок общеметодической направленности



Упр.49,47

(по вариантам)

10

7

Буквы И,У,А после шипящих

Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания Коллективное планирование д/з

Опознавать различные виды орфограмм,

объяснять их;

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр.53

11

8

Разделительные Ъ и Ь

Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания

Опознавать различные виды орфограмм,

объяснять их;

Урок общеметодической направленности



Упр.58

12

9

Раздельное написание предлогов с другими словами

Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания

Опознавать различные виды орфограмм,

объяснять их;

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр.64

13

10

Р/Р Что мы знаем о тексте

Анализируют текст,

определяют его признаки

Определять признаки текста

Урок развития речи



определения

14

11

Контрольный диктант

Пишут диктант

Владеть навыками самоконтроля

Урок развивающего контроля




15

12

Работа над ошибками

Части речи

Анализируют ошибки, намечают пути коррекции

Владеть навыками саморегуляции

Урок общеметодической направленности




16

13

Глагол

Определяют

морфологические признаки самостоятельных частей речи

Коллективное планирование д/з

Распознавать части речи, определять их морфологические признаки;


Урок общеметодической направленности



Упр 70

17

14

_ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах

Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания

Опознавать различные виды орфограмм,

объяснять их;

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


карточки

18

15

Р/Р Тема текста

Читают текст,

определяют его тему,

анализируют содержание

Определять признаки текста

Урок общеметодической направленности




19

16

Личные окончания глаголов

Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания

Опознавать различные виды орфограмм,

объяснять их;

Урок общеметодической направленности



таблицу

20

17

Имя существительное

Определяют

морфологические признаки самостоятельных частей речи Коллективное планирование д/з


Распознавать части речи, определять их морфологические признаки;


Урок общеметодической направленности

Работа в парах



21

18

Имя прилагательное

Определяют

морфологические признаки самостоятельных частей речи


Распознавать части речи, определять их морфологические признаки;


Урок общеметодической направленности



Упр 99

22

19

Местоимение

Определяют

морфологические признаки самостоятельных частей речи


Распознавать части речи, определять их морфологические признаки;


Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр.110

23

20

Р/Р Основная мысль текста

отвечают на контрольные

вопросы и задания



Определять признаки текста

Урок развития речи




Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23ч.+7 ч.)

Планируемые результаты

Познавательные: знаковые и символические умения при разборе словосочетаний, умение устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные: умение давать характеристику предложениям, работать по плану;

Коммуникативные: овладение монологической речью при характеристике предложений, умение вступать в диалог, составлять план сообщения на тему;

Личностные: Сотрудничество, умение работать в группах, высказывать свое мнение


24

1

Синтаксис

Распознают словосочетания в составе предложения.



Урок общеметодической направленности

Работа в группах


Упр.120

25

2

Пунктуация и РР

Наблюдение, сравнение

языковых явлений

Участие в учебном диалоге



Урок общеметодической направленности



Упр127

26

3

Словосочетание

Определяют главные и зависимые слова в словосочетании.

Коллективное планирование д/з

Распознавать словосочетания в составе предложения,

разбирать их;

Урок открытия новых знаний



Упр133

27

4

Разбор словосочетания

Определяют главные и зависимые слова в словосочетании. Характеризуют словосочетание по морфологическим признакам главного слова


Распознавать словосочетания в составе предложения,

разбирать их;

Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр.140

28-29

5-6

РР Сжатое изложение

Пишут изложение

Понимать приёмы компрессии

Урок развития речи



-

30

7

Предложение. Виды предложений по цели высказывания

Дают характеристику предложениям

Распознавать виды предложений по цели высказывания,

по интонации

Урок общеметодической направленности

Работа в группах


Упр.149 (устно)

31

8

Восклицательные предложения.

Дают характеристику предложениям

Распознавать виды предложений по цели высказывания,

по интонации

Урок общеметодической направленности



Упр 155

32-33

9-10

РР Сочинение

Пишут сочинение

Уметь составлять предложения и текст на заданную тему

Урок развития речи



Упр.158 (устно)

34

11

Главные члены предложения. Подлежащее

Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых предложений

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок открытия новых знаний



Упр162

35

12

Сказуемое.


Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых предложений

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок открытия новых знаний



-

36

13

РР Описание действий

Определяют стиль речи текстов.



Уметь составлять предложения и текст на заданную тему

Урок развития речи



Упр.172

37

14

Тире между подлежащим и сказуемым

Составляют план сообщения на тему.

Коллективное планирование д/з

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок открытия новых знаний

Работа в группах


Упр.177

38

15

Нераспространенные и распространенные предложения

Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых предложений

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок общеметодической направленности



Упр.185

39

16

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых и сложных предложений

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок общеметодической направленности



Упр189

40

17

Определение

Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор предложений

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок общеметодической направленности



Упр.195,198(устно)

41

18

Обстоятельство

Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых предложений

Разбирать по членам предложения

Урок общеметодической направленности



-

42

19

Контрольный диктант

Пишут диктант

Владеть навыками самоконтроля

Урок развивающего контроля



Упр.201

43

20

Работа над ошибками

Предложения с однородными членами

Работают с таблицами

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок открытия новых знаний



Упр212

44

21

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Составляют схемы; используют в речи предложения с разными однородными членами



Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. правильно интонировать предложения с однородными членами и обращениями


Урок открытия новых знаний



Упр221

45

22

Предложения с обращениями

Составляют схемы; используют в речи предложения обращениями


Коллективное планирование д/з

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. правильно интонировать предложения с однородными членами и обращениями


Урок открытия новых знаний




46

23

РР Письмо

Анализируют текст

Составлять текст письма

Урок развития речи




47

24

Синтаксический разбор простого предложения

Дают характеристику предложениям

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок открытия новых знаний



Упр 229

48

25

Пунктуационный разбор простого предложения

Дают характеристику предложениям Коллективное планирование д/з

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. анализировать тексты с точки зрения роли в них знаков препинания

Урок открытия новых знаний



Упр231

49

26

Простые и сложные предложения

Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых и сложных предложений

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок общеметодической направленности



Упр139

50

27

Синтаксический разбор сложного предложения

Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор сложных предложений

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр.244

51

28

Прямая речь

Дают характеристику предложениям

Составляют предложения

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок открытия новых знаний



Упр249

52

29

Диалог

Дают характеристику предложениям Составляют предложения

Разбирать по членам предложения,

различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Урок открытия новых знаний



Упр254

53

30

РР Выборочное изложение

Пишут изложение

Понимать приёмы компрессии

Урок развития речи



дописать

Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12ч.+ 3ч.)

Планируемые результаты

Регулятивные: умение работать по плану, алгоритму;

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять тексты в соответствии с нормами, умение работать с письменными и устными источниками

Коммуникативные: умение вступать в диалог, планирование

Личностные: освоение моральных норм при работе со связными текстами, сотрудничество;


54

1

Фонетика. Гласные звуки

Анализируют схемы,

составляют таблицу


распознавать гласные и согласные звуки.



Урок открытия новых знаний

Работа в группах


Упр266

55

2

Согласные звуки

Сопоставляют и

анализируют звуковой и буквенный состав слова;


распознавать гласные и согласные звуки

Урок открытия новых знаний



Упр274

56

3

Изменение звуков в потоке речи

Сопоставляют и

анализируют звуковой и буквенный состав слова;


различать ударные и безударные гласные, сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков

Урок общеметодической направленности



Упр276

57

4

Согласные твердые и мягкие

Сопоставляют и

анализируют звуковой и буквенный состав слова;


сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр280

58-59

5-6

РР Повествование.

Изложение

Составляют план текста,

пишут изложение

выделять описание и повествование как смысловые типы речи

Урок развития речи



-

60

7

Согласные звонкие и глухие

Сопоставляют и

анализируют звуковой и буквенный состав слова;


сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков

Урок общеметодической направленности

Работа в группах


Упр286

61

8

Графика. Алфавит

Сопоставляют и

анализируют звуковой и буквенный состав слова;


сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова;

Урок общеметодической направленности



Упр295

62

9

РР Описание предмета

Пишут сочинение,

описывая предмет

выделять описание и повествование как смысловые типы речи;

Урок развития речи



Дописать сочинение

63

10

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Объясняют орфограммы

сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова;

Урок общеметодической направленности



Упр307

64

11

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я

Наблюдение, сравнение

языковых явлений

Участие в учебном диалоге

Объясняют орфограммы

сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова;

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр312

65

12

Орфоэпия

Выполняют практические упражнения

Коллективное планирование д/з

осознавать важность нормативного произношения для культурного человека

Урок открытия новых знаний



Упр319

66

13

Фонетический разбор слова

Проводят фонетический

анализ слов;


делать фонетический разбор слов

Урок общеметодической направленности



З слова разобрать

67

14

Повторение

Работаю с карточками, таблицами


Урок общеметодической направленности

Работа в группах


Упр322

68

15

Контрольный диктант

Пишут диктант

Владеть навыками самоконтроля

Урок развивающего контроля



-

Раздел 5. Лексика. Культура речи. (6ч. + 2ч.)

Планируемые результаты

Познавательные: умение работать с письменными и устными источниками, умение составлять тексты в соответствии с нормами;

Регулятивные: умение отвечать на контрольные вопросы;

Коммуникативные: умение вступать в диалог, овладение монологической речью;

Личностные: умение высказывать свое мнение в устной и письменной форме


69

1

Слово и его лексическое значение

Объясняют лексическое

значение слов, отвечают на вопросы


Ученик научится: объяснять различие лексического и грамматического значений слова, работать со словарем (толковым),




Урок открытия новых знаний

Работа в группах


Упр.331

70

2

Однозначные и многозначные слова

Составляют словосочетания и

предложения с

многозначными словами Наблюдение, сравнение

языковых явлений

Участие в учебном диалоге

находить примеры многозначных слов.

понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.



Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр345, 346 (устно)

71

3

Прямое и переносное значение слов

Наблюдение, сравнение

языковых явлений

Участие в учебном диалоге

понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.



Урок открытия новых знаний



Упр351.352

72

4

Омонимы

Составляют словосочетания и

предложения

омонимами

находить примеры омонимов,


Урок открытия новых знаний



Упр357

73

5

Синонимы

Составляют словосочетания и

предложения синонимами, Наблюдение, сравнение

языковых явлений

Участие в учебном диалоге


находить примеры синонимов, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.



Урок открытия новых знаний



Упр367

74

6

Антонимы

Наблюдение, сравнение

языковых явлений

Участвуют в учебном диалоге

составляют словосочетания и

предложения антонимами

находить примеры антонимов


Урок открытия новых знаний



Упр370

75-76

7-8

РР Изложение




Слушают, пересказывают

текст

составлять план текста, озаглавливать его

Урок развития речи



Упр.331

Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи (18ч.+ 4ч.)

Планируемые результаты

Познавательные: знаковые и символические умения, умение составлять тексты в соответствии с нормами, устанавливать причинно- следственные связи, работать со стилями речи;

Регулятивные: умение работать по схеме, алгоритму;

Коммуникативные: овладение монологической и диалогической речью, планирование

Личностные: умение рассуждать, обосновывать свою точку зрения, работа в группах и сотрудничество;

77

1

Морфема- наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками,


осознавать морфему как значимую единицу языка,


Урок открытия новых знаний

Работа в группах


Упр.377

78

2

Окончание

Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками,


делать морфемный разбор,

Урок общеметодической направленности



Упр384

79

3

Основа слова

Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками

делать морфемный разбор,

Урок общеметодической направленности



Упр389

80

4

Корень слова

Пересказывают научный текст,

анализируют таблицу;



делать морфемный разбор,

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр395

81-82

5-6

РР Рассуждение.

Определяют стиль текста, тип речи

Выделять рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи

Урок развития речи



Дописать

83

7

Суффикс

Пересказывают текст,

анализируют таблицу;



Делать морфемный разбор,

Урок общеметодической направленности



Упр411

84

8

Приставка

Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками ,анализируют таблицу;


Делать морфемный разбор,

Урок общеметодической направленности



Упр418

85-86

9-10

РР Выборочное изложение

Пишут выборочное изложение;

Владеть приёмами компрессии текста

Урок развития речи



-

87

11

Чередование звуков

Подбирают слова с чередующимися гласными и согласными,

определяют, при каких условиях происходит чередование;

Уметь опознавать чередование звуков

Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр424

88

12

Беглые гласные

Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы

Уметь опознавать беглые гласные

Урок открытия новых знаний



Упр428

89

13

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы

делать морфемный разбор,

Урок открытия новых знаний



Упр432

90





14

Правописание гласных и согласных в приставках

выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой орфограммой

Уметь опознавать орфограмму

Урок открытия новых знаний



Упр436

91

15

Буквы З и С на конце приставок

Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы

правописанию приставок

Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр444

92

16

Буквы А-О в корне –ЛАГ-ЛОЖ-

Подбирают слова с чередующимися гласными и согласными,

определяют, при каких условиях происходит чередование;

Ученик научится: определять форму слов, подбирать однокоренные слова,


Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр449

93

17

Буквы А-О в корне –РАСТ-РОС-

Подбирают слова с чередующимися гласными и согласными,

определяют, при каких условиях происходит чередование;

правописанию корней с чередованием гласных,

Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр456

94

18

Буквы Ё-О после шипящих в корне

Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы

Уметь опознавать орфограмму О-Ё после шипящих

Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр459

95

19

Буквы И-Ы после Ц

Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы

Уметь опознавать орфограмму И-Ы после Ц.

Урок открытия новых знаний



Упр463

96-97

20-21

Повторение

отвечают на контрольные

вопросы и заполняют и анализируют таблицы,



Урок общеметодической направленности



Упр470

98

22

Контрольный диктант

Пишут диктант

Применять навыки самоконтроля

Урок развивающего контроля



-

Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (17ч + 4ч.)

Планируемые результаты

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с письменными и устными источниками, со стилями речи, составлять тексты в соответствии с нормами;

Регулятивные: умение работать по плану и алгоритму;

Коммуникативные: умение вступать в диалог, овладение монологической и диалогической речью, умение рассуждать;

Личностные: личностное самоопределение при анализе текстов, освоение общепринятых норм, сотрудничество

99

1

Имя существительное как часть речи

Определяют род, число, падеж и склонение имен сущ.;

составляют распр.предложения по картине,

определять имя существительное как часть речи, характеризовать его морфологические признаки


Урок общеметодической направленности



Упр480

100

2

РР Доказательства в рассуждении

Пишут сочинение- рассуждение,

Создавать текст по плану

Урок развития речи



-

101

3

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Распознают имена сущ. одуш и неодуш., собств. И нариц-е;

осознавать особенности грамматического значения слова

Урок открытия новых знаний



486

102

4

Имена существительные собственные и нарицательные

Распознают имена сущ. одуш и неодуш., собств. И нариц-е;

осознавать особенности грамматического значения слова

Урок открытия новых знаний



Упр500

103

5

Род имен существительных

Определяют род имен сущ.;



осознавать особенности грамматического значения слова

Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр507

104

6

Имена сущ., кот .имеют форму только множ. числа

Смысловое чтение, ответ на вопросы


осознавать особенности грамматического значения слова

Урок открытия новых знаний



Упр512

105

7

РР Сжатое изложение

Озаглавливают и пересказывают текст,


Пересказывать текст по плану

Урок развития речи



-

106

8

Имена сущ., кот. имеют форму только ед. числа

Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы

осознавать особенности грамматического значения слова

Урок открытия новых знаний



Упр518

107

9

Три склонения имен сущ-х

Склоняют имена сущ.;



Определять склонение

Урок общеметодической направленности



Упр521

108

10

Падеж имен существительных.

Смысловое чтение, ответ на вопросы


осознавать особенности грамматического значения слова

Урок общеметодической направленности



Упр531

109-110

11-12

Правописание гласных в падеж. Окончаниях имен сущ.

Выделяют падежные окончания имен сущ.;


правописанию гласных в падежных окончаниях имен существительных

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр536, 541

111-112

13-14

РР Изложение

Читают пересказывают текст

Пересказывать текст по плану

Урок развития речи



-

113

15

Множественное число имен сущ.

Смысловое чтение, ответ на вопросы


осознавать особенности грамматического значения слова

Урок общеметодической направленности



Упр554

114

16

Правописание О-Е после шипящих и Ц в оконч. Сущ.

списывают тексты,

объясняя орфограммы

Опознавать орфограмму, строить связное высказывание на лингвистическую тему

Урок открытия новых знаний



Упр559

115

17

Морфологический разбор имени сущ.

Выполняют устный и письменный разбор имен сущ-х;


распознавать самостоятельные части речи и их формы, анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль


Урок общеметодической направленности

Работа в парах


5 сущ.разобрать

116-117

18-19

Повторение

рассказывают об имени сущ по плану;

дополняют таблицу примерами,

Строить высказывание на лингвистическую тему

Урок общеметодической направленности



Упр561

118

20

Контрольный диктант

Пишут диктант

Применять навыки самоконтроля

Урок развивающего контроля



-

119

21

Анализ диктанта

Анализируют ошибки

Намечать пути коррекции

Урок рефлексии



3 сущ. разобрать

Раздел 8. Имя прилагательное (10ч. + 4ч.)

Планируемые результаты

Познавательные: умение составлять устные и письменные ответы в соответствии с нормами, устанавливать причинно-следственные связи, писать сочинения;

Регулятивные: умение работать по плану, алгоритму, отвечать на контрольные вопросы;

Личностные: освоение моральных норм, сотрудничество, умение высказывать свое мнение по проблеме

120-121

1-2

Имя прилагательное как часть речи

Составляют предложения с прилагательными,

готовят устный рассказ об имени прил-м как части речи

определять морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль;




Упр568, 577

122-123

3-4

Правописание гласных в падеж. оконч-х прил-х

Смысловое чтение, ответ на вопросы


Применять правило правописания

Урок общеметодической направленности



Упр580,584

124-125

5-6

РР Описание животного. Сочинение

Пишут сочинение-описание,

Уметь строить текст по плану

Урок развития речи



-

126-127

7-8

Прилагательные полные и краткие

образуют краткие формы прил-х,

распознавать полные и краткие формы прил-х,

Урок открытия новых знаний



Упр592, 597

128

9

Морфологический разбор имени прил--го

выполняют устный и письменный разбор имен прил-х,


выполнять устный и письменный разбор имен прил-х.

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр601

129-130

10-11

РР Сочинение

пишут сочинение по плану

Уметь строить текст по плану

Урок развития речи



-

131

12

Повторение

отвечают на контрольные вопросы,

работают со словарем

анализировать словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными, характеризовать имя прил-е по его морфологическим признакам и синтаксической роли

Урок общеметодической направленности

Работа вгруппах


Упр602

132

13

Контрольный диктант

Пишут диктант

Применять навыки самоконтроля

Урок развивающего контроля



-

133

14

Анализ диктанта

Анализируют ошибки

Намечать пути коррекции

Урок рефлексии



-

Раздел 9. Глагол (26ч.+6ч.)

Планируемые результаты

Познавательные: умение составлять предложения в соответствии с нормами, составлять тексты в устной и письменной форме;


Коммуникативные: умение вступать в диалог, овладение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами;

Регулятивные: умение работать со словарем;

Личностные: личностное самоопределение, освоение моральных норм, умение работать в группах;

134

1

Глагол как часть речи

готовят рассказ о признаках глагола как части речи


Ученик научится: определять морфологические признаки глагола


Урок общеметодической направленности



Упр607

135

2

НЕ с глаголами

Выполняют упражнения, составляют предложения, используя глаголы с НЕ;


Уметь применять правило правописания

НЕ с глаголами,

Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр617

136-137

3-4

РР Рассказ

Придумывают устный рассказ

Уметь строить связное высказывание

Урок развития речи



-

138-139

5-6

Неопределенная форма глагола

Распознают неопределенную форму и личные формы глагола

Уметь выявлять глаголы в неопределённой форме

Урок общеметодической направленности



Упр 624, 629

140-141

7-8

Правописание ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах

Составляют памятку;


Уметь применять правило правописания

ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах

Урок общеметодической направленности



Упр637

142-143

9-10

Виды глагола

Смысловое чтение, ответ на вопросы

Построение таблицы


Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида;

Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр642

144

11

Буквы Е-И в корнях с чередованием

составляют памятку;


Уметь опознавать орфограмму

Урок открытия новых знаний



Упр649

145-146

12-13

РР Невыдуманный рассказ о себе

Строят монологическое высказывание

Уметь строить монологическое высказывание

Урок развития речи



-

147

14

Время глагола

Смысловое чтение, ответ на вопросы


Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам

Урок общеметодической направленности



Упр654

148

15

Прошедшее время

Смысловое чтение, ответ на вопросы


Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам

Урок общеметодической направленности



Упр656

149

16

Настоящее время

Смысловое чтение, ответ на вопросы


Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр660

150

17

Будущее время

Смысловое чтение, ответ на вопросы


Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам

Урок общеметодической направленности



Упр665

151

18

Спряжение глаголов

Работают с таблицей,


Уметь рассуждать на лингвистическую тему

Урок общеметодической направленности



3 глагола проспрягать

152- 154

19-20-21

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Составляют памятку;


Уметь опознавать орфограмму

Урок общеметодической направленности



Упр673,677,686

155-156

22-23

Морфологический разбор глагола

Выполняют устный и

письменный разбор глагола

определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию,

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр687

157-158

24-25

РР Сжатое изложение

Пишут сжатое изложение,

Пересказывать текст по плану

Урок развития речи



-

159-160

26-27

Ь после шипящих в глаголах во 2 л. Ед числа

Выполняют практические упражнения

Уметь опознавать орфограмму

Урок открытия новых знаний



Упр693

161-162

28-29

Употребление времен

Выполняют практические упражнения, творческое задание

Уметь правильно употреблять время глагола

Урок открытия новых знаний

Работа в парах


Упр695, 697

163

30

Повторение

Отвечают на контрольные вопросы и задания;

заполняют и анализируют

таблицы

Строить высказывание на лингвистическую тему

Урок общеметодической направленности

Работа в группах


Упр.703

164

31

Контрольный диктант

Пишут диктант

Применять навыки самоконтроля

Урок развивающего контроля



-

165

32

Анализ диктанта

Анализируют ошибки

Намечать пути коррекции

Урок рефлексии



-

Раздел 10. Повторение и систематизация изученного (10ч).

Планируемые результаты

Познавательные: умение работать с письменными и устными источниками, составлять тексты в соответствии с нормами, устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные: умение работать по плану, алгоритму;

Личностные: умение работать в группах, личностное самоопределение при освоении моральных норм

Коммуникативные: овладение монологической и диалогической речью, планировать свое речевое поведение на уроке

166-167

1-2

Разделы науки о языке

Заполняют, анализируют, составляют таблицу;


Строить высказывание на лингвистическую тему

Урок общеметодической направленности



Упр713

168-169

3-4

РР Сочинение (упр717)

Составляют связный текст

Уметь создавать связный текст на определённую тему

Урок развития речи



-

170-171

5-6

Орфограммы в приставках и в корнях слов

готовят сообщение,

указывают лексическое и грамматическое значение слов

Уметь опознавать орфограмму

Урок общеметодической направленности

Работа в парах


Упр720

172

7

Орфограммы в окончаниях слов

графически обозначают орфограммы,

повторяют и

систематизируют знания

Уметь опознавать орфограмму

Урок общеметодической направленности



Упр724

173

8

Итоговая контрольная работа за год

Выполняют письменную работу

Применять навыки самоконтроля

Урок развивающего контроля




174

9

Работа над ошибками



Намечать пути коррекции

Урок рефлексии



Упр726

175

10

Употребление букв Ъи Ь

графически обозначают орфограммы,

повторяют и

систематизируют знания

Уметь опознавать орфограмму

Урок общеметодической направленности






Требования к уровню подготовки обучающихся


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.



Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Для обучающихся

  1. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012

Словари и справочные материалы

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/М.: Русский язык, 1997.

9 Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991


Для учителя

  1. Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель Н.В. Егорова. –М.:ВАКО,2011.

  2. И.А. Каськова Русский язык. Тематические тесты.5 класс,М.,»Просвещение,2017

  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

  4. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

  5. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  3. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  10. http://rusolimp.kopeisk.ru/