СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на уроках как средство формирования читательской грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассматривается понятие " читательская грамотность" как ключевая основа формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках как средство формирования читательской грамотности»

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы  как средство формирования читательской грамотности обучающихся МОУ Радужненская СОШ Коломенский городской округ Московской области Из опыта работы учителя русского языка и литературы Сечкиной Натальи Николаевны

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования читательской грамотности обучающихся

МОУ Радужненская СОШ

Коломенский городской округ Московской области

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

Сечкиной Натальи Николаевны

Требования современного образования

Требования современного образования

Современное образование Приоритетная цель образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Значимый результат обучения – уровень сфомированности у обучающихся универсальных учебных действий. Ключевая основа формирования универсальных учебных действий – читательская грамотность.

Современное образование

  • Приоритетная цель образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
  • Значимый результат обучения – уровень сфомированности у обучающихся универсальных учебных действий.
  • Ключевая основа формирования

универсальных учебных действий

  • читательская грамотность.
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
  • Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
Уровни и виды оценки результатов обучения

Уровни и виды оценки результатов обучения

Система оценки знаний Русский язык

Система оценки знаний

Русский язык

Области оценки Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Умения  - определять понятия, - обобщать, устанавливать аналогии, - классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, - устанавливать причинно-следственные связи, - делать логические умозаключения и выводы Умение использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации, планирования и регулирования деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Смысловое чтение

Области оценки

Умение

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умения

- определять понятия,

- обобщать, устанавливать аналогии,

- классифицировать, выбирать основания и критерии классификации,

- устанавливать причинно-следственные связи,

- делать логические умозаключения и выводы

Умение использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации, планирования и регулирования деятельности,

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Смысловое чтение

Проверяют уровень сформированности следующих УУД:  умение понимать различные тексты (кроме художественных),воспроизводить или использовать информацию, представленную в них в явном виде.  умение извлекать, обобщать, анализировать, систематизировать, классифицировать и интерпретировать информацию из текстов разных жанров (словарной статьи, рисунка, схемы, карты и т.п.), оценивать, проверять и формулировать на её основе утверждения, аргументы, выводы.  умение применять и перерабатывать информацию, представленную в тексте, для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач, оформлять результаты работы с информацией разными способами.

Проверяют уровень сформированности следующих УУД:

  • умение понимать различные тексты (кроме художественных),воспроизводить или использовать информацию, представленную в них в явном виде.
  • умение извлекать, обобщать, анализировать, систематизировать, классифицировать и интерпретировать информацию из текстов разных жанров (словарной статьи, рисунка, схемы, карты и т.п.), оценивать, проверять и формулировать на её основе утверждения, аргументы, выводы.
  • умение применять и перерабатывать информацию, представленную в тексте, для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач, оформлять результаты работы с информацией разными способами.

Тексты, используемые в тесте PISA, можно классифицировать по четырем основаниям:

  • носители : тексты печатные или электронные;
  • среда: тексты, подразумевающие и не подразумевающие участие читателя в создании информационного поля;
  • формат: тексты сплошные, несплошные, смешанные и составные;
  • тип:
  • описание (карта, каталог, расписание),
  • повествование (повесть, рассказ, пьеса, юмореска, биография, газетный репортаж),
  • рассуждение (отзыв и научное рассуждение), - толкование (эссе, определение термина, объяснение, резюме, протокол, комментарий к тексту),
  • инструкция (кулинарные рецепты, диаграммы, руководство по оказанию первой помощи, или руководства для пользователей любых приборов),
  • переговоры (переписка по поводу встречи).

Тексты из различных коммуникативных ситуаций чтения:

  • личные (письма, беллетристика, биографии, СМС, блоги дневникового типа);
  • общественные (официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете);
  • деловые (инструкция о том, как приступить к работе и т.д.);
  • учебные (тексты из школьных учебников, электронных образовательных ресурсов).
Читательские умения (PISA) Опора на текст Опора на внетекстовое знание 1 2. Интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)  (75%) 2 3 1. Найти и извлечь (информацию) (25%)  Осмыслить и оценить (25%) Содержание текста Форму текста

Читательские умения (PISA)

Опора на текст

Опора на внетекстовое знание

1

2.

Интегрировать

и

интерпретировать

(сообщения текста)

(75%)

2

3

1.

Найти

и

извлечь

(информацию) (25%)

Осмыслить

и оценить (25%)

Содержание

текста

Форму

текста

Читательская грамотность  и текст

Читательская грамотность и текст

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. .

Читательская грамотность

  • - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • .
Синтез информации Сравнение текстов и информации Интеграция информации Анализ формы и содержания Фильтрация информации ТЕКСТ   Оценка достоверности текста Интерпретация информации Сортировка текстов и информации Эффективный поиск текстов СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

Синтез информации

Сравнение текстов и информации

Интеграция информации

Анализ формы и содержания

Фильтрация информации

ТЕКСТ

Оценка достоверности текста

Интерпретация информации

Сортировка текстов и информации

Эффективный поиск текстов

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

Виды текстов Сплошной текст (ВПР) Несплошной текст (PISA, РДР) описание (художественное и техническое); повествование (рассказ, репортаж); объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация);  аргументация (комментарий, обоснование); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы. Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.); информационные листы и объявления

Виды текстов

Сплошной текст (ВПР)

Несплошной текст (PISA, РДР)

  • описание (художественное и техническое);
  • повествование (рассказ, репортаж);
  • объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация);
  • аргументация (комментарий, обоснование);
  • инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы.
  • Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают:
  • графики;
  • диаграммы;
  • таблицы;
  • карты,
  • схемы;
  • рисунки,
  • фотографии,
  • формы (анкеты и др.);
  • информационные листы и объявления
Составной текст Спецификой проектирования заданий на оценку читательской грамотности в XXI веке является использование составных текстов, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. Например, в составной текст объединяются тексты, содержащие взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения их авторов. Разные части составного текста могут быть похожи по формату (например, быть двумя сплошными текстами), а могут и различаться.

Составной текст

  • Спецификой проектирования заданий на оценку читательской грамотности в XXI веке является использование составных текстов, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.
  • Например, в составной текст объединяются тексты, содержащие взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения их авторов. Разные части составного текста могут быть похожи по формату (например, быть двумя сплошными текстами), а могут и различаться.
Современная методика обучения русскому языку изучение языка через речь и для речи на основе текста , поскольку именно в тексте происходит реализация потенциально возможных языковых единиц.  Более того, в условиях контекста раскрывается каждый языковой уровень, что помогает ученику воспринимать, понимать, оценивать и создавать текст.  Основная цель такого подхода – способствовать развитию и формированию языкового чутья, речевых умений, а также повышению орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Современная методика обучения русскому языку

  • изучение языка через речь и для речи на основе текста , поскольку именно в тексте происходит реализация потенциально возможных языковых единиц.

Более того, в условиях контекста раскрывается каждый языковой уровень, что помогает ученику воспринимать, понимать, оценивать и создавать текст.

Основная цель такого подхода – способствовать развитию и формированию языкового чутья, речевых умений, а также повышению орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

 Особую актуальность приобретает развитие   смыслового чтения – вида чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения

Особую актуальность приобретает развитие смыслового чтения

– вида чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения

личностных регулятивных  (принятие учеником учебной (мотивация чтения, мотивы задачи, произвольная регуляция деятельности учения, отношение к себе и к школе) Составляющие смыслового чтения – в основе УУД коммуникативных (умение организовать и осуществить сотрудничество, адекватно передавать информацию) познавательных (логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря)

личностных

регулятивных

(принятие учеником учебной

(мотивация чтения, мотивы

задачи, произвольная регуляция деятельности

учения, отношение к себе и к школе)

Составляющие смыслового чтения – в основе УУД

коммуникативных (умение организовать и осуществить сотрудничество, адекватно передавать информацию)

познавательных (логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря)