Релаксационные игры для детей
Учитель – логопед: Смирнова М.В.
Цель релаксационных игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие.
Существуют разные релаксационные игры:
Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела
Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой
Игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки. Монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции
Игры на основе нервно-мышечной релаксации
«Мороженое»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Положение стоя. Предлагается поиграть в мороженое. Логопед: «Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…»
«Лягушонок»
Цель: снятие напряжения мышц лица.
Процедура проведения. Логопед читает стихотворение и показывает движения к нему.
Вот понравилось лягушкам: Тянут губы прямо к ушкам! | Воспитатель и дети осторожно пальцами растягивают улыбку к ушкам |
Потяну – перестану и нисколько не устану! | «Отпускают» улыбку |
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны. | Пальчиком руки проводят по расслабленным губам сверху вниз |
«Зайчик и собака»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
Процедура проведения. Логопед читает стихотворение и выполняет действия с прищепкой.
Раз, два, три, четыре, пять – Вышел зайчик погулять. | Пальцы левой руки показывают «зайчика». |
Вдруг охотник выбегает И собаку выпускает. Собака злая лает, | Правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собака |
Зайчик убегает | Левая рука убирается за спину |
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица
«Улыбка»
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь... ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2—3 раза).
«Солнечный зайчик»
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2—3 раза).
«Пчелка»
Представьте себе теплый летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Закройте рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку, энергично двигайте губами. Пчелка улетела. Слегка откройте рот, выдохните воздух (повторить 2—3 раза).
«Качели»
Представьте себе теплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) Повторить 2—3 раза
«Сосулька»
Представьте, что вы превратились в сосульку. Вам очень холодно, вы заледенели, неподвижны. С каждой минутой вам становится все холоднее и холоднее. Но вот вышло солнышко, начало пригревать, сосульке тает (дети расслабляются), сначала медленно, а потом быстрее и быстрее и превращается в весеннюю лужицу (предлагаем детям показать).Повторить 2—3 раза.
«Радуга»
Представьте теплый летний день, солнышко пригревает, щекочет нам щечки, ладошки. Посмотрите вверх, на небо. Там — радуга. Тянемся-тянемся до радуги, ладошки солнцу показываем. Никак не достать. Еще раз стараемся, тянемся-тянемся. Повторить 2—3 раза.