Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брасовского района Брасовская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Алексютина
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»на заседании МО учителей гуманитарного цикла заместитель директора школы по УВР директор школы
«___» _____________2020 г. «___»_____________2020г. «___»____________2020 г.
Протокол № _______ _______________________ ________________________ _____________________
Ченцова И.И. Кондрашова С.Л. Ченцова И.И.
Рабочая программа по родной литературе
6 «А», «Б» клаccы
Разработал учитель
русского языка и литературы
Шатова Ольга Владимировна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании)
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО)
- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897»;
- с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.
- Образовательной программой основного общего образования МБОУ «Брасовская СОШ имени В.А.Алексютина» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2020 – 2021 учебный год.
При разработке и реализации рабочей программы используется Примерная программа по учебному предмету «Родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2020 - 2021 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ БСОШ имени В.А. АЛЕКСЮТИНА.
В учебном плане учреждения на изучение родной литературы в 6 классе выделяется 17 часов (0,5 часа в неделю, 35 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2020г) изучить содержание программы планируется за 17 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» в 6 классе
Личностные результаты :
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
Введение (1)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Русский фольклор ( 1 ч).
Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч)
«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина
Р/Р Сочинение в стиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни»
Из литературы XVIII века (1ч)
Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца
Из литературы ХIХ века (3 ч)
К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего
Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан»
Н.Г. Гарин – Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка.
Из литературы ХХ века (7 ч )
К. Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик»
М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического
В.К. Железников. Слово о писателе. «Чудак из 6 «Б». Сюжет и герои произведения. Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки в повести «Чудак из 6 б».
А.А. Лиханов. Слово о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода». Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Последние холода»
А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение»
Е.И. Носов. Слово о писателе. Особенности прозы Е.И.Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце»
Р/Р Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века
Современная литература (2 ч)
Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа»
Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела (темы) | Кол-во часов в примерной (авторской) программе | Кол-во часов в рабочей программе |
1 | Введение | 1ч | 1ч |
2 | УНТ | 1ч | 1ч |
3 | Древнерусская литература | 2ч | 2ч |
4 | Литература 18 века | 1ч | 1ч |
5 | Литература 19 века | 3ч | 3ч |
6 | Из литературы XX века | 7ч | 7ч |
7 | Современная литература | 2ч | 2ч |
| | | | |
8 | Итого | 17ч | 17ч |
Календарно-тематическое планирование уроков родной литературы
в 6 классе (17 часов)
№/п | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Введение 1 ч |
1 | Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении | 1ч | | |
УНТ 1 ч |
2 | Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств | 1ч | | |
Древнерусская литература 2 ч |
3 | «Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина | 1ч | | |
4 | Р/Р Сочинение в стиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни» | 1ч | | |
Литература XVIII века 1ч |
5 | Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца | 1ч | | |
Литература XIX века 3 ч |
6 | К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего | 1ч | | |
7 | Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан» | 1ч | | |
8 | Н.Г. Гарин – Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. | 1ч | | |
Литература XX века 7 ч |
9 | К. Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик» | 1ч | | |
10 | М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического | 1ч | | |
11 | В.К. Железников. Слово о писателе. «Чудак из 6 «Б». Сюжет и герои произведения. Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки в повести «Чудак из 6 б». | 1ч | | |
12 | А.А. Лиханов. Слово о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода». Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Последние холода» | 1ч | | |
13 | А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение» | 1ч | | |
14 | Е.И. Носов. Слово о писателе. Особенности прозы Е.И.Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце» | 1ч | | |
15 | Р/Р Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века | 1ч | | |
Современная литература 2 ч |
16 | Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа» | 1ч | | |
17 | Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести | 1ч | | |