МАДОУ «Детский сад «Солнышко» п.им. Карла Либкнехта Курчатовского района Курской области
Самообразование
«Народные подвижные игры. Их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников»
Красникова Валентина Федоровна
Ф.И.О. педагога
Воспитатель
Должность
Категория – I
Учебный год – 2023-2024
Возрастная группа - подготовительная
Этапы работы над темой:
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 год
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 год
Актуальность выбранной темы
Игра – любимая естественная деятельность дошкольника, отвечающая жизненно важным потребностям. С помощью народных подвижных игр малыши учатся действовать по словесной инструкции.
В условиях современной цивилизации. В связи с резким снижением двигательной активности возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.
Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физкультуре, спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств.
В народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве. Народный фольклор воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, вырабатывается желание стать выдержанным, волевым.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением относиться к культурным традициям своего и других народов.
Именно народным подвижным играм отводится ведущая роль в совершенствовании физического и нравственного развития. Народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными являются «Горелки», «Русская лапта», «Городки», игры с мячом.
Цель:
- Укрепление здоровья воспитанников, активизация двигательной деятельности.
Задачи:
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Формирование умения подчинять поведение игровому правилу.
- Развитие нравственных качеств личности.
- Создать условия для развития речи дошкольника через активизацию и расширение словаря о природном и животном мире.
- Способствовать установлению взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня развития детей в физическом развитии.
- Обогащение знаний и представлений детей о предметах, материалах русского фольклора.
- Отображение впечатление полученных во время подвижных игр в продуктивной деятельности.
- Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к подвижным играм.
Этапы работы и сроки выполнения каждого этапа:
Информационно-ознакомительный (сентябрь 2023г.)
Прогностический (сентябрь 2023г.)
Практический (октябрь – апрель 2023-2024гг.)
Обобщающий (май 2024г.)
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме.
-Уточнение основных моментов при разработке перспективного плана в соответствии с ФГОС.
- Анкетирование с целью выявления двигательных умений и качеств
- Консультация для родителей «Народные подвижные игры. Их значение в физическом и нравственном воспитании».
Способ демонстрации результата проделанной работы:
Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры».
Форма отчета по проделанной работе:
- Консультация для родителей «Народные подвижные игры. Их значение в физическом и нравственном воспитании».
- Картотека народных подвижных игр.
Перспективный план работы по самообразованию
на период с 2023-2024 гг.
№ | Алгоритм работы | Сроки | Результативность этапов работы | Итог работы |
1. | Информационно-ознакомительный этап | Сентябрь 2023г. | -Изучение методической литературы. -Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду». -Подбор художественной литературы. | Определение темы самообразования |
2. | Прогностический этап | Сентябрь 2023г. | -Определение цели и задач темы самообразовании. -Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Сформулированы цель и задачи темы самообразования. |
3. | Практический этап | Октябрь-апрель 2023-2024гг. | Народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Веревочка», «Перебежки», «Волк во рву», «Лошадки», «Жмурки», «Гори, гори ясно», «Капуста», «Платочек», «Красочки», «У дядюшки Трифона», «Змейка», «Казаки-разбойники», «Золотые ворота», «Ручеек», «Цепи кованые», «Вышибала», «Третий - лишний». - Беседы о спорте. - Рассматривание картин и иллюстраций. | Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры». |
4. | Обобщающий этап | Май 2024г. | - Оформление результатов работы. | - Консультация для родителей «Народные подвижные игры. Их значение в физическом и нравственном воспитании». - Картотека народных подвижных игр. |
Анализ
Мною изучена литература по теме «Народные подвижные игры. Их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников».
Свою работу строила на следующих принципах:
- на тщательном отборе материала;
-интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы с видами деятельности детей;
- активное включение детей.
В ходе проделанной работы по физическому и нравственному воспитанию видны результаты. Дети с помощью игр усвоили нормы и правила поведения в обществе, получили представления о добре и зле, мудрости и глупости, храбрости и трусости.
Неоценимым национальным богатством и средством нравственного воспитания являются календарные народные игры, в которых принимали участие дети. На Масленицу – «Гори, гори ясно», «Летят – не летят», «Пирог», «Крута гора». На Вербной недели – «Верба – вербочка», «Мосток». Данная категория игр помогает приобщать детей к национальным традициям.
Русские народные подвижные игры способствовали тому, что усвоенные в игре нормы поведения, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках.
Список используемой литературы.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС. М.- Синтез 2014.
2. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры».
3. Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуреы».
4. Смирнова Е.Ю. «Лучшие развивающие игры».
5. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр».