СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум на тему: «Методика заучивания стихотворений с использованием мнемотехники»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть актуальность использования данной технологии; познакомить с системой работы по заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум на тему: «Методика заучивания стихотворений с использованием мнемотехники»»

47



«Детский сад комбинированного вида №6 «Флоричика»»

г. Днестровск






Семинар-практикум

на тему:

«Методика заучивания стихотворений с использованием мнемотехники»










Учитель-логопед

Качинская Любовь Анатольевна



Цель: познакомить педагогов с технологией «Мнемотехника», обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «мнемотехника»; актуальность использования данной технологии; познакомить с системой работы по заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники.

2. Вовлечь педагогов в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса с помощью    использования мнемотехники.

 Не каждый ребенок с удовольствием учит и потом декламирует стихи перед аудиторией. Причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг ребёнка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

Если ребёнок отказывается учить стихотворение, надо успокоить его, предложив не учить , а просто «нарисовать его».

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы активно используем опорные схемы и таблицы, т. е. применяем метод наглядного моделирования, или мнемотехники.

- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми при заучивании стихотворений.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать  свои мысли, тем шире его возможности  в  познании  окружающей  действительности, содержательнее и полноценнее отношение  со  сверстниками  и  взрослыми,  тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Одной из эффективных форм развития речи дошкольников является   заучивание стихотворений.  Благодаря стихотворениям:

  • Речь становится яркой, образной, эмоциональной.

  • Расширяется кругозор.   

  • Развиваются психические процессы: память, мышление, внимание, воображение, речь.

  • Формируется культурный уровень.

  • Обогащается словарный запас.

  • Рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию.

  • Выразительность исполнения развивает технику речи: интонацию, умение регулировать силу голоса, темп речи.

 При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как:

Ø Потеря,  искажение смысла стихотворения.

Ø Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.

Ø Длительность процесса заучивания (запоминания).

Ø Припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.

Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Я задала себе вопросы «Как процесс запоминания стихотворений сделать более простым, интересным, творческим, привлекательным и эффективным для детей? Как исключить монотонное зазубривание и сократить длительность процесса запоминания».

Изучив методическую литературу по данной проблеме, я нашла ответ в технологии «Мнемотехника». Сегодня я хочу поделиться с вами данной технологией, внедрение которой поможет вам облегчить процесс заучивания стихотворений и обеспечит эффективность в работе с детьми.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.  

В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями,

В. П. Глухов – блоками-квадратами,

Т. В. Большева. – коллажем,

Л.Н. Ефименкова - схемами составления рассказов.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы–рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слова К.Д.Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, и использование мнемотехники позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Использование мнемотехники помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение; способствует овладению всеми компонентами речевой системы, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). В качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного характера: предметные рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры, условные обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т.д.

 Система работы над заучиванием стихотворений с помощью мнемотехники  включает IV этапа:

I этапКопилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи мнемоквадратов.

На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, новые, придуманные, принесённые из дома, услышанные и пр. слова. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.  Также здесь необходимо вводить заранее слова, которые будут необходимы, при заучивании конкретного стихотворения. Дополнительно проводятся дидактические игры для развития мышления, внимания, и активизации словаря.

II этап: Чтение и далее самостоятельное составление мнемодорожек, мнемотаблиц.

Суть данного этапа заключается в том, что при чтении стихотворения на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается (или даётся готовая) картинка-схема; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей собственной схемы. (Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.  Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.)

III этап: Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.

Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. С этой целью можно проводить разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, речевое дыхание, отчётливое произношение звуков, слов, упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений. После проделанной работы детям предоставляется  возможность  воспроизвести текст  с опорой на рисунки.

IV этап: Детское проектно-творческое моделирование.

На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемоквадраты в самостоятельной деятельности. Это дарит детям ощущение первооткрывателя, автора, сотворившего неповторимый проект, радость, удовольствие и уверенность в себе.

С помощью мнемотаблиц достигаются следующие результаты:

1. У детей  появляется  желание, интерес  разучивать  стихи. 

2. Активизируется словарный запас.

3. Повышается уровень произвольной памяти, внимания, мышления детей, развития связной речи, мелкой моторики.

4. Дети овладевают различными способами запоминания стихов.

5. Расширяется кругозор.

6. Прививаются умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.

7. Дети преодолевают робость, застенчивость,  формируется умение свободно держаться  перед аудиторией.

А сейчас, уважаемые коллеги,  мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.

Первое задание. Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое  стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили.

Второе задание. Предлагаю и вам апробировать данную технологию на себе.

Для примера возьмём стихотворение Н. Нищевой «Ёлочка».

Переднами ёлочка: 
Шишечки, иголочки. 
Шарики, фонарики, 
Зайчики и свечки, 
Звёзды, человечки.

Это стихотворение я буду зачитывать фразами, а вы будете зарисовывать их символически. А потом самим попробуете рассказать стихотворение, опираясь на свои мнемотаблицы.

Уважаемые коллеги! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотехнике, доставит ребенку и вам удовольствие. Так как использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом  позволяет параллельно решать ряд педагогических  задач.(см.приложение)

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!   Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. 

 



Приложение


Мой мишка

(отрывок)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

(З.Александрова)








































Белка-шалунишка

Скачет белка-шалунишка,

Рвет с еловых веток шишки,

А потом на землю — прыг

И отыщет боровик.

Гриб нанижет на сучок —

Подсушись, боровичок!











































В нашем детском саду – маленькие столики,

В нашем детском саду – голуби и кролики,

В нашем детском саду – песенки и сказки,

В нашем детском саду – кубики и краски.

О.Высотская

Непоседа Васенька

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.













































Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(велосипед)








































Помощники весны

Леня с Петей,

Взяв лопаты,

Помогать пришли весне.

Разбивают лед ребята

И разбрасывают снег.

Посмотрел на них с укором

Снеговик из-под ведра:

- Этак мне придется скоро

Убираться со двора!

Г. Ладонщиков







































Весна пришла

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых!

Т. Дмитриев









































Голова, как у козла,

Крылья словно у орла,

Нос и уши как у зайки!

Кто же это? Угадай-ка!

Это я его слепил,

Брата младшего смешил.

(По И. Муравейко)










































Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед

И съедали сто котлет,

А потом ложились спать —

Начинай считать опять.












































Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

И . Демьянов










































Дом

Я

Дом

Нарисую

Многоэтажный.

Конечно, он будет

Немного бумажный.

Конечно, он будет

Не очень кирпичный,

Зато – белостенный,

Зато – симпатичный.

Из этого дома наверняка

Никто никогда не прогонит щенка.

Б. Серикбаев


































Дятел

Дятел, дятел дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

- Дятел, в дереве дыра,

Перестать давно пора!

Г. Сапгир








































Хитрый ежик

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок,

Весь в иголках, без застежек.

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдет,

И с подарочком богатым

Поспешит к своим ежатам.

П. Воронько





































Дед Мороз прислал нам елку...
Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках - снежок!

В. Петрова








































Жук

Я нашла себе жука

На большой ромашке,

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.
































Ива

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?








































Капитаны

Водят смело капитаны

Корабли по океанам.

Интересно плавать им

По дорогам голубым.

Днем и ночью,

Днем и ночью

Курс прокладывают точно

И бросают якоря

В океанах и морях.

Море любит умных, смелых;

Если ты сумеешь делом

Ум и смелость доказать,

Капитаном сможешь стать.

З. Петрова
































Компот

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

Н. Нищева






































Космонавт

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

В. Степанов



Цыпленок на цыпочках кралсяся за кошкой,

А кошка на цыпочках шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках двигался к дому.

Потом повернулись, пошли по-другому.

На пятках за кошкой плетется Антошка.

За бедным цыпленком усатая кошка.

Цыпленок от страха забился в корзину.

Сердитая кошка выгнула спину.









































Кто поможет?

У скворца в семье беда –

Выпал птенчик из гнезда.

- Ох, - кричит скворец-отец, -

Пропадет теперь птенец!

Он летать не может,

Кто ему поможет?!

Но увидели птенца

Два веселых молодца.

Один сказал: «Мы сможем!»

Другой кивнул: «Конечно!»

И вот уже скворчонок

Сидит в своей скворечне.

Н. Мордовина



































Я рисую лето

Я рисую лето –

А какого цвета?

Красной краской –

Солнце,

На газонах розы,

А зеленой – поле,

На лугах покосы.

Синей краской – небо

И ручей певучий.

А какую краску

Я оставлю туче?

Я рисую лето –

Очень трудно это…

П. Прануза


































Ночью на небе один

Золотистый апельсин

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

(Луна)








































Подарок маме

Сорвала я в поле

Цветик голубой,

Принесу в подарок

Маме дорогой.

Я его на платье

Маме приколю.

Больше всех на свете

Маму я люблю.

Т. Волгина






































Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Н. Нищева


































Медвежий сон

Сочувствует медведю

Зимой лесной народ.

Ни разу косолапый

Не встретил Новый год.

Ему бочонок с медом

Оставил Дед Мороз,

А он храпит в берлоге,

Прикрыв ладошкой нос.

А. Костаков




































Я сегодня медсестра

Я сегодня медсестра,

Кукол я лечу с утра.

Я пою их чаем с медом,

Раны смазываю йодом.

Витамины дам по штучке:

Курам, уткам, кошке, Жучке.

А колючему ежу

Ножку я перевяжу.

Медвежонку Тяпке срочно

Нужно вырвать зуб молочный.

Кукол я лечу с утра,

Я сегодня медсестра.

Ю. Шигаев


































Мишка милый, мишка славный,

Косолапый и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.













































Младшая сестренка

Мы посеяли с Андрюшкой

Перед дождиком петрушку,

А сестра украдкой в грядку

Посадила шоколадку.

Ждет Аленка, не дождется:

Ну, когда росток пробьется?

Т. Дмитриев






































Новый дом

Грузовик привез, рыча,

Полный кузов кирпича.

А другой привез шофер

Щебень, известь и раствор.

Звон и гром стоят кругом.

Быстро строят новый дом.

Он уже почти готов,

И бригада маляров

Красит в синий цвет фасад:

В доме будет детский сад.

Л. Рашковский




































Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

(М.Красева)












































ПОЧТАЛЬОН


Ждет письма мой старший брат.

Я журналу буду рад.

Папа ждет газету.

Где же взять все это?

Принесет нам это он –

Наш знакомый почтальон.

В.Нищев








































Пять цыплят, пять утят и гусят,

Пять телят, жеребят и козлят,

Пять мышат и котят, семь ежат

И пятнадцать смешных лягушат.








































Вышел Миша на крылечко,

Взял он удочку, червей,

Быстро он бежит на речку,

Там поймает пескарей.

(Смирнова Л.Н.)











































Семь котят

На скамейке семь котят,

Все котята есть хотят.

В миску мы кисель нальем –

Вот вам миска с киселем.

Под скамейкой семь котят,

Есть из миски не хотят.











































Синички

Мерзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принес:

- Посмотрите-ка сюда,

Это – вкусная еда!..

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки, не боятся.

Б. Поляков





































Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

В. Егоров






































Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь и горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке

К ипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь и горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)