Актуализация знаний – 3 мин.
Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. – 5 мин.
Открытие нового знания – 10 мин.
Динамичная пауза – 2 мин.
Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) – 20 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия |
1.Организация на совместную деятельность. | Добрый день, ребята! Чтобы наша работа проходила продуктивно, необходимо узнать ваше настроение. Давайте его покажем жестами: у кого отличное настроение, покажите «класс!», у кого хорошее – сложите руки на груди, у кого грустное – закройте лицо руками. Итак, к концу урока мы постараемся сделать так, что наш класс показал «класс!». Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. Начинаем! | Дети жестами показывают настроение |
2.Актуализация знаний. | -Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Комментированная запись числа.)– Напишите «Классная работа». На доске записаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение. – Что означает слово брошюра? – А слово ручка? – Почему при попытке дать толкование слову ручка ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова? -Где можно проверить ваши толкования слов? - Какие знаете словари? | -Дату Пишут «Классная работа». Устно анализируют подчеркнутые орфограммы, затем по памяти записывают слова в тетрадь. Отвечают на вопросы Многозначные -в словаре - школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля |
3.Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. | Сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить вам самим… – Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!.. – Как живешь? – спрашиваю. – Нормально, – отвечает. – А с учебой как? – Нормально. – Ты, говорят, болел… Теперь все в порядке? – Нормально. – Хорошо, значит? – Ну я же говорю – нормально. – Странно ты говоришь… – Почему? Нормально. – Ты считаешь – нормально? – Нормально. «Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словом нормально? – Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему? – Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас? – Как это можно делать? – Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка? – Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изученные в 5 классе | Внимательно слушают. Внимательно слушают |
Отвечают на вопросы. |
| Русский учёный В.И. Даль сказал: «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» Как вы понимаете эти слова? Почему слово обладает этим даром? О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова главная цель урока? Какие задачи поставим перед собой? | Объясняют слова В.И. Даля О слове и его лексическом значении. Научится правильно определять лексическое значение слова. |
4. Открытие нового знания | Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г. Паустовского «Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий” А какой же раздел русского языка изучает слово? | -Лексикология Ученик у доски Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим. |
5.Динамическая пауза | Встали, дети, приготовились к физминутке. | Мы старались, мы учились. Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех'? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.) |
6. Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) | -Ребята, давайте вспомним лексические понятия, изученные в 5 классе Все слова языка образуют его словарный запас, или … Словарный запас одного человека… То, что обозначает слово… Слова, имеющие одно лексическое значение… Слова, имеющие несколько лексических значений…. Слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению… Слова, обозначающие одно и тоже, но с разными оттенками значений… Слова одной части речи с противоположным лексическим значением… | Однозначные Лексика Многозначные Лексикон Лексическое значение Антонимы Синонимы Омонимы |
– Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), матрица (2-й ряд), рукав (3-й ряд). – Многозначными или однозначными являются эти слова? – Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это. – Итак, как оформляется словарная статья многозначного слова? Показывает запись: Лук1, а, м. Растение. Лук2, а, м. Оружие для метания стрел. – Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему? – Как называется проиллюстрированное явление? Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему? | Выполняют задание Да (Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.) |
а/ Игра «Кто вперед?» | Задание: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы. (Бумажник, люлька.) | Кошелек, трубка |
б/Выполнение упражнения 100 | – Прочитайте текст. – Обратите внимание на слова в рамочке на с. 56. – В каких лексических отношениях они состоят? – В написании, каких гласных букв могут возникнуть затруднения? Подчеркивает буквы, названные учащимися. На доске – запись: ответить; отозваться; откликнуться. – Объясните написание буквы о. – Произнесите хором эти слова по слогам. – Закройте учебники и запишите слова по памяти | Читают текст Чередование гласных в корнях Произносят по слогам |
в/Тест | – Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания прилагательное + существительное. Например: хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб. 1. Глаза карие или коричневые? 2. А пиджак – карий или коричневый? 3. Дружба сильная или крепкая? 4. А характер? 5. Чай горячий или горючий? 6. А слезы? 7. Ответ полный или кромешный? 8. А тьма? | В тетради должна получиться следующая запись: 1. Карие глаза. 2. Коричневый пиджак. 3. Крепкая дружба. 4. Сильный характер. 5. Горячий чай. 6. Горючие слезы. 7. Полный ответ. 8. Кромешная тьма. |
г/ Игра «Подбери антонимы» | –Подберите к словам левой колонки антонимы из правой. Грязный Очистить Бодрый Согнуть Трудолюбие Выгода Убыток Конкретный Сухой Чистый Спокойствие Усталый Противник Лень Посредственный Тревога Кручиниться Влажный Загрязнить Талантливый Выпрямить Союзник Абстрактный Радоваться | Выполняют задание в парах Грязный - чистый Бодрый - усталый Трудолюбие - лень Убыток - выгода Сухой - влажный Спокойствие - тревога Противник - союзник Посредственный - талантливый Кручиниться - радоваться Загрязнить - Очистить Выпрямить - согнуть Абстрактный - Конкретный |
7.Итог урока | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? – Прочитайте текст упражнения 101. Почему он кажется нам сухим, неинтересным? – Для чего нам нужно знать, какими лексическими способностями обладает язык? | - Слово и его лексическое значение. -игровые Изучение языка необходимо, чтобы правильно и красиво выражать свои мысли. Изучение языка помогает правильно и грамотно писать, общаться с разными людьми, понимать их. |
8.Рефлексия. | Вернемся к формуле удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. Давайте вместе оценим нашу работу. Покажите мне теперь ваше настроение! Спасибо за работу! Домашнее задание: выполнить упражнение 98 или придумать рассказ, в который будут включены следующие синонимы: синий, васильковый, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный | Показывают свое настроение. Записывают задания, задают уточняющие вопросы |