СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Методические рекомендации по формированию лингвострановедческой компетенции учащихся средней школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методические рекомендации по формированию лингвострановедческой компетенции учащихся средней школы"»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.


Новые информационные технологии (НИТ) – это новаторские информационные технологии, внедрение которых кардинально изменяет содержание различных видов деятельности в учебных заведениях, библиотеках, быту и т.д.

Под информационными технологиями понимают систему научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, хранения и обработки информации безотносительно к предметной области, в которой создается и используется данная информация.

Информационные технологии, используемые в учебном процессе, часто рассматривают как средство обучения. В дидактике термин «средство обучения» не имеет достаточно четкого определения и подчас трактуется весьма расширительно, благодаря семантике слова «средство». В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (Лернер И.Я.), которое «для обучающего является средством». Некоторые авторы к средствам обучения наряду с учебно-наглядными пособиями, приборами, механизмами, инструментами и т.д. относят слово учителя, тексты, упражнения (Миньяр-Белоручев Р.К.). Ляховицкий М.В., предлагая классификацию средств обучения иностранным языкам, назвал их вспомогательными средствами и относил к ним традиционные (нетехнические) и технические средства обучения. Шахмаев Н.М. средствами обучения называл материальные объекты педагогического труда (часть учебно-материальной базы). Назарова Т.С. и Полат Е.С. средствами обучения называют «материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогом и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности».

Мы считаем, что неправомерно рассматривать новые информационные технологии как средство обучения в традиционном понимании. Такое рассмотрение ограничивает их функции и сужает границы применимости, поскольку информационные технологии – это не сами «носители учебной информации», а методы и способы ее хранения и передачи, и, что особенно важно, методы и способы поиска информации, ее обработки (Интернет, электронные словари и библиотеки, обработка информации различными компьютерными программами). С другой стороны, функция, которые информационные технологии выполняют в учебном процессе, в целом соответствуют функции, которую выполняют средства обучения, а именно: осуществлять управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком.

Что касается образовательных технологий, то следует отметить, что понятие «технология» не является общепринятым в педагогической практике. Обобщая различные определения понятия «технология» применительно к образованию, можно дать следующее определение. Образовательная технология – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему целей, форм, методов и средств обучения.

Образовательные технологии, реализуемые с использованием средств информационно-вычислительной техники, называют образовательными компьютерными информационными технологиями (КИТ), а также новыми информационными технологиями обучения (НИТО).

Наряду с этим можно говорить о новых образовательных технологиях, где новизна технологий обусловлена не применением вычислительной техники, а психолого-педагогическими закономерностями, методами, приемами, на которые они опираются.

В последние годы в системе образования России в соответствии с концепцией информатизацией образования усилено развивались следующие основные направления работы по созданию и внедрению перспективных информационных технологий:

  1. применение универсальных информационных технологий в учебном процессе;

  2. применение компьютерных средств телекоммуникаций;

  3. разработка и использование в учебном процессе компьютерных обучающих и контролирующих программ, компьютерных учебников и т.п.;

  4. разработка и использование мультимедийных программных продуктов, содержащих значительный объем информации (например «электронные энциклопедии»), сопровождаемые специальным методическим материалом (например, набором учебных заданий) для их использования в целях обучения .

Данная типология направлений по созданию и внедрению информационных технологий представлена ниже в виде схемы 1.


СХЕМА № 1. Основные направления информационных технологий.

Информационные ресурсы для образовательных целей можно условно разделить на:

  • электронные (мультимедийные) учебники, дистанционные курсы обучения;

  • справочные материалы (словари, энциклопедии, базы данных, карты и т.п.);

  • электронные библиотеки текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации;

  • виртуальные музеи, выставки и другие наглядные материалы;

  • методические материалы для учителей.

У большинства Интернет-корреспондентов слова «электронный» и «мультимедийный» применительно к учебнику или учебному пособию являются синонимами. Часто взаимообразно используются словосочетания электронный учебник, мультимедийный курс, дистанционный курс, обучающие программы.

Мультимедиа в нашем понимании означает компьютерную технологию, использующую для предоставления информации не только текст, но и графику, цвет, звук, анимацию, видеоизображения в любых сочетаниях. Соответственно «мультимедийный учебник» это учебник, при создании которого используется компьютерная технология. В таблице №1 приведены примеры ресурсов информационных технологий для образовательных целей на уроке английского языка.

ТАБЛИЦА №1. Ресурсы информационных технологий для образовательных целей на уроке английского языка.

Виды

Суть данного вида ресурсов

Примеры

Мультимедийный учебник

Это синтез учебной книги, видеоклипа, изобразительного искусства, актерского мастерства, педагогического и методического опыта, преобразованный в конечный продукт – виртуальную обучающую среду.

«Английский базовый курс»

«Quick English»

«Learn to Speak English» «English Course»

«Oxford Platinum»,

«Английский. Путь к совершенству».

«Bridge to English»

        1. Мультимедийные приложения к учебным и справочным материалам.


Интерактивные мультимедийные приложения используются в дополнение к печатным издательствам, которые могут быть использованы как во время урока, так и для самостоятельной работы школьников.

в УМК всех уровней для младших школьников Way Ahead (авторы Mary Bowen и Printha Ellis) входит интерактивный CD-ROM.

Интерактивными приложением дополнено и пособие для подготовки к новому формату итогового экзамена Ready for FCE.

Справочные материалы

Словарь содержит информацию о новых устойчивых словосочетаниях и идиомах современного английского языка. Школьники могут прослушать правильное произношение на только на английском, но и на американском языке.

Версии словарей Macmillan English Dictionary и Macmillan Essential Dictionary

Использование ресурсов Интернет












Источник информации.

(методические материалы для учителей и дополнительная информация для учащихся)


  • Обсуждение на уроке последних событий: www.onestopenglish.com. Каждая тема разработана для студентов и школьников с разным уровнем подготовки.

  • Выполнение заданий в режиме он-лайн: (www.monster.co.uk).

  • Регистрация на бесплатные электронные уроки.

  • Также выходит ежемесячный MED Magazine с множеством статей о новых словах и их использовании в языке

  • Электронные уроки и методические разработки: www.macmillanenglish.com.


Виртуальные музеи, выставки и другие наглядные материалы;

Использование учителем на уроках с целью продлить информационное пространство и использование как наглядного материала

Сайты в Интернет, посвященные разной тематике.

Презентации и сайты разработанные самим учителем

Создание обучающих упражнений на основе изученного материала

Программы Power Point, Publisher, ProShow Producer (создание презентации) и

Test Maker (тесты)


Отмечая все положительные стороны этих программ и мультимедийных учебников, хотелось бы подчеркнуть, что никакие новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке, так как самое важное на уроке – живое слово учителя.

Возможности использования Интернет-технологий не ограничены. Однако нельзя забывать о том, что Интернет – лишь вспомогательное средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока.

В настоящее время наибольшей популярностью в обучении иностранным языкам пользуются аудиовизуальные средства обучения. К ним относятся видеозаписи, компакт диски, компьютерные программы. Это технические средства обучения. Видеозаписи, как и компакт-диски, могут быть демонстративными или раздаточными средствами обучения, в зависимости от способа их использования. На уроках английского языка чаще всего используются видеозаписи в силу их красочности, занимательного, а также демонстративного характера. Компьютерные программы, курсы на компакт-дисках требуют оснащенности кабинета компьютерами и проекторами .

«Сочетание зрительного и звукового рядов создает особую атмосферу познавательной активности и соучастия. Они поясняют и дополняют друг друга», считает Полат Е.С. Вместе с тем, на основе видео ряда строятся дальнейшие задания, направленные на самостоятельные высказывания учеников, часто без учета интереснейшего лингвистического, социолингвистического и социокультурного материала, которым бывает богат звуковой ряд.