СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"»

В.С. Эксузян

ГБПОУ КК ЕПК, г. Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Плутова Н.А.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА I. Актуальность применения ИКТ

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что бывает зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Большая часть знаний, умений и навыков (ЗУН), полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование же ЗУН в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.

II. Цели и задачи применения ИКТ в начальном образовании.

 С помощью компьютерных технологий решаются следующие задачи:

  • Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства.

  • Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.

  • Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.

  • Изменение форм и методов учебной деятельности.

  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

  • Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.

III. Практическое применение.

Для решения выше изложенных задач можно использовать следующие направления:

  • создание слайд-презентаций к учебнику;

  • создание флэш-анимаций к учебнику;

  • подготовка индивидуальных карточек для обучения;

  • подготовка дополнительного материала;

Кабинет оснащён следующим оборудованием:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска.

Обучение детей может происходить по учебнику А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”. В нём много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал. Можно подготовить наглядный материал на компьютере и дать возможность персонажам учебника двигаться с помощью мышки. “Ожившие” картинки помогают ребятам лучше усвоить новый материал и повышают интерес к предмету.

Подборка иллюстративного материала:

  • “Разнообразие природы”

  • “Хоровод лепестков”

  • “Цветы садов и полей”

  • “Зимующие и кочующие птицы”

  • “Овощи” и др.

Рисунок 1 - Иллюстративный материал "Мир природы"

Помимо созданных самостоятельно материалов электронных уроков использую на уроках электронно-учебные пособия. Одно из них – “Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников”. Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости:

  • Живая и неживая природа

  • Смена времён года. Смена дня и ночи

  • Форма Земли. Ориентирование на местности

  • Размножение и распространение цветковых растений

  • Три состояния воды. Круговорот воды в природе

  • Круговорот веществ (жизни) в природе

Пособие с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной. Универсальность пособия помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить высокую степень визуализации учебного процесса, которая, в свою очередь, позволяет проводить уроки в форме интерактивного обучения.

Изучению времён года помогает обучающая программа “Мультипликационные времена года с тётушкой Совой”. В ней, помимо изучения нового материала, ребята смогут почитать видеокнижку А. Валевского о всех 12-ти месяцах, с помощью караоке спеть полюбившиеся песни.

Рисунок 2 - Обучающающая программа "Мультипликационные времена года с тётушкой совой"

Освоить знания по анатомии, проверить их прочность, получить консультацию и сдать экзамен на “отлично” поможет младшим школьникам игра от компании “Бука” “Пятачок сдаёт экзамен по анатомии”.

Рисунок 3 - "Пятачок сдаёт экзамен по анатомии"

Данные мультимедийные пособия ни в коем случае не подменяют имеющиеся учебно-методические комплекты. Они являются эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить качественное обучение в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Эпизодическое использование интерактивной доски, разнообразная учебная деятельность обеспечивает здоровьесберегающий эффект обучения, существенно влияет на эмоциональный фон урока, помогает оптимизировать учебную нагрузку.

Использование информационно– коммуникационных технологий помогает мне перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование ИКТ при подготовке к уроку:

  • Обработка текстовой, цифровой, графической и звуковой информации при помощи соответствующего программного обеспечения для подготовки дидактических материалов к уроку (индивидуальные карточки, таблицы, чертежи, схемы, иллюстрации и др.)

  • Осуществление поиска необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету.

IV. Заключение.

Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся

  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения

  • Повысить объём выполняемой на уроке работы

  • Усовершенствовать контроль знаний

  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока

  • Формировать навыки исследовательской деятельности

  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам

Проверочные и контрольные работы по окружающему миру показывают положительную динамику усвоения знаний, общего уровня информированности. Качество обучения по предмету последние 5 лет составляет 100%.





Список использованных источников:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Программа и тематическое планирование для начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Николау Л.Л., Улитко В.В. тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов // Начальная школа. – № 10, 2008.

  3. Материалы открытых Интернет-источников.

  4. Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  5. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1-4 кл.

  6. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. – Новый диск.

  7. Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до 7-ми лет.

  8. “Пятачок сдаёт экзамен по анатомии. 5 – 13 лет”. Игры для детей от компании “Бука”: www.buka.ru.