СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие орфографической грамотности у младших школьников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие орфографической грамотности у младших школьников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии"»

РАЗВИТИе ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ Н. С. Ласман

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Научный руководитель:

Е. В. Комиссарова преподаватель первой квалификационной категории

Аннотация:

В данной статье рассматривается проблема развития орфографической грамотности у младших школьников с ТНР. Автор, подчеркивая значение предмета «Русский язык», анализирует трудности обучающихся с тяжелыми нарушениями в речевом развитии в процессе овладения письменной и устной речью и предлагает способ работы по формированию орфографических навыков на уроках в начальной школе.

Ключевые слова: орфографическая грамотность, тяжелые нарушения речи, младшие школьники, речь

Одна из важнейших задач изучения русского языка в школе по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – формирование у школьников прочных навыков. Это важная задача, поскольку грамотное письмо обеспечивает ясность и точность выражения мыслей и обеспечивает взаимопонимание в письменном общении. На основе того, насколько эти навыки правописания будут усвоены, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе и его орфографическая и речевая грамотность, а также его способность владеть родным языком в письменной форме. Важным аспектом орфографического навыка, который помогает писавшему остановиться, задуматься и проверить себя, является умение определять и распознавать особенности языка. [1]

Орфографическая грамотность играет важную роль в успешном овладении языком и образовательным процессом. Однако, для младших школьников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии, достижение эффективного уровня орфографических навыков может стать сложной задачей. Развитие речи и мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его изучению как одному из основных предметов школьной программы – цель школьного образования в условиях реализации ФОП. [2]

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. [3]

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы, что обусловлено общим недоразвитием речи, неоднородным развитием высших психических функций у младших школьников с ТНР. [3]

Формирование прочных орфографических навыков у обучающихся с ТНР затруднено. Коррекционно-развивающее обучение - одно из важнейших факторов изучения русского языка младшими школьниками, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном отношении. [3]

В начальных классах формирование навыков правописания имеет огромное значение для дальнейшего обучения ребенка в школе. Орфография по своему содержанию малопривлекательна для детей, является сложным предметом. Они боятся совершить ошибку и теряют веру в себя. В результате, многие развивают неприязнь к орфографии, которая может перейти на весь предмет "Русский язык" или даже на все дальнейшее обучение. Поэтому с первого класса необходимо внушать детям веру в то, что орфографию можно освоить. Для этого необходимо развивать их орфографическую зоркость. Это сложная задача, требующая большой подготовки учителя и желания преодолевать трудности у детей. [4]

Работа по формированию орфографических навыков строится в соответствии с программой обучения в начальной школе. Но существуют различные методы и подходы к развитию орфографической грамотности у таких детей.

Первый шаг к успешному развитию орфографической грамотности у младших школьников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии заключается в адаптации существующих методик к их индивидуальным потребностям. Важно учитывать особенности каждого ребенка, его уровень речевых навыков и возможности. При этом необходимо избегать излишнего использования специализированных терминов, чтобы не создавать нагрузку на детскую психику.

Одним из эффективных подходов к развитию орфографической грамотности у младших школьников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии является контекстуальное обучение. Вместо изучения орфографических правил в отрыве от реальных ситуаций, детям предлагается обращать внимание на орфографию слов в тексте, играх или заданиях, которые они выполняют в повседневной жизни. Это помогает установить связь между правописанием слов и их функцией в контексте, что облегчает запоминание и применение правил.

Визуализация и использование изобразительных средств являются эффективными методами для развития орфографической грамотности у детей с тяжелыми нарушениями в речевом развитии. Различные графические схемы, рисунки и иллюстрации помогают детям визуально запоминать орфографические правила, понимать структуру.

Неотъемлемой частью развития орфографической грамотности у младших школьников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии является игровой подход. Игры, загадки, головоломки и активности с использованием слов и правил орфографии способствуют заинтересованности детей и создают позитивную обстановку для усвоения знаний. Важно помнить, что игра должна быть адаптирована к специфике детей с тяжелыми нарушениями в речевом развитии, чтобы быть для них доступной и привлекательной.

Наконец, важным аспектом развития орфографической грамотности у младших школьников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии является индивидуальный подход. Необходимо учитывать различия в речевых способностях и особенностях каждого ребенка и настраивать обучение в соответствии с его потребностями. Это поможет достичь более эффективных результатов и развить у детей уверенность в орфографических навыках.

Развитие орфографической грамотности у младших школьников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии представляет собой важную задачу образовательной системы. Задача по формированию орфографических навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи становится все более важной. Адаптация методик, контекстуальное обучение, использование изобразительных средств, игровой подход и индивидуальный подход - эти методы помогут обеспечить эффективную разработку орфографической грамотности у детей с тяжелыми нарушениями в речевом развитии и помочь им успешно продвинуться в своем образовательном пути.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

2. ФАОП НОО ОВЗ -2022

3. Особенности обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с тнр в условиях фгос обучающихся с овз - 2021

4. Сухобская, Галина Степановна. Об особенностях обобщения и автоматизации в процессе формирования навыков орфографии – 1959.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей – 2004г.

6. П.Я. Гальперин. Теория поэтапного формирования умственных действий – 1952.