Конкурс чтецов «Осенние рифмы», посвященный 125-летию со дня рождения великого русского поэта С.А. Есенина
Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые взрослые.
Мы собрались сегодня здесь на литературный конкурс чтецов «Осенние рифмы» посвященный 125-летию со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.
Наше компетентное жюри в составе: _____________________________
Оценит исполнение наших конкурсантов и выберет победителей конкурса!
(Слайд 2) Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года –это более 125 лет назад, на Рязанской земле в селе Константиново, которое располагается на правом берегу Оки. В 5 лет Сергей научился читать, а в 9 лет он начал писать стихи.
- Сергей Есенин передал всю красоту нашей родины в стихотворениях. Его удивительно красивые, легко запоминающиеся стихи описывают нашу русскую природу: рассветы и ночи, весну и осень, зимние вьюги и солнечные морозные дни. Так же он описывал красоту русских деревьев в разные времена года. Все что окружало его в детстве, в дальнейшем отозвалось в его творчестве.
- А как вы думаете, природа – это наше богатство или нет? (Ответы детей)
- А как мы должны относиться к красоте и богатству нашей Родины? (Ответы детей)
Поэт очень любил свое село и посвятил ему много своих стихов. И не только село, но и весь рязанский край, свою Родину. Вот как он об этом писал:
Педагог читает стихотворение:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Педагог: С любовью и теплотой поэт описывает дом, в котором он жил:
(Слайд 3). Посмотрите, ребята. Мы видим с вами тот самый дом, в котором жил маленький Сережа Есенин. Вот как он описывал свой дом в стихотворении.
Педагог читает отрывок из стихотворения:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Педагог: Ребята, а сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие на Родину Сергея Александровича Есенина, в село Константиново.
-Вы хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)
Педагог: Давайте мы с вами на минуточку закроем глаза и представим, что мы оказались с вами в этом замечательном селе, на берегу реки Ока, с которого открывается завораживающий вид…
(Слайд 4) Природа здесь очень красивая и живописная! Сергей очень любил ее, поэтому многие его стихи связаны с родными местами, у него много стихов о природе. Для него любое растение – это живое существо, они оживают в его стихотворениях. Недаром Есенина называют певцом русской природы. В его стихотворениях отразились все времена года.
Педагог: Дети, а сейчас давайте с вами вспомним в какое время года родился Сергей Есенин? (ответы детей)
(Слайд 5) Рассматривание картины «Золотая Осень» В. Левитана
Чудесная и красивая пора осень. У Есенина очень много стихотворений об осени, которые мы знаем. Давайте мы с вами послушаем стихи об осени в исполнении______________________________________________________
(Слайд 6) Закружилась листва золотая (______________)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
(Слайд 7) Отговорила роща золотая (_______________)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
(Слайд 8) Нивы сжаты, рощи голы (___________)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
(Слайд 9) Слайд с изображением зимнего пейзажа (березовая роща)
А сейчас мы с вами ребята видим изображение какого времени года? (ответы детей)
- А теперь мы послушаем стихотворение.
Поёт зима, аукает в исполнении _______________________________.
(Слайд 10) Поёт зима, аукает
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется.
Педагог: Красивое стихотворение, ребята? (ответы детей)
- Ребята, о чем это стихотворение? (ответы детей). А какое время года после зимы? (ответы детей)
Педагог: правильно, сейчас мы с вами попадем в весну
(Слайд 11) Слайд с изображением весны
Весной все деревья красивые. Одно из лучших черемуха - так сладко пахнет, когда цветет! Послушайте, как поэт описывает его в своем стихотворении «Черемуха душистая». Исполняет ______________________
(Слайд 12) Черемуха душистая
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
- Ребята, как описал поэт черемуху? (Ответы детей)
- Черемуха какая? (Нежная, красивая, необыкновенная, кудрявая, душистая.)
(Слайд 13) И еще одно стихотворение Есенина о весне в исполнении____________________________
Наступление весны
Весна наступает,
Снег быстро тает,
И все оживает
С приходом ея!
Деревья оделись
Зеленой листвою,
Луг зеленеет,
Покрытый травою.
Наши конкурсанты выступили и сейчас мы просим поработать нашему жюри и подвести итоги конкурса. (Жюри подводит итоги)
-Ребята, а какое время года приходит за весной? (Ответы детей)
(Слайд 14) Слайд с изображением летней природы, березы.
- Много стихотворений Есенин посвятил и летней поре, и конечно же красавице Русской Березе!
Наши девочки подготовили для всех танец «Русская береза!»
Встречаем!!
Итак, итоги конкурса подведены, и мы просим председателя жюри огласить результаты конкурса!
(Слайд 15) Портрет Есенина.
5