СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суицидальное поведение среди подростков и молодежи (факторы риска в современных концепциях суицидального поведения )

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что должен знать психолог о суициде? На какой возраст приходится пик суицидального поведения?

Просмотр содержимого документа
«Суицидальное поведение среди подростков и молодежи (факторы риска в современных концепциях суицидального поведения )»

 Суицидальное поведение среди подростков и молодежи  (факторы риска в современных концепциях суицидального поведения )

Суицидальное поведение среди подростков и молодежи (факторы риска в современных концепциях суицидального поведения )

Суицид может произойти в любом возрасте (от 7 до 17 лет). Суицидальное поведение может развиться как у подростков с психическими нарушениями так и без них. Для каждого возраста характерна своя причина, мотив. Состояния, предшествующие суициду, тоже значительно различаются. С подростком можно и нужно говорить о суициде.  Shaffer D, Pfeffer CR, Bernet W, et al. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with suicidal behaviour. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2001;40(7 Suppl):24S–51S.
  • Суицид может произойти в любом возрасте (от 7 до 17 лет).
  • Суицидальное поведение может развиться как у подростков с психическими нарушениями так и без них.
  • Для каждого возраста характерна своя причина, мотив.
  • Состояния, предшествующие суициду, тоже значительно различаются.
  • С подростком можно и нужно говорить о суициде.

Shaffer D, Pfeffer CR, Bernet W, et al. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with suicidal behaviour. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2001;40(7 Suppl):24S–51S.

 На какой возраст приходится пик самоубийств (данные Росстата за 2011-2012)   Частота завершённых суицидов среди мужчин в 3 раза выше, чем среди женщин. Частота суицидальных попыток у женщин в 4 раза выше, чем у мужчин.

На какой возраст приходится пик самоубийств (данные Росстата за 2011-2012) Частота завершённых суицидов среди мужчин в 3 раза выше, чем среди женщин. Частота суицидальных попыток у женщин в 4 раза выше, чем у мужчин.

Гендерные различия

4

  • Суицид больше характерен несовершеннолетним и молодым мужчинам, нежели женщинам (5 , 5:1 в возрасте 15 - 24 года )
  • Суицидальные попытки более характерны для девочек, чем для мальчиков (1 , 6:1)

Имеют место гендерные различия по статистике и интенсивности свершенных актов самоубийства, но в разных странах гендерные различия в общей картине суицида также различаются (WHO, 2002)

(World Health Organization (WHO). Suicide rates and absolute numbers of suicide by country (2002). Geneva (CH): WHO; 2003. [cited 2004 Mar 14]. Available from: http://www.who.int/mental_health/prevention/suicide/country_reports/en/index.html (accessed April 2007).

В большинстве общественных исследований суицидального мыслеобразования и попыток, указано, что количество женщин превышает количество мужчин, вовлеченных в данную деятельность, в то время как несовершеннолетние мальчики представлены более, чем достаточно в различных исследованиях свершенных актов суицида

(Gould MS, Greenberg T, Velting DM, et al. Youth suicide risk and preventive interventions: a review of the past 10 years. J Am Acad Child Adolesc

Psychiatry. 2003;42:386–405.)

International Association for Suicide Prevention (IASP) Executive Committee. IASP guidelines for suicide prevention. Crisis. 1999;20:155–163.)

(Beautrais AL. Suicide and serious suicide attempts in youth: a multiple-group comparison study. Am J Psychiatry. 2003;160:1093–1099.)

Исследовательница Ботрэ сравнила данные молодежи до 25 лет, свершившей суицид с данными тех, кто совершал попытки суицида или тех, что никогда таким не занимался и обнаружила, что гендерные различия между свершенными суицидами и суицидальными попытками объяснялись гендерными различиями при подборе методов самоубийства. Например 61,3% всех фатальных и нефатальных попыток суицида среди лиц мужского пола случались с применением крайне смертельных средств, например огнестрельного оружия, в то время, как 92,4% всех женских фатальных и нефатальных суицидальных попыток совершалось посредством более мягких способов, например отравления.

4

Основные причины самоубийств среди подростков и молодежи в период 2011-2014  (90 случаев) причина неизвестна - 22 человека; конфликты в семье - 26 человек; влюбленности, конфликты в семье, школе -24 случая; трудная жизненная ситуация (приемные подростки, дети из интернатов) – 13 случаев; тяжелое соматическое, неврологическое заболевание – 5 наблюдений .

Основные причины самоубийств среди подростков и молодежи в период 2011-2014 (90 случаев)

  • причина неизвестна - 22 человека;
  • конфликты в семье - 26 человек;
  • влюбленности, конфликты в семье, школе -24 случая;
  • трудная жизненная ситуация (приемные подростки, дети из интернатов) – 13 случаев;
  • тяжелое соматическое, неврологическое заболевание – 5 наблюдений .
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ Протест, месть 40%; Призыв 35%; Избежание (наказания, страдания)15%; Самонаказание 10%; Отказ 0%.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ

  • Протест, месть 40%;
  • Призыв 35%;
  • Избежание (наказания, страдания)15%;
  • Самонаказание 10%;
  • Отказ 0%.
Суицидальное поведение по типу протеста, мести Возникает в ситуации конфликта. Присутствует враждебность, агрессивность к объекту конфликта, смысл суицида в отрицательном воздействии на объект. Пример: школьница просила маму отпустить ее с ночевкой к подруге. Получив отказ, девочка повздорила с родителями, заперлась в своей комнате и выбросилась из окна.

Суицидальное поведение по типу протеста, мести

Возникает в ситуации конфликта. Присутствует враждебность, агрессивность к объекту конфликта, смысл суицида в отрицательном воздействии на объект.

Пример: школьница просила маму отпустить ее с ночевкой к подруге. Получив отказ, девочка повздорила с родителями, заперлась в своей комнате и выбросилась из окна.

Суицидальное поведение по типу «призыва» отражает пассивную реакцию личности с целью привлечения внимания к ситуации и возможности получения помощи для ее изменения. Пример: «14-летняя Г., выбросившаяся из многоэтажки на западе Москвы, накануне прыжка написала, что если ее бросит любимый, то она отправится в рай. Накануне самоубийства девушка поменяла статус на личной странице в соц. сети, в котором призналась о своих чувствах к В.. Чувства к парню были настолько сильны, что девушка написала, что если они расстанутся, то она не сможет больше жить. В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт, следствием которого и стал поступок школьницы».

Суицидальное поведение по типу «призыва» отражает пассивную реакцию личности с целью привлечения внимания к ситуации и возможности получения помощи для ее изменения.

Пример: «14-летняя Г., выбросившаяся из многоэтажки на западе Москвы, накануне прыжка написала, что если ее бросит любимый, то она отправится в рай. Накануне самоубийства девушка поменяла статус на личной странице в соц. сети, в котором призналась о своих чувствах к В.. Чувства к парню были настолько сильны, что девушка написала, что если они расстанутся, то она не сможет больше жить. В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт, следствием которого и стал поступок школьницы».

При суицидах избежания наказания или страдания речь идет также о пассивной реакции личности в ответ на угрозу своему социальному, личностному или биологическому существованию. Смысл суицида сводится к избежанию угрозы путем самоустранения . Это могут быть суициды с целью избежать физических страданий, в виде страха перед уголовной ответственностью, у молодежи нередко в виде страха перед наказанием.

При суицидах избежания наказания или страдания речь идет также о пассивной реакции личности в ответ на угрозу своему социальному, личностному или биологическому существованию.

Смысл суицида сводится к избежанию угрозы путем самоустранения . Это могут быть суициды с целью избежать физических страданий, в виде страха перед уголовной ответственностью, у молодежи нередко в виде страха перед наказанием.

Пример: 13-летний Н. покончил жизнь самоубийством, получив «двойку» по географии. Мальчик очень не хотел расстраивать любимую маму, которая воспитывала его вместе с новым мужем, и папу, с которым, несмотря на развод родителей, у Н. были прекрасные отношения. На роковой шаг мальчик, по предварительным данным, смог решиться, когда учителя вызвали маму на беседу об успеваемости Н. Он написал маме, что не смог быть ей хорошим сыном, что он не может больше врать и воровать у нее. Также подросток перед смертью попросил у мамы прощения, что не успел помыть посуду .

Пример:

  • 13-летний Н. покончил жизнь самоубийством, получив «двойку» по географии. Мальчик очень не хотел расстраивать любимую маму, которая воспитывала его вместе с новым мужем, и папу, с которым, несмотря на развод родителей, у Н. были прекрасные отношения.
  • На роковой шаг мальчик, по предварительным данным, смог решиться, когда учителя вызвали маму на беседу об успеваемости Н.
  • Он написал маме, что не смог быть ей хорошим сыном, что он не может больше врать и воровать у нее. Также подросток перед смертью попросил у мамы прощения, что не успел помыть посуду .
Медицинская модель Психодинамическая модель Интерперсональная модель Когнитивная модель   Shaffer D, Pfeffer CR, Bernet W, et al. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with suicidal behaviour. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2001;40(7 Suppl):24S–51S.
  • Медицинская модель
  • Психодинамическая модель
  • Интерперсональная модель
  • Когнитивная модель

Shaffer D, Pfeffer CR, Bernet W, et al. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with suicidal behaviour. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2001;40(7 Suppl):24S–51S.

Факторы риска детско-подростковой суицидальности согласно медицинской модели 13 Потенциирующие факторы риска Провоцирующие факторы риска Травмы в детстве Стрессовые события в жизни Доступность средств Физическая болезнь Скорбь, тоска, печаль Острые фазы психиатрических нарушений Рисковое поведение  Травмы в детстве Стрессовые события в жизни Доступность средств Физическая болезнь Скорбь, тоска, печаль Острые фазы психиатрических нарушений Рисковое поведение  Предыдущая попытка суицида Семейная история суицида Психиатрические расстройства Употребление и злоупотребление некоторыми веществами Импульсивно-агрессивное поведение Предыдущая попытка суицида Семейная история суицида Психиатрические расстройства Употребление и злоупотребление некоторыми веществами Импульсивно-агрессивное поведение

Факторы риска детско-подростковой суицидальности согласно медицинской модели

13

Потенциирующие факторы риска

Провоцирующие факторы риска

  • Травмы в детстве Стрессовые события в жизни Доступность средств Физическая болезнь Скорбь, тоска, печаль Острые фазы психиатрических нарушений Рисковое поведение
  • Травмы в детстве
  • Стрессовые события в жизни
  • Доступность средств
  • Физическая болезнь
  • Скорбь, тоска, печаль
  • Острые фазы психиатрических нарушений
  • Рисковое поведение
  • Предыдущая попытка суицида Семейная история суицида Психиатрические расстройства Употребление и злоупотребление некоторыми веществами Импульсивно-агрессивное поведение
  • Предыдущая попытка суицида
  • Семейная история суицида
  • Психиатрические расстройства
  • Употребление и злоупотребление некоторыми веществами
  • Импульсивно-агрессивное поведение

Попытки суицида

14

  • Предыдущие попытки самоубийства — сильнейший фактор в предсказании новых: около трети убивающих себя уже пытались это сделать; 1% из них совершат суицид в течение года, 10% — в течение десяти лет.
  • Наличие предыдущих попыток в анамнезе увеличивает риск совершения суицида в 3 – 17 раз;
  • Для юношей риск возрастает в 30 раз, для девушек – в 3 раза.
  • Суицидальные попытки, совершенные нетривиальными, брутальными методами, а также попытки с серьезными медицинскими последствиями являются индикатором возможного суицидального поведения и повторных попыток, а также, что в будущем суицид будет доведен до завершения.

Рецидивная суицидальная попытка является лучшим предсказателем будущего завершенного самоубийства

(Jeanneret O. A tentative epidemiologic approach to suicide prevention in adolescence. J Adolesc Health. 1992;13:409– 414.)

Молодежь мужского пола подвержена риску рецидивной суицидальной попытки в течение года после первого эпизода (Otto,1972)

(Pfeffer CR, Klerman GL, Hurt SW, et al. Suicidal children grow up: rates and psychosocial risk factors for suicide attempts during follow-up. J Am Acad Child

Adolesc Psychiatry. 1993;32:106–113.

Hawton K, Fagg J. Trends in deliberate self-poisoning and self-injury in Oxford, 1976–1990. BMJ. 1992;304:1409–1411.

Hawton 1993

Kerfoot M, McHugh B. The outcome of childhood suicidal behaviour. Acta Paedopsychiatr. 1992;55:141–145.)

14

Исследования семей близнецов 15 Суицидальное поведение копится внутри семьи :  В шесть раз больше проявлений суицидального поведения среди биологической родни самоубийц В шесть раз больше проявлений суицидального поведения среди биологической родни самоубийц Увеличенная согласованность суицидального поведения среди однояйцевых чем разнояйцевых близнецов (18% против 0.7%) Убедительные доказательства генетической предрасположенность суицидальному поведению приведены в исследованиях близнецов, двойняшек и приемных детей 15

Исследования семей близнецов

15

Суицидальное поведение копится внутри семьи :

  • В шесть раз больше проявлений суицидального поведения среди биологической родни самоубийц
  • В шесть раз больше проявлений суицидального поведения среди биологической родни самоубийц
  • Увеличенная согласованность суицидального поведения среди однояйцевых чем разнояйцевых близнецов (18% против 0.7%)

Убедительные доказательства генетической предрасположенность суицидальному поведению приведены в исследованиях близнецов, двойняшек и приемных детей

15

 Семья: состав семьи, наличие в семейной истории суицидов, разводов, смертей     Психические заболевания в семейной истории; Пренебрежение и жестокое обращение;  Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения как развод могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля за ситуацией. Суицидальные идеи появляются чаще у подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников (ситуация буллинга) или взрослых.

Семья: состав семьи, наличие в семейной истории суицидов, разводов, смертей

  • Психические заболевания в семейной истории;
  • Пренебрежение и жестокое обращение;
  • Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения как развод могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля за ситуацией.
  • Суицидальные идеи появляются чаще у подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников (ситуация буллинга) или взрослых.

Психические нарушения

17

  • На момент своей смерти, по данным ВОЗ более 90% несовершеннолетних самоубийц имели психические расстройства . Более половины страдало от таких расстройств как минимум в течение двух лет.
  • Суицид происходит в условиях активной фазы психиатрического заболевания, которое было не замечено и не отработано.
  • Наиболее распространенной формой психического расстройства, зафиксированного при изучении свершившихся самоубийств подростков, является депрессивное расстройство и расстройства личности.

С суицидальностью ассоциируется сфера душевно-психических проблем, особенно депрессии детства (Samm et al., 2007)

Исследования в рамках Психологической аутопсии (Brent et al., 1999; Marttunen et al., 1991; Shaffer et al., 1996a) показали, что 90% суицидов вреди несовершеннолетних предпринимались лицами с предрасположенностью с психиатрическим нарушениям. В большинстве таких случаев расстройства наблюдались в течение двух и более лет

Несовершеннолетний со своими душевными расстройствами может натолкнуться на большее количество стрессовых событий, чем подросток без таковых. Или же такие подростки и дети могут воспринимать некоторые события слишком остро

Наиболее распространенной формой психиатрического нарушения, сопровождающего свершенные суицида является набор расстройств настроения и эмоционального фона, который у мальчиков сопряжен с нарушениями в поведении и употреблением некоторых веществ, субстанций и алкоголя, особенно у мальчиков старше 15 лет

17

Клинико-психологическая модель А.Г. Амбрумовой с соавт. Концепция суицидального поведения как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.  Суицидальное поведение отнесено к разновидностям общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему континууму индивидуальных вариаций — от безусловной психической нормы до выраженной патологии. По данным А.Г. Амбрумовой на психически нездоровых людей приходится только 1/3 суицидов

Клинико-психологическая модель А.Г. Амбрумовой с соавт.

  • Концепция суицидального поведения как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.
  • Суицидальное поведение отнесено к разновидностям общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему континууму индивидуальных вариаций — от безусловной психической нормы до выраженной патологии.
  • По данным А.Г. Амбрумовой на психически нездоровых людей приходится только 1/3 суицидов
К особенности суицидального поведения в молодом возрасте относятся  (по А.Г. Амбрумовой):   1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком.

К особенности суицидального поведения в молодом возрасте относятся (по А.Г. Амбрумовой):

1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. 3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д. При этом в детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства.

3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

При этом в детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.

Депрессия Риск суицида у пациентов, страдающих депрессией, колеблется от 8-30%. Умеренный или тяжёлый депрессивный эпизод предшествует 45-70% суицидов.

Депрессия

  • Риск суицида у пациентов, страдающих депрессией, колеблется от 8-30%.
  • Умеренный или тяжёлый депрессивный эпизод предшествует 45-70% суицидов.
Типичные симптомы депрессии, о которых могут сообщить учителя/родители    В эмоционально-волевой сфере: с нижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась. Постоянное грустное настроение , немотивированная тревога, страхи, паника. В переживаниях (в словах): безнадежность, ненужность, одиночество, беспомощность, бессилие, низкая самооценка и чувство вины . В когнитивно-мнестической сфере: сложности концентрации внимания, хаотичность мышления. В поведении: социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях, пропуск школы или плохая успеваемость, В соматической сфере: значительные изменения сна и аппетита.

Типичные симптомы депрессии, о которых могут сообщить учителя/родители

  • В эмоционально-волевой сфере: с нижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
  • Постоянное грустное настроение , немотивированная тревога, страхи, паника.
  • В переживаниях (в словах): безнадежность, ненужность, одиночество, беспомощность, бессилие, низкая самооценка и чувство вины .
  • В когнитивно-мнестической сфере: сложности концентрации внимания, хаотичность мышления.
  • В поведении: социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях, пропуск школы или плохая успеваемость,
  • В соматической сфере: значительные изменения сна и аппетита.
Причины суицида связанные с семьей ребенка: смерть одного из родителей и желание с ним воссоединиться, в силу недостаточного понимания природы смерти, насилие, унижение со стороны родителей, мотив - обида часто в сочетании со своей ненужностью родителям и желание избавиться от физических и психологических страданий. В эмоциях – тревожность, страхи, подавленность. В переживаниях –чувство обиды, брошенности. В высказываниях - устойчивые фантазии о смерти. В поведении – частый плач, замкнутость, истерики. В жалобах – на боли в теле.

Причины суицида связанные с семьей ребенка: смерть одного из родителей и желание с ним воссоединиться, в силу недостаточного понимания природы смерти, насилие, унижение со стороны родителей, мотив - обида часто в сочетании со своей ненужностью родителям и желание избавиться от физических и психологических страданий.

  • В эмоциях – тревожность, страхи, подавленность.
  • В переживаниях –чувство обиды, брошенности.
  • В высказываниях - устойчивые фантазии о смерти.
  • В поведении – частый плач, замкнутость, истерики.
  • В жалобах – на боли в теле.
Сочетанные причины суицида: семья, окружение Среди наиболее частых мотивов избежание наказания (13 летний мальчик получил двойку, не пошел домой и повесился), протест/месть - школьница просила маму отпустить ее с ночевкой к подруге. Получив отказ, девочка повздорила с родителями и заперлась в своей комнате и выбросилась из окна. В эмоциях – напряженность, эмоциональная неустойчивость, подавленность, раздражительность. В переживаниях – проявление чувства вины, безнадежности, одиночества, отсутствие страха смерти. В высказываниях - мысли, прямые или косвенные высказывания (а что будет после смерти?) о самоповреждении или самоубийстве. В поведении – импульсивность в поведении, пропуски школы или плохая успеваемость. В жалобах – на непонимание окружающими, непонимание себя.

Сочетанные причины суицида: семья, окружение

  • Среди наиболее частых мотивов избежание наказания (13 летний мальчик получил двойку, не пошел домой и повесился), протест/месть - школьница просила маму отпустить ее с ночевкой к подруге. Получив отказ, девочка повздорила с родителями и заперлась в своей комнате и выбросилась из окна.
  • В эмоциях – напряженность, эмоциональная неустойчивость, подавленность, раздражительность.
  • В переживаниях – проявление чувства вины, безнадежности, одиночества, отсутствие страха смерти.
  • В высказываниях - мысли, прямые или косвенные высказывания (а что будет после смерти?) о самоповреждении или самоубийстве.
  • В поведении – импульсивность в поведении, пропуски школы или плохая успеваемость.
  • В жалобах – на непонимание окружающими, непонимание себя.
Сочетанные причины суицида: окружение, семья Основные мотивы: призыв - школьница выбросилась из окна после того как ее «бросил» мальчик, протест/месть (выше был пример) самонаказание – основан на самообвинении и - угрызениях совести, чувстве греховности, при совершении непростительных поступков, когда подросток осознает их отрицательную моральную сторону - часто выявляется в рамках психических нарушений .  В эмоциях – эмоциональная фиксация на травматической ситуации (тревога-тоска-гнев), суженное сознание. В переживаниях – отчаяние, бессмысленность, безнадежность, одиночество. В высказываниях – несостоятельность, разочарование в себе и близких людях, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве. В поведении –как замыкание в себе так и вызывающее поведение при высокой обидчивости и ранимости. В жалобах – на выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»). Ослабление или выпадение из речи слов связанных с удовольствием, радостью.

Сочетанные причины суицида: окружение, семья

  • Основные мотивы: призыв - школьница выбросилась из окна после того как ее «бросил» мальчик, протест/месть (выше был пример) самонаказание – основан на самообвинении и - угрызениях совести, чувстве греховности, при совершении непростительных поступков, когда подросток осознает их отрицательную моральную сторону - часто выявляется в рамках психических нарушений .
  • В эмоциях – эмоциональная фиксация на травматической ситуации (тревога-тоска-гнев), суженное сознание.
  • В переживаниях – отчаяние, бессмысленность, безнадежность, одиночество.
  • В высказываниях – несостоятельность, разочарование в себе и близких людях, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве.
  • В поведении –как замыкание в себе так и вызывающее поведение при высокой обидчивости и ранимости.
  • В жалобах – на выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»). Ослабление или выпадение из речи слов связанных с удовольствием, радостью.
Суицидальность независима от депрессии (другая точка зрения) Между тяжестью депрессии и вероятностью самоубийства строгой корреляции нет: иногда самоубийства совершают во время легких душевных расстройств, а многие люди цепляются за жизнь в отчаяннейших ситуациях.

Суицидальность независима от депрессии (другая точка зрения)

  • Между тяжестью депрессии и вероятностью самоубийства строгой корреляции нет: иногда самоубийства совершают во время легких душевных расстройств, а многие люди цепляются за жизнь в отчаяннейших ситуациях.
Различие между депрессией и суицидами  (Войцех В.Ф.)  87,2%  33,0%  39,6% Раннее появление патохарактеро-логических черт  65,9%  73,0% 27

Различие между депрессией и суицидами (Войцех В.Ф.)

87,2%

33,0%

39,6%

Раннее появление патохарактеро-логических черт

65,9%

73,0%

27

Расстройства личности и самоубийства Совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза. Максимальный риск суицида (3-9%) связан с эмоционально-неустойчивым и нарциссическим расстройством личности.

Расстройства личности и самоубийства

  • Совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза.
  • Максимальный риск суицида (3-9%) связан с эмоционально-неустойчивым и нарциссическим расстройством личности.
Нарциссическая личность Metamorphosis of Narcissus, Dali Озабоченность в неограниченном успехе, Грандиозное чувство собственной важности Идеальной любви Потребность в восхищении Неспособность воспринимать точку зрения других Отсутствие эмпатии Высокая агрессия или аутоагрессия на отвержение Озабоченность в неограниченном успехе, Грандиозное чувство собственной важности Идеальной любви Потребность в восхищении Неспособность воспринимать точку зрения других Отсутствие эмпатии Высокая агрессия или аутоагрессия на отвержение 29

Нарциссическая личность

Metamorphosis of Narcissus, Dali

  • Озабоченность в неограниченном успехе, Грандиозное чувство собственной важности Идеальной любви Потребность в восхищении Неспособность воспринимать точку зрения других Отсутствие эмпатии Высокая агрессия или аутоагрессия на отвержение
  • Озабоченность в неограниченном успехе,
  • Грандиозное чувство собственной важности
  • Идеальной любви
  • Потребность в восхищении
  • Неспособность воспринимать точку зрения других
  • Отсутствие эмпатии
  • Высокая агрессия или аутоагрессия на отвержение

29

Течение и прогноз Обладают врожденным сильным драйвом агрессии. Стыд и зависть в качестве главных эмоций. Агрессивное или самодеструктивное поведение возникает у них при появлении угрозы их грандиозности. Часто это сопровождается явно садистическими формами поведения.

Течение и прогноз

  • Обладают врожденным сильным драйвом агрессии. Стыд и зависть в качестве главных эмоций.
  • Агрессивное или самодеструктивное поведение возникает у них при появлении угрозы их грандиозности.
  • Часто это сопровождается явно садистическими формами поведения.
Эмоционально-неустойчивая  (пограничная личность) Стабильная нестабильность самовосприятия, межличностных отношений и эмоций. Постоянная тревога и чувство брошенности может приводить к импульсивным поступкам, нередко с суицидальным поведением. Выраженные эмоциональные реакции приводят к самодеструктивному поведению, которое проявляется в азартных играх, безответственных тратах денег, алкоголизме, употреблении наркотиков. Повторные суицидальные попытки нередко являются основным поводом обращения за помощью. 31

Эмоционально-неустойчивая (пограничная личность)

  • Стабильная нестабильность самовосприятия, межличностных отношений и эмоций.
  • Постоянная тревога и чувство брошенности может приводить к импульсивным поступкам, нередко с суицидальным поведением.
  • Выраженные эмоциональные реакции приводят к самодеструктивному поведению, которое проявляется в азартных играх, безответственных тратах денег, алкоголизме, употреблении наркотиков.
  • Повторные суицидальные попытки нередко являются основным поводом обращения за помощью.

31

Течение и прогноз Дисфория иногда перемежается реакциями отчаяния, паники или злобы и сменяется короткими периодами благополучия. Чувство злобы, как и другие непосредственные реакции, возникает довольно легко и плохо контролируется, однако быстро сменяется чувством вины и раскаяния.  Чрезвычайная реактивность в ответ на межличностные стрессовые факторы. В одиночестве таких людей может беспокоить чувство опустошенности.

Течение и прогноз

  • Дисфория иногда перемежается реакциями отчаяния, паники или злобы и сменяется короткими периодами благополучия.
  • Чувство злобы, как и другие непосредственные реакции, возникает довольно легко и плохо контролируется, однако быстро сменяется чувством вины и раскаяния.
  • Чрезвычайная реактивность в ответ на межличностные стрессовые факторы. В одиночестве таких людей может беспокоить чувство опустошенности.
С целью выявления роли особенностей личности в развитии антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения на базах медицинских учреждений и психологических центров г. Москвы было обследовано свыше 70 подростков.

С целью выявления роли особенностей личности в развитии антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения на базах медицинских учреждений и психологических центров г. Москвы было обследовано свыше 70 подростков.

Были выделены три группы подростков различающихся по особенностям личности, семейного воспитания, стрессовой ситуации, предъявляемых жалоб и клинической картины: Самовлюбленные, чувствительно ранимые, закрытые по отношению к другим, долго помнящие обиды. Эмоционально-неустойчивые, вспыльчивые, с агрессивным и аутоагрессивным поведением. Тревожно-зависимые, педантичные ригидные. Стратегия оказания кризисной помощи в каждом случае носила принципиальные различия. Результаты представлены в статье: http://www.mprj.ru/archiv_global/2013_2_19/nomer/nomer18.php

Были выделены три группы подростков различающихся по особенностям личности, семейного воспитания, стрессовой ситуации, предъявляемых жалоб и клинической картины:

  • Самовлюбленные, чувствительно ранимые, закрытые по отношению к другим, долго помнящие обиды.
  • Эмоционально-неустойчивые, вспыльчивые, с агрессивным и аутоагрессивным поведением.
  • Тревожно-зависимые, педантичные ригидные.

Стратегия оказания кризисной помощи в каждом случае носила принципиальные различия. Результаты представлены в статье: http://www.mprj.ru/archiv_global/2013_2_19/nomer/nomer18.php

Злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами Растущее потребление алкоголя несовершеннолетними является одним из важнейших факторов риска, что на момент достижения взрослости они начнут проявлять суицидальность  (Sher et al., 2006) Употребление алкоголя связано с большинством случаев смертей несовершеннолетних и молодых людей, включая смерть от ненамеренно нанесенного вреда, самоубийство и убийство (Grant et al. 1997)  Возможность того, что две и более попыток суицида могут иметь место, возрастает по мере роста потребления некоторых веществ и агрессивного поведения (Pena, 2010) 35

Злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами

  • Растущее потребление алкоголя несовершеннолетними является одним из важнейших факторов риска, что на момент достижения взрослости они начнут проявлять суицидальность (Sher et al., 2006)

Употребление алкоголя связано с большинством случаев смертей несовершеннолетних и молодых людей, включая смерть от ненамеренно нанесенного вреда, самоубийство и убийство (Grant et al. 1997)

Возможность того, что две и более попыток суицида могут иметь место, возрастает по мере роста потребления некоторых веществ и агрессивного поведения (Pena, 2010)

35

Шизофрения  Риск суицида в этой группе пациентов почти такой же, как среди страдающих депрессией и составляет 10-12%, Уровень суицидов колеблется от 147 до 752 на 100000 пациентов в год.

Шизофрения

  • Риск суицида в этой группе пациентов почти такой же, как среди страдающих депрессией и составляет 10-12%,
  • Уровень суицидов колеблется от 147 до 752 на 100000 пациентов в год.
Шизофрения (этапы развития)

Шизофрения (этапы развития)

На какие особенности речи необходимо обращать внимание   Потеря восприятия целостности (фрагментарность, несвязанность, случайность, субъективность); Потеря целенаправленной деятельности мышления; Рассеянность из-за хаотичности мышления, появление посторонних мыслей; Резонерство отличается выхолощенностью суждений, потерей целенаправленности, соскальзываниями , склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения; Соскальзывание - адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок; В остром периоде ощущение, что мысли «чужие», «внедренные кем-то», что их можно «прочесть»; Отсутствие критичности к себе и окружающему.

На какие особенности речи необходимо обращать внимание

  • Потеря восприятия целостности (фрагментарность, несвязанность, случайность, субъективность);
  • Потеря целенаправленной деятельности мышления;
  • Рассеянность из-за хаотичности мышления, появление посторонних мыслей;
  • Резонерство отличается выхолощенностью суждений, потерей целенаправленности, соскальзываниями , склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения;
  • Соскальзывание - адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок;
  • В остром периоде ощущение, что мысли «чужие», «внедренные кем-то», что их можно «прочесть»;
  • Отсутствие критичности к себе и окружающему.
Расстройства шизофренического спектра и суициды (мотивы) «неопределенная угроза» (переживание интенсивного качественно неопределенного страха по типу надвигающейся катастрофы); «угроза личностного опустошения и деградации» (переживание нарастающей психической дезорганизации); «изменение мировосприятия» (переживание утраты способности эмоционального реагирования на окружающее); «изменение самоощущения» (переживание собственной изменённости); «первичная утрата смысла жизни» (переживание бесцельности и бессмысленности собственного существования).

Расстройства шизофренического спектра и суициды (мотивы)

  • «неопределенная угроза» (переживание интенсивного качественно неопределенного страха по типу надвигающейся катастрофы);
  • «угроза личностного опустошения и деградации» (переживание нарастающей психической дезорганизации);
  • «изменение мировосприятия» (переживание утраты способности эмоционального реагирования на окружающее);
  • «изменение самоощущения» (переживание собственной изменённости);
  • «первичная утрата смысла жизни» (переживание бесцельности и бессмысленности собственного существования).
При наличии психической патологии не существует непосредственной зависимости суицидального поведения от болезненных симптомов, какими бы глубокими они ни были. Даже в случаях глубоких психотических расстройств обусловленная ими «псевдореальная» конфликтная ситуация преломляется через базисные установки личности, что и определяет выбор того или иного варианта поведения (А.Г. Амбрумова).

При наличии психической патологии не существует непосредственной зависимости суицидального поведения от болезненных симптомов, какими бы глубокими они ни были.

Даже в случаях глубоких психотических расстройств обусловленная ими «псевдореальная» конфликтная ситуация преломляется через базисные установки личности, что и определяет выбор того или иного варианта поведения

(А.Г. Амбрумова).

Проблемы, связанные с медицинской моделью суицидального поведения В одном гарвардском исследовании врачам раздали подредактированные истории болезни самоубийц и попросили поставить диагноз; если врачам не говорили, что это самоубийцы, они диагностировали душевные заболевания лишь в 22% случаев. Если в документах значилось самоубийство — в 90%. Ясно, что суицидальность подсказывала им неоспоримый медицинский диагноз. Работа в рамках данной модели требует знания психопатологии.

Проблемы, связанные с медицинской моделью суицидального поведения

  • В одном гарвардском исследовании врачам раздали подредактированные истории болезни самоубийц и попросили поставить диагноз; если врачам не говорили, что это самоубийцы, они диагностировали душевные заболевания лишь в 22% случаев.
  • Если в документах значилось самоубийство — в 90%. Ясно, что суицидальность подсказывала им неоспоримый медицинский диагноз.
  • Работа в рамках данной модели требует знания психопатологии.
Современные психологические модели суицидального поведения Психодинамическая модель Интерперсональная модель Когнитивная модель

Современные психологические модели суицидального поведения

  • Психодинамическая модель
  • Интерперсональная модель
  • Когнитивная модель
Психодинамическая модель Суицид может развиться как нарциссический кризис включающий в себя: нереалистичную самооценку; противоречивый характер межличностных отношений; расхождение между фантазиями о смерти и реальностью смерти; сложности разграничения между естественной смертью и самоубийством; магическое в некотором смысле обращение с реальностью.

Психодинамическая модель

Суицид может развиться как нарциссический кризис включающий в себя:

  • нереалистичную самооценку;
  • противоречивый характер межличностных отношений;
  • расхождение между фантазиями о смерти и реальностью смерти;
  • сложности разграничения между естественной смертью и самоубийством;
  • магическое в некотором смысле обращение с реальностью.
Терапевтические мишени  в психодинамической концепции   Центральная идея психоанализа – самоубийство это убийство внутренней части себя, которую ненавидишь.  «Никто не убивает себя, кто не хочет убить другого» Штекель. Важно понять какая часть убивает себя.

Терапевтические мишени в психодинамической концепции

  • Центральная идея психоанализа – самоубийство это убийство внутренней части себя, которую ненавидишь.
  • «Никто не убивает себя, кто не хочет убить другого» Штекель.
  • Важно понять какая часть убивает себя.
Отрывок из фильма  « In treatment » (В терапии)
  • Отрывок из фильма « In treatment » (В терапии)
Модель развития суицидального поведения у подростков   Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент До     Стрессоры : Проблемы с законом Потеря близкого человека Ссора/разлад в отношениях Фасилитаторы: - Насилие Интоксикация Информация о суицидах в СМИ; самоубийство в окружении; подростковое заражение -Раздоры в семье Расстройство настроения у родителей Другое расстройство 1 Оси у родителей Нейротизм Безнадёжность Тревожность Депрессия Доступность летального агента Завершённый суицид Попытки суицида Суицидальные мысли Импульсивная агрессивность  Нарушение серотонинергической передачи Нарушение функций регуляции, программирования и контроля психических процессов - Импульсивная агрессия у родителей - Попытки суицида у родителей Факторы-протекторы  - Семейные связи Наличие друзей в школе Религиозные/культурные ценности Импульсивная агрессия

Модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент

  • До

Стрессоры :

  • Проблемы с законом
  • Потеря близкого человека
  • Ссора/разлад в отношениях

Фасилитаторы:

- Насилие

  • Интоксикация
  • Информация о суицидах в СМИ; самоубийство в окружении; подростковое заражение

-Раздоры в семье

  • Расстройство настроения у родителей
  • Другое расстройство 1 Оси у родителей
  • Нейротизм
  • Безнадёжность
  • Тревожность

Депрессия

Доступность летального агента

Завершённый суицид

Попытки суицида

Суицидальные мысли

  • Импульсивная агрессивность
  • Нарушение серотонинергической передачи
  • Нарушение функций регуляции, программирования и контроля психических процессов

- Импульсивная агрессия у родителей

- Попытки суицида у родителей

Факторы-протекторы

- Семейные связи

  • Наличие друзей в школе
  • Религиозные/культурные ценности

Импульсивная агрессия

Интерперсональная теория суицида   Т. Джойнер, К. Ван Орден Почему люди умирают от суицида?  Потому что могут и хотят это сделать.          ( Van Orden K.A., Witte T.K., Curcowicz K.C., Braithwaite S., Selby E.A., Joiner T.E (2010) The Interpersonal theory of suicide// Psychol Review,117(2): 575-600)  Приобретённая сниженная чувствительность к боли Одиночество (отсутствие принадлежности к какой-либо группе людей) Восприятие себя как бремени для окружающих («для других будет лучше, если я умру»)

Интерперсональная теория суицида Т. Джойнер, К. Ван Орден

  • Почему люди умирают от суицида?
  • Потому что могут и хотят это сделать.
  • ( Van Orden K.A., Witte T.K., Curcowicz K.C., Braithwaite S., Selby E.A., Joiner T.E (2010) The Interpersonal theory of suicide// Psychol Review,117(2): 575-600)

Приобретённая сниженная чувствительность к боли

Одиночество (отсутствие принадлежности к какой-либо группе людей)

Восприятие себя как бремени для окружающих («для других будет лучше, если я умру»)

Интерперсональная теория суицида   Т. Джойнер, К. Ван Орден Желание смерти Безнадёжность  Завершённый/не завершенный истинный суицид

Интерперсональная теория суицида Т. Джойнер, К. Ван Орден

Желание смерти

Безнадёжность

Завершённый/не завершенный истинный суицид

Интерперсональная теория суицида (мишени работы) Т. Джойнер, К. Ван Орден Брошенность (фрустрированная принадлежность, одиночество); Одиночество «Я чувствую себя отгороженным от других людей»; Отсутствие взаимной поддержки «У меня нет людей, на которых я мог бы опереться в тяжёлые времена», «Я не могу поддержать близких мне людей»;  Восприятие себя как бремени; Убеждение, что индивид настолько плох/бесполезен, что не может быть поддержкой для других. «Я причиняю близким людям только вред»; Ненависть к себе: низкая самооценка, самообвинение и стыд. «Я ненавижу себя», «я бесполезен».  Приобретённая высокая переносимость боли и сниженный страх смерти; Практически любой опыт перенесения сильной боли и/или страха (травмы, несчастные случаи, насилие; самоповреждающее, рискованное поведение); Сцены насилия и жестокости в СМИ; компьютерные игры связанные с убийством и насилием.

Интерперсональная теория суицида (мишени работы) Т. Джойнер, К. Ван Орден

  • Брошенность (фрустрированная принадлежность, одиночество);
  • Одиночество «Я чувствую себя отгороженным от других людей»;
  • Отсутствие взаимной поддержки «У меня нет людей, на которых я мог бы опереться в тяжёлые времена», «Я не могу поддержать близких мне людей»;
  • Восприятие себя как бремени;
  • Убеждение, что индивид настолько плох/бесполезен, что не может быть поддержкой для других. «Я причиняю близким людям только вред»;
  • Ненависть к себе: низкая самооценка, самообвинение и стыд. «Я ненавижу себя», «я бесполезен».
  • Приобретённая высокая переносимость боли и сниженный страх смерти;
  • Практически любой опыт перенесения сильной боли и/или страха (травмы, несчастные случаи, насилие; самоповреждающее, рискованное поведение);
  • Сцены насилия и жестокости в СМИ; компьютерные игры связанные с убийством и насилием.
Когнитивная теория суицида у подростков Отношения со значимыми другими: - высокий уровень стресса в жизни (насилие, пренебрежение со стороны родителей); - неблагополучная ситуация в семье, психические заболевания у родителей; - травля в среде ровесников   События      Мысли            Эмоции   Поведение       Суицидальный кризис  Когнитивная триада Бека: негативные взгляд на себя, мир и своё будущее Ошибки мышления : -катастрофизация, -персонализация, -сверхобобщение, -чёрно-белое мышление Когнитивная ригидность: Неспособность видеть разные пути решения проблем Негативные эмоции: гнев, отчаяние. Ощущение неизбежной, невыносимой, бесконечной боли Дезадаптивное поведение как способ справиться с негативными эмоциями Суицид как единственный выход Безнадежность

Когнитивная теория суицида у подростков

Отношения со значимыми другими:

- высокий уровень стресса в жизни (насилие, пренебрежение со стороны родителей);

- неблагополучная ситуация в семье, психические заболевания у родителей; - травля в среде ровесников

  • События
  • Мысли
  • Эмоции
  • Поведение
  • Суицидальный

кризис

    Когнитивная триада Бека:

    негативные взгляд на себя, мир и своё будущее

    Ошибки мышления :

    -катастрофизация,

    -персонализация,

    -сверхобобщение,

    -чёрно-белое мышление

    Когнитивная ригидность:

    Неспособность видеть разные пути решения проблем

    Негативные эмоции: гнев, отчаяние.

    Ощущение неизбежной, невыносимой, бесконечной боли

    Дезадаптивное поведение как способ справиться с негативными эмоциями

    Суицид как единственный выход

    Безнадежность

    Мишени психологической работы с позиции когнитивной теории Безнадёжность; Когнитивная ригидность (неспособность видеть разные пути решения проблем); Чёрно-белое мышление; Непринятие негативных эмоций; Взгляд на суицид как единственное возможное решение.

    Мишени психологической работы с позиции когнитивной теории

    • Безнадёжность;
    • Когнитивная ригидность (неспособность видеть разные пути решения проблем);
    • Чёрно-белое мышление;
    • Непринятие негативных эмоций;
    • Взгляд на суицид как единственное возможное решение.
    Выводы:  - Суицидальное поведение , является общеповеденческой реакцией человека по всему континууму индивидуальных вариаций — от безусловной психической нормы до выраженной патологии.  - Ключевые переживания - брошенность(одиночество), восприятие себя как бремени для близких, тревожность, бесперспективность, безнадежность, негативное восприятие себя, мира и своего будущего, душевная боль.  - Личностная предиспозиция - использование в  конфликтах примитивных механизмов защит, неразвитость копинг стратегий, импульсивность, агрессивность.    Статьи для дополнительного чтения Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи  http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65717.shtml

    Выводы:

    - Суицидальное поведение , является общеповеденческой реакцией человека по всему континууму индивидуальных вариаций — от безусловной психической нормы до выраженной патологии.

    - Ключевые переживания - брошенность(одиночество), восприятие себя как бремени для близких, тревожность, бесперспективность, безнадежность, негативное восприятие себя, мира и своего будущего, душевная боль.

    - Личностная предиспозиция - использование в конфликтах примитивных механизмов защит, неразвитость копинг стратегий, импульсивность, агрессивность.

    Статьи для дополнительного чтения Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65717.shtml

    Дополнительная литература Суицидологический глоссарий http://www.psychiatry.ru/lib/56/book/110/chapter/2

    Дополнительная литература

    • Суицидологический глоссарий http://www.psychiatry.ru/lib/56/book/110/chapter/2