Суицидальное поведение среди подростков и молодежи (факторы риска в современных концепциях суицидального поведения )
- Суицид может произойти в любом возрасте (от 7 до 17 лет).
- Суицидальное поведение может развиться как у подростков с психическими нарушениями так и без них.
- Для каждого возраста характерна своя причина, мотив.
- Состояния, предшествующие суициду, тоже значительно различаются.
- С подростком можно и нужно говорить о суициде.
Shaffer D, Pfeffer CR, Bernet W, et al. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with suicidal behaviour. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2001;40(7 Suppl):24S–51S.
На какой возраст приходится пик самоубийств (данные Росстата за 2011-2012) Частота завершённых суицидов среди мужчин в 3 раза выше, чем среди женщин. Частота суицидальных попыток у женщин в 4 раза выше, чем у мужчин.
Гендерные различия
4
- Суицид больше характерен несовершеннолетним и молодым мужчинам, нежели женщинам (5 , 5:1 в возрасте 15 - 24 года )
- Суицидальные попытки более характерны для девочек, чем для мальчиков (1 , 6:1)
Имеют место гендерные различия по статистике и интенсивности свершенных актов самоубийства, но в разных странах гендерные различия в общей картине суицида также различаются (WHO, 2002)
(World Health Organization (WHO). Suicide rates and absolute numbers of suicide by country (2002). Geneva (CH): WHO; 2003. [cited 2004 Mar 14]. Available from: http://www.who.int/mental_health/prevention/suicide/country_reports/en/index.html (accessed April 2007).
В большинстве общественных исследований суицидального мыслеобразования и попыток, указано, что количество женщин превышает количество мужчин, вовлеченных в данную деятельность, в то время как несовершеннолетние мальчики представлены более, чем достаточно в различных исследованиях свершенных актов суицида
(Gould MS, Greenberg T, Velting DM, et al. Youth suicide risk and preventive interventions: a review of the past 10 years. J Am Acad Child Adolesc
Psychiatry. 2003;42:386–405.)
International Association for Suicide Prevention (IASP) Executive Committee. IASP guidelines for suicide prevention. Crisis. 1999;20:155–163.)
(Beautrais AL. Suicide and serious suicide attempts in youth: a multiple-group comparison study. Am J Psychiatry. 2003;160:1093–1099.)
Исследовательница Ботрэ сравнила данные молодежи до 25 лет, свершившей суицид с данными тех, кто совершал попытки суицида или тех, что никогда таким не занимался и обнаружила, что гендерные различия между свершенными суицидами и суицидальными попытками объяснялись гендерными различиями при подборе методов самоубийства. Например 61,3% всех фатальных и нефатальных попыток суицида среди лиц мужского пола случались с применением крайне смертельных средств, например огнестрельного оружия, в то время, как 92,4% всех женских фатальных и нефатальных суицидальных попыток совершалось посредством более мягких способов, например отравления.
4
Основные причины самоубийств среди подростков и молодежи в период 2011-2014 (90 случаев)
- причина неизвестна - 22 человека;
- конфликты в семье - 26 человек;
- влюбленности, конфликты в семье, школе -24 случая;
- трудная жизненная ситуация (приемные подростки, дети из интернатов) – 13 случаев;
- тяжелое соматическое, неврологическое заболевание – 5 наблюдений .
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ
- Протест, месть 40%;
- Призыв 35%;
- Избежание (наказания, страдания)15%;
- Самонаказание 10%;
- Отказ 0%.
Суицидальное поведение по типу протеста, мести
Возникает в ситуации конфликта. Присутствует враждебность, агрессивность к объекту конфликта, смысл суицида в отрицательном воздействии на объект.
Пример: школьница просила маму отпустить ее с ночевкой к подруге. Получив отказ, девочка повздорила с родителями, заперлась в своей комнате и выбросилась из окна.
Суицидальное поведение по типу «призыва» отражает пассивную реакцию личности с целью привлечения внимания к ситуации и возможности получения помощи для ее изменения.
Пример: «14-летняя Г., выбросившаяся из многоэтажки на западе Москвы, накануне прыжка написала, что если ее бросит любимый, то она отправится в рай. Накануне самоубийства девушка поменяла статус на личной странице в соц. сети, в котором призналась о своих чувствах к В.. Чувства к парню были настолько сильны, что девушка написала, что если они расстанутся, то она не сможет больше жить. В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт, следствием которого и стал поступок школьницы».
При суицидах избежания наказания или страдания речь идет также о пассивной реакции личности в ответ на угрозу своему социальному, личностному или биологическому существованию.
Смысл суицида сводится к избежанию угрозы путем самоустранения . Это могут быть суициды с целью избежать физических страданий, в виде страха перед уголовной ответственностью, у молодежи нередко в виде страха перед наказанием.
Пример:
- 13-летний Н. покончил жизнь самоубийством, получив «двойку» по географии. Мальчик очень не хотел расстраивать любимую маму, которая воспитывала его вместе с новым мужем, и папу, с которым, несмотря на развод родителей, у Н. были прекрасные отношения.
- На роковой шаг мальчик, по предварительным данным, смог решиться, когда учителя вызвали маму на беседу об успеваемости Н.
- Он написал маме, что не смог быть ей хорошим сыном, что он не может больше врать и воровать у нее. Также подросток перед смертью попросил у мамы прощения, что не успел помыть посуду .
- Медицинская модель
- Психодинамическая модель
- Интерперсональная модель
- Когнитивная модель
Shaffer D, Pfeffer CR, Bernet W, et al. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with suicidal behaviour. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2001;40(7 Suppl):24S–51S.
Факторы риска детско-подростковой суицидальности согласно медицинской модели
13
Потенциирующие факторы риска
Провоцирующие факторы риска
- Травмы в детстве Стрессовые события в жизни Доступность средств Физическая болезнь Скорбь, тоска, печаль Острые фазы психиатрических нарушений Рисковое поведение
- Травмы в детстве
- Стрессовые события в жизни
- Доступность средств
- Физическая болезнь
- Скорбь, тоска, печаль
- Острые фазы психиатрических нарушений
- Рисковое поведение
- Предыдущая попытка суицида Семейная история суицида Психиатрические расстройства Употребление и злоупотребление некоторыми веществами Импульсивно-агрессивное поведение
- Предыдущая попытка суицида
- Семейная история суицида
- Психиатрические расстройства
- Употребление и злоупотребление некоторыми веществами
- Импульсивно-агрессивное поведение
Попытки суицида
14
- Предыдущие попытки самоубийства — сильнейший фактор в предсказании новых: около трети убивающих себя уже пытались это сделать; 1% из них совершат суицид в течение года, 10% — в течение десяти лет.
- Наличие предыдущих попыток в анамнезе увеличивает риск совершения суицида в 3 – 17 раз;
- Для юношей риск возрастает в 30 раз, для девушек – в 3 раза.
- Суицидальные попытки, совершенные нетривиальными, брутальными методами, а также попытки с серьезными медицинскими последствиями являются индикатором возможного суицидального поведения и повторных попыток, а также, что в будущем суицид будет доведен до завершения.
Рецидивная суицидальная попытка является лучшим предсказателем будущего завершенного самоубийства
(Jeanneret O. A tentative epidemiologic approach to suicide prevention in adolescence. J Adolesc Health. 1992;13:409– 414.)
Молодежь мужского пола подвержена риску рецидивной суицидальной попытки в течение года после первого эпизода (Otto,1972)
(Pfeffer CR, Klerman GL, Hurt SW, et al. Suicidal children grow up: rates and psychosocial risk factors for suicide attempts during follow-up. J Am Acad Child
Adolesc Psychiatry. 1993;32:106–113.
Hawton K, Fagg J. Trends in deliberate self-poisoning and self-injury in Oxford, 1976–1990. BMJ. 1992;304:1409–1411.
Hawton 1993
Kerfoot M, McHugh B. The outcome of childhood suicidal behaviour. Acta Paedopsychiatr. 1992;55:141–145.)
14
Исследования семей близнецов
15
Суицидальное поведение копится внутри семьи :
- В шесть раз больше проявлений суицидального поведения среди биологической родни самоубийц
- В шесть раз больше проявлений суицидального поведения среди биологической родни самоубийц
- Увеличенная согласованность суицидального поведения среди однояйцевых чем разнояйцевых близнецов (18% против 0.7%)
Убедительные доказательства генетической предрасположенность суицидальному поведению приведены в исследованиях близнецов, двойняшек и приемных детей
15
Семья: состав семьи, наличие в семейной истории суицидов, разводов, смертей
- Психические заболевания в семейной истории;
- Пренебрежение и жестокое обращение;
- Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения как развод могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля за ситуацией.
- Суицидальные идеи появляются чаще у подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников (ситуация буллинга) или взрослых.
Психические нарушения
17
- На момент своей смерти, по данным ВОЗ более 90% несовершеннолетних самоубийц имели психические расстройства . Более половины страдало от таких расстройств как минимум в течение двух лет.
- Суицид происходит в условиях активной фазы психиатрического заболевания, которое было не замечено и не отработано.
- Наиболее распространенной формой психического расстройства, зафиксированного при изучении свершившихся самоубийств подростков, является депрессивное расстройство и расстройства личности.
С суицидальностью ассоциируется сфера душевно-психических проблем, особенно депрессии детства (Samm et al., 2007)
Исследования в рамках Психологической аутопсии (Brent et al., 1999; Marttunen et al., 1991; Shaffer et al., 1996a) показали, что 90% суицидов вреди несовершеннолетних предпринимались лицами с предрасположенностью с психиатрическим нарушениям. В большинстве таких случаев расстройства наблюдались в течение двух и более лет
Несовершеннолетний со своими душевными расстройствами может натолкнуться на большее количество стрессовых событий, чем подросток без таковых. Или же такие подростки и дети могут воспринимать некоторые события слишком остро
Наиболее распространенной формой психиатрического нарушения, сопровождающего свершенные суицида является набор расстройств настроения и эмоционального фона, который у мальчиков сопряжен с нарушениями в поведении и употреблением некоторых веществ, субстанций и алкоголя, особенно у мальчиков старше 15 лет
17
Клинико-психологическая модель А.Г. Амбрумовой с соавт.
- Концепция суицидального поведения как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.
- Суицидальное поведение отнесено к разновидностям общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему континууму индивидуальных вариаций — от безусловной психической нормы до выраженной патологии.
- По данным А.Г. Амбрумовой на психически нездоровых людей приходится только 1/3 суицидов
К особенности суицидального поведения в молодом возрасте относятся (по А.Г. Амбрумовой):
1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком.
2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства.
3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
При этом в детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.
Депрессия
- Риск суицида у пациентов, страдающих депрессией, колеблется от 8-30%.
- Умеренный или тяжёлый депрессивный эпизод предшествует 45-70% суицидов.
Типичные симптомы депрессии, о которых могут сообщить учителя/родители
- В эмоционально-волевой сфере: с нижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
- Постоянное грустное настроение , немотивированная тревога, страхи, паника.
- В переживаниях (в словах): безнадежность, ненужность, одиночество, беспомощность, бессилие, низкая самооценка и чувство вины .
- В когнитивно-мнестической сфере: сложности концентрации внимания, хаотичность мышления.
- В поведении: социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях, пропуск школы или плохая успеваемость,
- В соматической сфере: значительные изменения сна и аппетита.
Причины суицида связанные с семьей ребенка: смерть одного из родителей и желание с ним воссоединиться, в силу недостаточного понимания природы смерти, насилие, унижение со стороны родителей, мотив - обида часто в сочетании со своей ненужностью родителям и желание избавиться от физических и психологических страданий.
- В эмоциях – тревожность, страхи, подавленность.
- В переживаниях –чувство обиды, брошенности.
- В высказываниях - устойчивые фантазии о смерти.
- В поведении – частый плач, замкнутость, истерики.
- В жалобах – на боли в теле.
Сочетанные причины суицида: семья, окружение
- Среди наиболее частых мотивов избежание наказания (13 летний мальчик получил двойку, не пошел домой и повесился), протест/месть - школьница просила маму отпустить ее с ночевкой к подруге. Получив отказ, девочка повздорила с родителями и заперлась в своей комнате и выбросилась из окна.
- В эмоциях – напряженность, эмоциональная неустойчивость, подавленность, раздражительность.
- В переживаниях – проявление чувства вины, безнадежности, одиночества, отсутствие страха смерти.
- В высказываниях - мысли, прямые или косвенные высказывания (а что будет после смерти?) о самоповреждении или самоубийстве.
- В поведении – импульсивность в поведении, пропуски школы или плохая успеваемость.
- В жалобах – на непонимание окружающими, непонимание себя.
Сочетанные причины суицида: окружение, семья
- Основные мотивы: призыв - школьница выбросилась из окна после того как ее «бросил» мальчик, протест/месть (выше был пример) самонаказание – основан на самообвинении и - угрызениях совести, чувстве греховности, при совершении непростительных поступков, когда подросток осознает их отрицательную моральную сторону - часто выявляется в рамках психических нарушений .
- В эмоциях – эмоциональная фиксация на травматической ситуации (тревога-тоска-гнев), суженное сознание.
- В переживаниях – отчаяние, бессмысленность, безнадежность, одиночество.
- В высказываниях – несостоятельность, разочарование в себе и близких людях, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве.
- В поведении –как замыкание в себе так и вызывающее поведение при высокой обидчивости и ранимости.
- В жалобах – на выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»). Ослабление или выпадение из речи слов связанных с удовольствием, радостью.
Суицидальность независима от депрессии (другая точка зрения)
- Между тяжестью депрессии и вероятностью самоубийства строгой корреляции нет: иногда самоубийства совершают во время легких душевных расстройств, а многие люди цепляются за жизнь в отчаяннейших ситуациях.
Различие между депрессией и суицидами (Войцех В.Ф.)
87,2%
33,0%
39,6%
Раннее появление патохарактеро-логических черт
65,9%
73,0%
27
Расстройства личности и самоубийства
- Совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза.
- Максимальный риск суицида (3-9%) связан с эмоционально-неустойчивым и нарциссическим расстройством личности.
Нарциссическая личность
Metamorphosis of Narcissus, Dali
- Озабоченность в неограниченном успехе, Грандиозное чувство собственной важности Идеальной любви Потребность в восхищении Неспособность воспринимать точку зрения других Отсутствие эмпатии Высокая агрессия или аутоагрессия на отвержение
- Озабоченность в неограниченном успехе,
- Грандиозное чувство собственной важности
- Идеальной любви
- Потребность в восхищении
- Неспособность воспринимать точку зрения других
- Отсутствие эмпатии
- Высокая агрессия или аутоагрессия на отвержение
29
Течение и прогноз
- Обладают врожденным сильным драйвом агрессии. Стыд и зависть в качестве главных эмоций.
- Агрессивное или самодеструктивное поведение возникает у них при появлении угрозы их грандиозности.
- Часто это сопровождается явно садистическими формами поведения.
Эмоционально-неустойчивая (пограничная личность)
- Стабильная нестабильность самовосприятия, межличностных отношений и эмоций.
- Постоянная тревога и чувство брошенности может приводить к импульсивным поступкам, нередко с суицидальным поведением.
- Выраженные эмоциональные реакции приводят к самодеструктивному поведению, которое проявляется в азартных играх, безответственных тратах денег, алкоголизме, употреблении наркотиков.
- Повторные суицидальные попытки нередко являются основным поводом обращения за помощью.
31
Течение и прогноз
- Дисфория иногда перемежается реакциями отчаяния, паники или злобы и сменяется короткими периодами благополучия.
- Чувство злобы, как и другие непосредственные реакции, возникает довольно легко и плохо контролируется, однако быстро сменяется чувством вины и раскаяния.
- Чрезвычайная реактивность в ответ на межличностные стрессовые факторы. В одиночестве таких людей может беспокоить чувство опустошенности.
С целью выявления роли особенностей личности в развитии антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения на базах медицинских учреждений и психологических центров г. Москвы было обследовано свыше 70 подростков.
Были выделены три группы подростков различающихся по особенностям личности, семейного воспитания, стрессовой ситуации, предъявляемых жалоб и клинической картины:
- Самовлюбленные, чувствительно ранимые, закрытые по отношению к другим, долго помнящие обиды.
- Эмоционально-неустойчивые, вспыльчивые, с агрессивным и аутоагрессивным поведением.
- Тревожно-зависимые, педантичные ригидные.
Стратегия оказания кризисной помощи в каждом случае носила принципиальные различия. Результаты представлены в статье: http://www.mprj.ru/archiv_global/2013_2_19/nomer/nomer18.php
Злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами
- Растущее потребление алкоголя несовершеннолетними является одним из важнейших факторов риска, что на момент достижения взрослости они начнут проявлять суицидальность (Sher et al., 2006)
Употребление алкоголя связано с большинством случаев смертей несовершеннолетних и молодых людей, включая смерть от ненамеренно нанесенного вреда, самоубийство и убийство (Grant et al. 1997)
Возможность того, что две и более попыток суицида могут иметь место, возрастает по мере роста потребления некоторых веществ и агрессивного поведения (Pena, 2010)
35
Шизофрения
- Риск суицида в этой группе пациентов почти такой же, как среди страдающих депрессией и составляет 10-12%,
- Уровень суицидов колеблется от 147 до 752 на 100000 пациентов в год.
Шизофрения (этапы развития)
На какие особенности речи необходимо обращать внимание
- Потеря восприятия целостности (фрагментарность, несвязанность, случайность, субъективность);
- Потеря целенаправленной деятельности мышления;
- Рассеянность из-за хаотичности мышления, появление посторонних мыслей;
- Резонерство отличается выхолощенностью суждений, потерей целенаправленности, соскальзываниями , склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения;
- Соскальзывание - адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок;
- В остром периоде ощущение, что мысли «чужие», «внедренные кем-то», что их можно «прочесть»;
- Отсутствие критичности к себе и окружающему.
Расстройства шизофренического спектра и суициды (мотивы)
- «неопределенная угроза» (переживание интенсивного качественно неопределенного страха по типу надвигающейся катастрофы);
- «угроза личностного опустошения и деградации» (переживание нарастающей психической дезорганизации);
- «изменение мировосприятия» (переживание утраты способности эмоционального реагирования на окружающее);
- «изменение самоощущения» (переживание собственной изменённости);
- «первичная утрата смысла жизни» (переживание бесцельности и бессмысленности собственного существования).
При наличии психической патологии не существует непосредственной зависимости суицидального поведения от болезненных симптомов, какими бы глубокими они ни были.
Даже в случаях глубоких психотических расстройств обусловленная ими «псевдореальная» конфликтная ситуация преломляется через базисные установки личности, что и определяет выбор того или иного варианта поведения
(А.Г. Амбрумова).
Проблемы, связанные с медицинской моделью суицидального поведения
- В одном гарвардском исследовании врачам раздали подредактированные истории болезни самоубийц и попросили поставить диагноз; если врачам не говорили, что это самоубийцы, они диагностировали душевные заболевания лишь в 22% случаев.
- Если в документах значилось самоубийство — в 90%. Ясно, что суицидальность подсказывала им неоспоримый медицинский диагноз.
- Работа в рамках данной модели требует знания психопатологии.
Современные психологические модели суицидального поведения
- Психодинамическая модель
- Интерперсональная модель
- Когнитивная модель
Психодинамическая модель
Суицид может развиться как нарциссический кризис включающий в себя:
- нереалистичную самооценку;
- противоречивый характер межличностных отношений;
- расхождение между фантазиями о смерти и реальностью смерти;
- сложности разграничения между естественной смертью и самоубийством;
- магическое в некотором смысле обращение с реальностью.
Терапевтические мишени в психодинамической концепции
- Центральная идея психоанализа – самоубийство это убийство внутренней части себя, которую ненавидишь.
- «Никто не убивает себя, кто не хочет убить другого» Штекель.
- Важно понять какая часть убивает себя.
- Отрывок из фильма « In treatment » (В терапии)
Модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент
Стрессоры :
- Проблемы с законом
- Потеря близкого человека
- Ссора/разлад в отношениях
Фасилитаторы:
- Насилие
- Интоксикация
- Информация о суицидах в СМИ; самоубийство в окружении; подростковое заражение
-Раздоры в семье
- Расстройство настроения у родителей
- Другое расстройство 1 Оси у родителей
- Нейротизм
- Безнадёжность
- Тревожность
Депрессия
Доступность летального агента
Завершённый суицид
Попытки суицида
Суицидальные мысли
- Импульсивная агрессивность
- Нарушение серотонинергической передачи
- Нарушение функций регуляции, программирования и контроля психических процессов
- Импульсивная агрессия у родителей
- Попытки суицида у родителей
Факторы-протекторы
- Семейные связи
- Наличие друзей в школе
- Религиозные/культурные ценности
Импульсивная агрессия
Интерперсональная теория суицида Т. Джойнер, К. Ван Орден
- Почему люди умирают от суицида?
- Потому что могут и хотят это сделать.
- ( Van Orden K.A., Witte T.K., Curcowicz K.C., Braithwaite S., Selby E.A., Joiner T.E (2010) The Interpersonal theory of suicide// Psychol Review,117(2): 575-600)
Приобретённая сниженная чувствительность к боли
Одиночество (отсутствие принадлежности к какой-либо группе людей)
Восприятие себя как бремени для окружающих («для других будет лучше, если я умру»)
Интерперсональная теория суицида Т. Джойнер, К. Ван Орден
Желание смерти
Безнадёжность
Завершённый/не завершенный истинный суицид
Интерперсональная теория суицида (мишени работы) Т. Джойнер, К. Ван Орден
- Брошенность (фрустрированная принадлежность, одиночество);
- Одиночество «Я чувствую себя отгороженным от других людей»;
- Отсутствие взаимной поддержки «У меня нет людей, на которых я мог бы опереться в тяжёлые времена», «Я не могу поддержать близких мне людей»;
- Восприятие себя как бремени;
- Убеждение, что индивид настолько плох/бесполезен, что не может быть поддержкой для других. «Я причиняю близким людям только вред»;
- Ненависть к себе: низкая самооценка, самообвинение и стыд. «Я ненавижу себя», «я бесполезен».
- Приобретённая высокая переносимость боли и сниженный страх смерти;
- Практически любой опыт перенесения сильной боли и/или страха (травмы, несчастные случаи, насилие; самоповреждающее, рискованное поведение);
- Сцены насилия и жестокости в СМИ; компьютерные игры связанные с убийством и насилием.
Когнитивная теория суицида у подростков
Отношения со значимыми другими:
- высокий уровень стресса в жизни (насилие, пренебрежение со стороны родителей);
- неблагополучная ситуация в семье, психические заболевания у родителей; - травля в среде ровесников
- События
- Мысли
- Эмоции
- Поведение
- Суицидальный
кризис
Когнитивная триада Бека:
негативные взгляд на себя, мир и своё будущее
Ошибки мышления :
-катастрофизация,
-персонализация,
-сверхобобщение,
-чёрно-белое мышление
Когнитивная ригидность:
Неспособность видеть разные пути решения проблем
Негативные эмоции: гнев, отчаяние.
Ощущение неизбежной, невыносимой, бесконечной боли
Дезадаптивное поведение как способ справиться с негативными эмоциями
Суицид как единственный выход
Безнадежность
Мишени психологической работы с позиции когнитивной теории
- Безнадёжность;
- Когнитивная ригидность (неспособность видеть разные пути решения проблем);
- Чёрно-белое мышление;
- Непринятие негативных эмоций;
- Взгляд на суицид как единственное возможное решение.
Выводы:
- Суицидальное поведение , является общеповеденческой реакцией человека по всему континууму индивидуальных вариаций — от безусловной психической нормы до выраженной патологии.
- Ключевые переживания - брошенность(одиночество), восприятие себя как бремени для близких, тревожность, бесперспективность, безнадежность, негативное восприятие себя, мира и своего будущего, душевная боль.
- Личностная предиспозиция - использование в конфликтах примитивных механизмов защит, неразвитость копинг стратегий, импульсивность, агрессивность.
Статьи для дополнительного чтения Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65717.shtml
Дополнительная литература
- Суицидологический глоссарий http://www.psychiatry.ru/lib/56/book/110/chapter/2